Гурченко Л. М.



Дошку на честь Л. М. Гурченко відкрито 14 листопада 2012 року за адресою Римарська вулиця, 11. Скульптор О. Рідний.

«В цій школі в 1943 – 1953 роках навчалась Людмила Гурченко Народна артистка СРСР, Почесний громадянин міста Харкова».

1. Галаур, С. Школа Люсі // Урядовий кур'єр. – 2013. – 4 січ.– С. 16.
2. Ефанова, М. Людмилу Гурченко «прописали» на Рымарской // Вечерний Харьков. – 2012. –15 нояб. – С. 1–2 : фот.
3. Пирлик, І. Харківська школа дала Людмилі Гурченко розуміння сенсу життя // Слобідський край. – 2012. – 15 листоп. – С. 1 : фот.
4. Тарасенко, Я. Слово «Школа» она всегда писала с большой буквы 
// Время. – 2012. – 15 нояб. – С. 7 : фот.

Статті про відкриття меморіальної дошки на честь народної артистки СРСР Л. М. Гурченко на будівлі міської гімназії № 6 на вул. Римарській, де вона навчалась. Автор дошки – харківський скульптор О. Рідний.

Життя видатних харків’ян: актриса Л. М. Гурченко



Гурченко Людмила Марківна (12.11.1935 – 30.03.2011) – кіноактриса. Народилась у Харкові. Закінчила харківську середню школу № 6, Всесоюзний інститут кінематографії (Москва, 1958). Працювала в Театрі-студії кіноактора (до 1964), театрі «Сучасник» (1964 – 66) та Держконцерті (1966 – 69). Знімалась у багатьох фільмах. Народна артистка СРСР (1983). Авторка декількох автобіографічних книг. Почесний громадянин Харкова. Померла у Москві [4].
***
«В первый класс Люся Гурченко пошла в 1943 году. Все 10 лет она проучилась в женской украинской школе, рядом с которой по переулку Кравцова, 7 был ее дом.
Люся выделялась на фоне остальных, – вспоминает ее одноклассница Таисия Перель. – Особенно это было заметно в начальных классах. К пятому все выровнялись, стали ходить в передничках, а вот до третьего выглядели оборванцами – все, кроме Люси. В нашем классе училось много бедных детей. У меня платье было сшито из пододеяльника, а Люся благодаря своей маме носила шерстяное платье и чулки.
Школьница Люся Гурченко была чистый гуманитарий – сочинения писала прекрасно, а с математикой дела не ладились… В кабинете, где занимался класс Гурченко, теперь учат школьников работать на компьютерах. Люся сидела за первой партой возле окна, с ее места был виден Харьковский театр украинской драмы…
Люся была очень веселым ребенком, – рассказывает 88-летняя Ольга Александровна Даниленко, которая учила будущую кинозвезду английскому языку в старших классах. – Я ее заметила еще до того, как она ко мне попала. По школе ходила быстро, на переменах все бегала в актовый зал, где стоял рояль. Аккомпанировала себе и пела песни из кинофильмов – даже те, которые по возрасту ей было рановато исполнять… А вот уроки Люся не успевала делать. Запомнился мне диалог между нами. Я ей выговариваю: "Люся, смотри, как другие отвечают. А ты опять не готова". Она: "Мне некогда, я буду актрисой, мне нужно готовиться". Я объясняю: "Я тоже когда-то хотела быть актрисой, но это увлечение проходит. А вот знания ты теряешь". Люся на меня посмотрела и заявила: "А я все равно буду актрисой!".
В семейном архиве Ольга Александровна до сих пор хранит "Тетрадь для контрольных работ по английскому языку ученицы 10-А Людмилы Гурченко". Несмотря на неважные отметки по английскому, актрисой Гурченко все равно стала – как и обещала» [8, с. 48–52].
Из воспоминаний Л. М. Гурченко «Мое взрослое детство»:
«1 сентября 1943 года я пошла в школу. Ровно за неделю школу почистили, помыли, сформировали классы. Парт не было, досок не было, книжек и тетрадей не было, мела не было, а учеба началась! Это была украинская школа. Ближайшая русская школа находилась от нас за четыре квартала. А эта, № 6 – во дворе, прямо под балконом. И мы с мамой решили, что я буду учиться в украинской. Все предметы велись на украинском языке. На первых порах я вообще ничего не понимала. А потом, со временем, мы разобрались и полюбили этот язык. Требования и правила в школах тогда еще были нестрогими. И уроки я готовила очень редко или вообще не готовила…
Школу я начала ощущать только с пятого класса. 1 сентября 1947 года директор школы привела к нам молоденькую учительницу и сказала: «Диты! З цього року классным кэривныком у вас будэ наша нова вчытелька Клара Абрамивна Аронова». Все учителя у нас были в возрасте – и вдруг такая молодая! Как же она будет с нами справляться? В нашем классе, самом трудном, ни один классный руководитель не задерживался… Клара Абрамовна вела у нас русский и литературу. При ней мы начали читать, ходить в театр, в музей… Она беззаветно любила свой предмет. Мы полюбили русскую литературу через ее любовь к книге, к языку. Впервые я тогда поняла, что в школу ходить интересно. А когда после десятого класса расставались с этой талантливой женщиной, мы еще не знали, как часто придется ее вспоминать – когда говорим, пишем, читаем» [8, с.267, 350–355].

Джерела
1. Гребенник, О. Дворик Людмилы Гурченко // Время. – 2011. – 2 сент.
Про будинок № 7 по провулку Кравцова, де жила майбутня актриса, і про школу № 6, де вона навчалася.
2. Гурченко, Л. М. Мое взрослое детство. – Москва : Молодая гвардия, 1983. – 286 с.
3. Гурченко Людмила Марківна (12.11.1935, Харків) // Мистецтво України : біогр. довід. / за ред. А. В. Кудрицького. – Київ, 1997. – С. 186.
4. Гурченко Людмила Марковна // Кинематографическая история Харькова 1896 – 2010. Имена. Фильмы. События : фильмо-биогр. справ./В. Миславский. – Харьков, 2011. – С. 48–49.
5. Ефанова, М. Харьков переживает потерю известной землячки // Вечерний Харьков. – 2001. – 2 апр. – С. 1–2 : фот.
6. Карнацевич, В. Гурченко Людмила Марковна (род. в 1935 г.) // 100 знаменитых харьковчан / В. Карнацевич. – Харьков, 2005. – С. 122–128 : фот.
7. Лисянський, М. Актриса і місто : історія любові / М. Лисянський, І. Мнішек // Слобідський край. – 2011. – 2 квіт. – С. 15.

8. «Наша Люся!» : (Л. М. Гурченко) / сост. П. В. Воловник, О. П. Воловник. – Харьков : Изд. дом ЖЗЛ, 2010. – 464 с. – (Современная ЖЗЛ Харьковщины. Кн. 5). – Из содерж.: Гурченко, Л. М. Мое взрослое детство.
9. Стрельник, И. Людмила Гурченко успіла попрощаться с родным домом // Вечерний Харьков. – 2011. – 16 апр. – С. 1–3 : фот.

Комментариев нет:

Отправить комментарий