Меморіальна дошка на честь М. Я. Безсонова встановлена 14
серпня 2015 року за адресою вулиця Дарвіна, 19А. Скульптор Олександр Рідний.
«У цьому будинку в 1973 – 1997 роках проживав Почесний
залізничник Безсонов Микола Якович перший начальник Харківського метрополітену».
К 40-летию
подземки : в Харькове установили мемор. доску первому начальнику Харьк.
метрополитена Н. Бессонову // Харьковские известия. – 2015. – 15 авг. – С. 1.
З історії створення харківського метрополітену
«Безсонов Микола Якович, перший начальник Харківського
метрополітену з 1974 р. по 1984 р. Народився 4 червня 1919 року в с. Карасьовка
Льговського району Курської області. 1941 року закінчив Харківський інститут
інженерів залізничного транспорту за фахом інженер паровозного господарства. Того
ж року розпочав трудову діяльність. 1960 року закінчив Всеросійський заочний
інститут інженерів залізничного транспорту за фахом інженер шляхів сполучення.
До 1974 року працював першим заступником голови Харківського міськвиконкому. З
листопада 1974 року по травень 1984 року працював начальником Харківського
метрополітену. Нагороджений трьома орденами Трудового Червоного Прапора,
медалями ″За доблесну працю у Великій Вітчизняній війні 1941 – 1945 рр.″, ″За
трудову відзнаку″, ″20 років Перемоги у Великій Вітчизняній війні 1941 – 1945
рр.″, ″50 років Збройних Сил СРСР″, ″За доблесну працю. В ознаменування
100-річчя з дня народження В. І. Леніна″, ″30 років Перемоги у Великій
Вітчизняній війні 1941–1945 рр.″. Помер 18.07.1997 року» [3, с. 25].
***
«Під дружні оплески учасників мітингу Г. О. Братчун
передає символічні ключі від метро начальнику управління з експлуатації
метрополітену М. Я. Безсонову, який запевнив, що завжди підземна траса буде
зразковою транспортною артерією міста» [4, с.1].
***
«Йде третій день з початку експлуатації Харківського
метрополітену. Начальник служби руху П. І. Фартушний повідомив, що метро працює
нормально. Працівники станцій і всіх служб управління показали високу
злагодженість у роботі. Поки що бажаючих проїхати поїздами метро дуже багато,
тому майже всі поїзди були перевантаженими. Але все йшло добре. Кожним поїздом
перевозилось більше 1000 пасажирів. Сьогодні управління метрополітену чекає
мільйонного пасажира. На кожній із станцій є книги відгуків. Харків’яни
записали вже в них кілька тисяч подяк на адресу прохідників, чеканників,
інженерів, які брали безпосередню участь у спорудженні ″підземки″. Багато
адресовано й експлуатаційникам. Пасажири відзначають високу їх дисциплінованість
і швидке освоєння нових професій, всі працівники руху вже були одягнені у
фірмовий одяг. На станції ″Радянська″ пасажири заповнили подяками вже три
великих книги» [1, с.1].
***
«Метро
работает без выходных – и Николай Яковлевич практически отменил выходные и для
самого себя. Суббота или воскресенье, праздничный ли день – он обычно находился
на рабочем месте, а в будние дни трудился не по восемь, а по 12 часов.
Он прекрасно понимал, что, не только
требуя, но и заботясь о коллективе, можно ожидать от него слаженной,
высокопроизводительной работы. Благодаря Н. Я. Бессонову большинство работников
метрополитена получили квартиры, много усилий он приложил к строительству девятиэтажного
общежития, реконструкции санатория-профилактория ″Дубовая роща″, ставшего
впоследствии подлинной здравницей харьковских метрополитеновцев» [2, с.70–71].
***
Цікаві факти про харківський метрополітен
«Все, что связано с метрополитеном, не может не интересовать
харьковчан. Это не только самый надежный, быстрый, удобный вид городского
транспорта, но еще и самый таинственный! О харьковской подземке ходит немало
слухов и легенд: говорят, что существует метро-2, а под тоннелями –
разнообразные огромные бункеры, подземные строения со всем необходимым для
людей на случай ядерной войны, а еще якобы горожане время от времени видят
призрак на "Советской"».
Станция
метро "Проспект Гагарина" изначально была "Левадой" с
васильками на стенах.
Метростроители хотели построить станцию "Левада" (ныне –
"Проспект Гагарина") в этническом стиле. Народный умелец из-под
Полтавы Петр Ганжа сделал керамический ковер из цветов для путевых стен. Прошли
все инстанции рассмотрения – Киев, Москву, везде одобрили. Но в Харькове на
обсуждении членов бюро обкома партии председатель облисполкома воскликнул:
"Так в этом же орнаменте есть васильки, а мы с ними воюем на злаковых
полях. Не годится!". И зарубили проект. Тогда же изменили название станции
на "Проспект Гагарина" и заставили делать отделку в мраморе. Получилось
плохо. Времени на переделку проекта уже не было – до сдачи станции оставалось
всего полгода.
Метрополитен
выращивал на продажу грибы и рыбу
В 1980-х и 1990-х годах метрополитен занимался весьма интересной
подсобно-вспомогательной деятельностью.
– "Пушкинская"
– самая глубокая станция харьковского метрополитена. Высота подъема по
вертикали около 30 метров. Технологический тоннель, оставшийся после пуска
станции под землей, использовали как плацдарм для выращивания шампиньонов, –
рассказывает экс-начальник электродепо "Салтовское" Дмитрий Лозовой. –
Была создана структура, работающая на хозрасчете. Материал закупали по тем
временам самый лучший – в Ленинграде. Процесс выглядел так. В электродепо на
поверхности материал в специальных камерах проращивали. Ночью его грузили на
дрезину и отвозили на "Пушкинскую". Секрет успеха круглогодичного
урожая прост – зимой и летом одна температура воздуха.
Кроме того, метрополитен разводил и выращивал речную рыбу в нескольких
прудах Харькова. Однако, мода на эту деятельность прошла, бизнес требовал все
больших затрат и более серьезного отношения» [5].
Джерела
1. Возненко, П. Мільйонний пасажир //
Вечірній Харків. – 1975. – 25 серп. – С. 1
2. Исаев, Л.
В конце тоннеля – свет : док.-публицист. очерк. – Харьков, 2000. – 287 с.
3. Харківський метрополітен.
40 років / [упоряд. А. С. Однорогов]. – Харків, 2015. – 158 с.
4. Шостий метрополітен країни діє! : Урочистий
мітинг трудящих Харкова // Вечірній Харків. – 1975. – 23 серп. – С. 1
5. Ярмоленко, Ю. 10 самых интересных фактов о харьковском метро [Электронный
ресурс] // VGORODE.UA. Новости Харькова. Транспорт и
инфраструктура. – 2011. – 10
нояб. – Режим доступа: http://kh.vgorode.ua/news/transport_y_ynfrastruktura/83805/, свободный (дата обращения 02.02.2016).
Комментариев нет:
Отправить комментарий