Мала Південна залізниця



Дошку на честь 75-річчя Малої Південної залізниці встановлено у 2015 році за адресою Сумська вулиця, 81 на фасаді будівлі Малої Південної залізниці.


«За ініціативи начальника Південної залізниці Уманця М. Г. до 75-річчя Малої Південної оновлено навчальну і матеріально-технічну базу та збудовано навіс над коліями на станції "Парк"».


З історії позашкільної освіти Харкова: Мала Південна залізниця


«В отличии от Южной железной дороги, стальные магистрали которой протянулись на тысячи километров, "Малая Южная" соединяет только две станции, расположенные на расстоянии 3,6 километра друг от друга: "Парк" – в Центральном парке культуры и отдыха имени А. М. Горького, и "Лесопарк" – в живописном дубовом лесу лесопарковой зоны Харькова. Хозяева здесь – юные железнодорожники, ученики школ Харькова и области в возрасте от 10 до 15 лет.
Детская железная дорога была построена в 1940 году. Первый поезд на станцию Лесопарк отправился 1 Мая. В годы Великой Отечественной войны фашисты до основания разрушили дорогу. После освобождения города тысячи харьковчан вышли на восстановление любимого уголка отдыха, развлечений и учебы детворы. В День железнодорожника, 5 августа 1945 года, когда Харьков только залечивал свои раны, "Малая Южная" вступила в строй.
<…> Все должности – от начальника станции до проводника – здесь занимают дети, юные железнодорожники, которых ныне насчитывается свыше полутора тысяч. Они получают на "Малой Южной" практические навыки и полезные знания по вождению тепловозов, учатся работать со сложной системой связи и сигнализации. После окончания полного курса обучения в кружках ребята получают рекомендации для поступления в железнодорожные училища, техникумы, институты. <…> Коллектив детской железной дороги неоднократно награждался Почетными грамотами и призами, дипломами ВДНХ СССР» [2, с. 232].
***
«В 1936 году лаборатория железнодорожного моделирования при харьковском Дворце пионеров и школьников приступила к разработке проекта Малой Южной. Было рассмотрено два варианта: согласно первому, дорога должна была пройти по саду им. Т. г. Шевченко – от здания ветеринарного института (тогда он находился на ул. Сумская, 37) до входа в зоопарк. По второму проекту дорога должна была пройти кольцом вокруг стадиона Дворца пионеров на Динамовской улице. Однако после долгих раздумий и споров был утвержден проект детской магистрали, соединяющей парк Горького и Лесопарк. К осени 1940 года были возведены все основные постройки и сооружения, смонтировано примерно полтора километра железнодорожного пути. Кстати здание вокзала на станции Парк является результатом труда известного архитектора Е. А. Лымаря, который в 1952 году вложил свой талант в возведение главного вокзала большой Южной – на станции Харьков-Пассажирский. 8 ноября 1940 года состоялось торжественное открытие движения поездов на детской железной дороге. Тогда на вооружении юных железнодорожников был один паровоз и несколько пассажирских вагонов. Но проработать до войны дорога успела всего несколько месяцев» [5].
***
«В последних числах сентября дорога должна была получить 5 четырёхосных пассажирских вагонов постройки Харьковского вагоноремонтного завода, однако по неизвестным причинам был получен только один вагон. Вагон имел два отделения – жесткое и мягкое. В мягком отделении были установлены бархатные кресла, покрытые полосатыми чехлами. Предусматривалось электрическое освещение. В салоне были белые занавески и синие шторки, имелись сетки для вещей, круглые абажуры для электрических лампочек.
Подвижной состав – паровоз и вагон – был окрашен в сине-голубой гамме. Окраска поездов в голубой цвет была характерна для многих детских железных дорог того времени. Дело в том, что синими или голубыми цветами обычно выделялись вагоны "взрослых" "фирменных" поездов тех лет.
Несмотря на обещания и громкие фразы в газетах, Малая Южная в ноябре 1940 года представляла из себя капитальный "недострой". Из-за многочисленных задержек в строительстве из запроектированных трёх километров успели построить только 500 м пути. Из-за задержек в строительстве со стороны "Южспецстроя" арочный мост строился больше двух месяцев, и, по имеющимся данным, к ноябрю 1940 года так и не был построен полностью. Вокзал станции Парк тоже не был достроен – успели возвести только стены, у здания не было ни крыши, ни окон. На станции имелся один главный путь, вместо второго обгонного пути был сооружен тупик. Станция Лесопарк вообще не была построена.
Несмотря на вышесказанное, не открыть дорогу к годовщине Октябрьской революции было нельзя. Движение по дороге было открыто 8 ноября 1940 года, к 23-хлетней годовщине Октябрьской революции. Начальником дороги был назначен руководитель железнодорожной лаборатории при Дворце Пионеров – Илья Яковлевич Шрамко.
Движение поездов на недостроенной дороге было организовано следующим образом: поезд отправлялся со ст. Парк, проходил 500 метров, останавливался и задним ходом, вагоном вперед, шел назад. На ночь и паровоз, и вагон убирались в депо.
<…> 30 апреля на дороге торжественно открылся новый сезон работы. Но в 1941 году Малой Южной было суждено проработать всего полтора месяца. 22 июня 1941 года началась Великая отечественная война. Работа дороги была остановлена. Началась массовая мобилизация. Многие юные железнодорожники в первые дни войны ушли на фронт. Враг стремительно продвигался на восток. Начались бомбёжки Харькова. Первые бомбы, упавшие на Харьков, взорвались недалеко от станции Парк. В конце июля началась эвакуация людей и промышленности из Харькова. В такой обстановке некому было думать об эвакуации Малой Южной, поэтому дорога была, по сути, просто брошена. С паровоза были сняты некоторые детали и закопаны неподалёку от станции Парк. Сам паровоз и пассажирский вагон остались на ее территории.
25 октября Харьков был захвачен вражескими войсками. Во время оккупации фашисты почти полностью разобрали железнодорожный путь и вывезли рельсы, оставив только небольшой участок на ст. Парк. Однако летом 1943 года для подвоза боеприпасов к оборонительным позициям в лесопарке часть пути была отстроена, затем, при отступлении, разобрана, а рельсы брошены в лесу. В здании вокзала ст. Парк была устроена конюшня. Неподалёку от станции Парк был устроен госпиталь для немецких военных летчиков, а совсем рядом со станцией спустя несколько десятилетий после окончания войны были найдены массовые захоронения немецких солдат» [3].
***
«В апреле 1945 года было принято решение о восстановлении детской дороги с ее продлением на два километра. Через несколько месяцев детская дорога преобразилась: поступил один 4-осный и несколько 2-осных пассажирских вагонов, отремонтирован вокзал, уложен новый путь, построено временное деревянное паровозное депо. <…> В 1948 году дорога получила шесть новых 4-осных пассажирских вагонов и дрезину для ремонта пути, путеизмерительную тележку и еще один паровоз, в 1951-м – новенький венгерский паровоз Кв4-039, который проработал на ДЖД до1990» [5].
***
«В последние годы Малая Южная стала своеобразным опытным полигоном для внедрения всего самого качественного и современного, что есть у железнодорожников. Это касается буквально всего – от строительных материалов, используемых во время ремонта, до систем управления движением поездов.
<…> Благодаря внедрению надежной системы телемеханики движение поездов регулируется со станции Парк. Морально и физически устаревшие пульты станций заменили на новые современные. С помощью компьютера можно управлять стрелками и сигналами, а монитор системы видеонаблюдения позволяет следить за порядком на объектах Малой Южной.
<…> Можно упомянуть о детской площадке, великолепном музее, эффективной системе отопления, новой мебели, современных учебных пособиях и уютных стрелочных постах» [1].
***
«1 мая по традиции торжественно открылось движение поездов на детской железной дороге «Малая Южная». Как всегда, железнодорожники различных предприятий «большой» Южной магистрали в канун этого события провели большую работу по подготовке Малой Южной к очередному сезону перевозок: отремонтировали оба тепловоза и все 12 вагонов двух поездов, подготовили пути и средства сигнализации и связи. А на перроне вокзала станции Парк построили вторую посадочную платформу. Коллектив ООО «Стальконструкция» на второй платформе соорудил красивый навес, защищающий пассажиров и юных железнодорожников от атмосферных осадков. По длине под ним помещается целый состав поезда из шести вагонов, а ажурный козырек из полупрозрачного полимерного материала захватывает и край первой платформы. В центральном зале вокзала станции Парк создана небольшая экспозиция моделей железнодорожной техники.
Кстати, нынешний год для Малой Южной – юбилейный: 8 ноября исполнится ровно 75 лет с того дня, когда она приняла первых пассажиров. На праздник торжественного открытия нового сезона на Малую Южную прибыли глава Харьковской областной госадминистрации Игорь Райнин, начальник Управления СБУ в Харьковской области Александр Пивовар, начальник Южной железной дороги Николай Уманец и ректор Украинского государственного университета железнодорожного транспорта Сергей Панченко. Губернатор наградил коллектив "Малой Южной" Почетной грамотой Харьковской областной государственной администрации и ценным подарком. В свою очередь, начальник ЮЖД Николай Уманец поблагодарил Игоря Райнина за поддержку, которую облгосадминистрация оказала в модернизации вокзала "Малой Южной"» [4].
Джерела
1. Детская дорога опережает современность // Вечерний Харьков. – 2010. – 26 окт.
2. Детская железная дорога «Малая Южная», Сумская ул., 81 // Харьков : кн. для туристов / авт. кол. : Г. К. Андреева и др. – Харьков : Прапор, 1984. – 256 с.
3. История [Электронный ресурс] // Малая Южная железная дорога : прошлое и настоящее. – 2014–   . Режим доступа: http://children-railway.kharkov.ua/?p=33 свободный (дата обращения 13.05.2016). – Сайт не является официальным сайтом Малой Южной железной дороги.
4. Малая Южная железная дорога открыла сезон [Электронный ресурс] // Малая Южная железная дорога : прошлое и настоящее. – 2015. – 3 мая. – Режим доступа: http://children-railway.kharkov.ua/?cat=15 свободный (дата обращения 13.05.2016). – Сайт не является официальным сайтом Малой Южной железной дороги.
5. Малая Южная прошла славный путь длиной в 70 лет // Вечерний Харьков. – 2010. – 26 окт.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий