Морозов О. О.


Меморіальна дошка на честь О. О. Морозова встановлена 23 вересня 1987 року за адресою вулиця Пушкінська, 54 (нині Григорія Сковороди; з боку вулиці Манізера).

«В этом доме в 1951–1979 г.г. жил конструктор советских танков, дважды Герой Социалистического Труда лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук Александр Александрович Морозов».

Пам’яті видатних конструкторів // Вечірній Харків. – 1987. – 23 верес. – С. 1
Про відкриття меморіальної дошки на будівлі, де мешкав О. О. Морозов.

З історії танкобудування Харкова: О. О. Морозов


«Морозов Олександр Олександрович (1904 – 1979) у жовтні 1940 року, у віці 36 років, призначається головним конструктором танків на заводі № 183. Протягом усього його життя посада не змінювалась.
Народився О. О. Морозов 29 жовтня 1904 року в місті Біжиця Брянського уїзду Орловської губернії. Трудову діяльність почав на ХПЗ [Харківський паровозний завод] у 1919 році, де працював на посадах переписувача технічних документів, копіювальника, молодшого кресляра-конструктора.
<> Великий внесок зробив О. О. Морозов у створення танка Т-34, в якому були органічно поєднані висока маневреність, простота і надійність конструкції висока технологічність виготовлення. Форма танка і його компоновка зусиллями колективу, який очолив О. О. Морозов після М. І. Кошкіна, стали класичними і в подальшому використовувалися багатьма танкобудівниками світу» [5, с. 43–44].
***
«Как известно, в середине тридцатых годов прошлого века Харьковский завод осваивал выпуск ″бэтешек″ – колесно-гусеничных танков от БТ-2 до БТ-7М. Так вот, конструктор Александр Морозов даже поступил на учебу в сектор боевой подготовки Дома Красной Армии и 1 мая 1934 года окончил курсы командиров танка БТ. То есть он прекрасно разбирался в материальной части не только как инженер-конструктор, но и как танкист-практик» [1, с. 5].
***
«М. И. Кошкин, повседневно общаясь с конструкторами, довольно быстро заметил и выделил в новом коллективе заведующего секцией нового проектирования А. А. Морозова. Ему понравились незаурядные качества молодого конструктора: упорство в достижении цели, творческая смелость в решении сложных конструкторских задач, необыкновенная работоспособность» [10, с 128].
***
«″У него крепкое лицо крестьянского склада, прозрачные, приметливые глаза и очень спокойная разговорная манера. Он курит, навалившись на ручку кресла, аккуратно стряхивает пепел и говорит о машине грядущего дня″. Так вспоминал о главном конструкторе Уральского танкового завода Александре Морозове один из журналистов. А еще помнят, что Александр Морозов часто повторял слова Эдисона о том, что в каждом гениальном решении – лишь один процент гениальности и девяносто девять процентов пота» [3, с. 4].
***
«Даже до войны его всегда раздражала способность некоторых людей тратить время и силы на мелочи быта. Работа – другое дело, тут Александр Александрович себя не щадил. А в остальном обходился самым необходимым, не отказывая себе разве что в куреве.
<> Незадолго до отъезда на Урал в их дом попала бомба. Обрушившаяся стена обнажила одну из комнат, и Александр Александрович ночевал во второй, дверь из которой открывалась теперь прямо на улицу. Было сыро и холодно, но, наработавшись за день, он падал на диван и, набросив на себя все теплые вещи, что были в доме, мгновенно засыпал, не слыша ни воя сирен, ни бомбежек.
Морозовы не были избалованы жизнью, и трудности обустройства, бытовые неудобства их не пугали. Были бы здоровы все, да не мешала бы работе напоминавшая о себе застарелая язва желудка. Остальное, считал он, дело наживное
<> В один из дней радио принесло тяжелую весть: наши войска оставили Харьков. Морозов услышал сообщение, собираясь на работу. Невозможно было представить, что по улицам города маршируют фашисты, что они хозяйничают на родном заводе.
Жена, мать и сестра тихо плакали, а он бессилен был даже утешить их.
Молча ушел на завод. Все уже знали о случившемся, но говорить об этом никому не хотелось. Да и что скажешь? Только работа могла отвлечь от тяжких дум, притупить боль. И они работали зло, одержимо» [7, с. 18–22].
***
«В октябре 1963-го под его [А. Морозова] непосредственным руководством был создан танк Т-64, на десятилетия опередивший танкостроение всего мира и ставший базовой машиной, на основе которого проектировались последующие танки – Т-72, Т-80, Т-84. Фактически этой машиной было определено направление, по которому развивалось мирное танкостроение. Сегодняшние боевые машины, которые разрабатывает ХКБМ им. Морозова и строит завод им. Малышева, во многом унаследовали инженерные решения, предложенные Александром Морозовым и сделавшие отечественное танкостроение одним из лидеров в мире.
В 60-е годы А. Морозов раскрылся как ученый. Он провел глубокий анализ направлений в проектировании танков и, основываясь на богатейшем производственном опыте и накопленном техническом материале, защитил диссертацию, став в 1972 году доктором технических наук» [1, с. 5].

Джерела
1. Алешин, В. Конструктор на все времена : к 105-летию со дня рождения Александра Морозова // Харьковские известия. – 2009. – 31 окт. – С. 5
2. Владимиров, В. В честь прославленных конструкторов // Красное Знамя. – 1987. – 24 сент. – С. 4.
3. Генкин, А. ″Тридцатьчетверка″ навсегда останется самым массовым танком мира // Время. – 2004. – 2 сент. – С. 4
4. Зеленина, Е. Приключения Т-64, боевой машины и памятника // Время. – 2011. – 28 сент. – С. 2
5. Історія танкобудування України. Персоналії : навч. посіб. / Є. Є. Александров, І. Є. Александрова, Л. М. Бєсов [та ін.]. – Харків : НТУ «ХПІ», 2007. – 199 с.
6. Кривомаз, Н. Т. На рубеже веков : харьк. паровозостроит. з-д – з-д им. В. А. Малышева : люди и судьбы : ист.-публицист. очерки. – Харьков : Митець, 2000. – 231 с.
7. Листровой, В. Конструктор Морозов / В. Листровой, К. Слободин. – Москва: Политиздат, 1983. – 80 с.
8. Пам’яті видатних конструкторів // Вечірній Харків. – 1987. – 23 верес. – С. 1.
9. Танки и люди. Дневник главного конструктора А. А. Морозова / [авт.-сост. В. Л. Чернышев]. – Харьков : [ХИТВ], 2007. – 275 с.
10. Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А. А. Морозова // [авт. кол.: А. И. Веретенников и др. ; под общ. ред. М. Д. Борисюка]. – [Харьков, 2007]. – 188 с.
11. ХПЗ – завод им. Малышева. 1895–1995 : крат. история развития / [авт. кол.: А.В. Быстриченко и др.]. – Харьков: Прапор, 1995. – 702 с.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий