Меморіальна дошка на честь О. О. Морозова встановлена 23 вересня 1987 року за адресою вулиця Пушкінська, 54 (нині Григорія Сковороди; з боку вулиці Манізера).
«В этом доме в 1951–1979 г.г. жил конструктор советских танков, дважды Герой
Социалистического Труда лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор
технических наук Александр Александрович Морозов».
Пам’яті видатних конструкторів // Вечірній
Харків. – 1987. – 23 верес. – С. 1
Про відкриття меморіальної дошки на будівлі,
де мешкав О. О. Морозов.
З історії танкобудування Харкова: О. О. Морозов
«Морозов Олександр Олександрович (1904 – 1979) у жовтні
1940 року, у віці 36 років, призначається головним конструктором танків на
заводі № 183. Протягом усього його життя посада не змінювалась.
Народився О. О. Морозов 29 жовтня 1904 року в місті
Біжиця Брянського уїзду Орловської губернії. Трудову діяльність почав на ХПЗ [Харківський паровозний завод] у 1919 році, де працював на посадах переписувача
технічних документів, копіювальника, молодшого кресляра-конструктора.
<…> Великий внесок
зробив О. О. Морозов у створення танка Т-34, в якому були органічно поєднані
висока маневреність, простота і надійність конструкції висока технологічність
виготовлення. Форма танка і його компоновка зусиллями колективу, який очолив О.
О. Морозов після М. І. Кошкіна, стали класичними і в подальшому
використовувалися багатьма танкобудівниками світу» [5, с. 43–44].
***
«Как известно, в середине тридцатых
годов прошлого века Харьковский завод осваивал выпуск ″бэтешек″ –
колесно-гусеничных танков от БТ-2 до БТ-7М. Так вот, конструктор Александр
Морозов даже поступил на учебу в сектор боевой подготовки Дома Красной Армии и
1 мая 1934 года окончил курсы командиров танка БТ. То есть он прекрасно
разбирался в материальной части не только как инженер-конструктор, но и как
танкист-практик» [1, с. 5].
***
«М. И. Кошкин, повседневно общаясь с
конструкторами, довольно быстро заметил и выделил в новом коллективе
заведующего секцией нового проектирования А. А. Морозова. Ему понравились
незаурядные качества молодого конструктора: упорство в достижении цели,
творческая смелость в решении сложных конструкторских задач, необыкновенная
работоспособность» [10, с 128].
***
«″У
него крепкое лицо крестьянского склада, прозрачные, приметливые глаза и очень
спокойная разговорная манера. Он курит, навалившись на ручку кресла, аккуратно
стряхивает пепел и говорит о машине грядущего дня″. Так вспоминал о главном
конструкторе Уральского танкового завода Александре Морозове один из
журналистов. А еще помнят, что Александр Морозов часто повторял слова Эдисона о
том, что в каждом гениальном решении – лишь один процент гениальности и
девяносто девять процентов пота» [3,
с. 4].
***
«Даже до войны его всегда раздражала
способность некоторых людей тратить время и силы на мелочи быта. Работа –
другое дело, тут Александр Александрович себя не щадил. А в остальном обходился
самым необходимым, не отказывая себе разве что в куреве.
<…> Незадолго до отъезда на Урал в
их дом попала бомба. Обрушившаяся стена обнажила одну из комнат, и Александр
Александрович ночевал во второй, дверь из которой открывалась теперь прямо на
улицу. Было сыро и холодно, но, наработавшись за день, он падал на диван и,
набросив на себя все теплые вещи, что были в доме, мгновенно засыпал, не слыша
ни воя сирен, ни бомбежек.
Морозовы
не были избалованы жизнью, и трудности обустройства, бытовые неудобства их не
пугали. Были бы здоровы все, да не мешала бы работе напоминавшая о себе
застарелая язва желудка. Остальное, считал он, дело наживное
<…> В один из дней радио принесло
тяжелую весть: наши войска оставили Харьков. Морозов услышал сообщение,
собираясь на работу. Невозможно было представить, что по улицам города
маршируют фашисты, что они хозяйничают на родном заводе.
Жена,
мать и сестра тихо плакали, а он бессилен был даже утешить их.
Молча
ушел на завод. Все уже знали о случившемся, но говорить об этом никому не
хотелось. Да и что скажешь? Только работа могла отвлечь от тяжких дум,
притупить боль. И они работали зло, одержимо» [7,
с. 18–22].
***
«В
октябре 1963-го под его [А. Морозова]
непосредственным руководством был создан танк Т-64, на десятилетия опередивший
танкостроение всего мира и ставший базовой машиной, на основе которого
проектировались последующие танки – Т-72, Т-80, Т-84. Фактически этой машиной
было определено направление, по которому развивалось мирное танкостроение.
Сегодняшние боевые машины, которые разрабатывает ХКБМ им. Морозова и строит
завод им. Малышева, во многом унаследовали инженерные решения, предложенные
Александром Морозовым и сделавшие отечественное танкостроение одним из лидеров
в мире.
В
60-е годы А. Морозов раскрылся как ученый. Он провел глубокий анализ
направлений в проектировании танков и, основываясь на богатейшем
производственном опыте и накопленном техническом материале, защитил
диссертацию, став в 1972 году доктором технических наук» [1, с. 5].
Джерела
1. Алешин, В.
Конструктор на все времена : к 105-летию со дня рождения Александра
Морозова // Харьковские
известия. – 2009. – 31 окт. – С. 5
2. Владимиров, В. В честь прославленных конструкторов // Красное Знамя. – 1987. – 24 сент. – С. 4.
3. Генкин, А.
″Тридцатьчетверка″ навсегда останется самым массовым танком мира // Время. –
2004. – 2 сент. – С. 4
4. Зеленина, Е. Приключения Т-64, боевой машины и памятника // Время.
– 2011. – 28 сент. – С. 2
5. Історія танкобудування України.
Персоналії : навч. посіб. / Є. Є. Александров, І. Є. Александрова, Л. М. Бєсов [та
ін.]. – Харків : НТУ «ХПІ», 2007. – 199 с.
6. Кривомаз, Н. Т. На рубеже веков : харьк.
паровозостроит. з-д – з-д им. В. А. Малышева : люди и судьбы : ист.-публицист.
очерки. – Харьков : Митець, 2000. – 231 с.
7. Листровой,
В. Конструктор Морозов / В. Листровой, К. Слободин. – Москва: Политиздат, 1983.
– 80 с.
8. Пам’яті видатних конструкторів // Вечірній
Харків. – 1987. – 23 верес. – С. 1.
9. Танки и
люди. Дневник главного конструктора А. А. Морозова / [авт.-сост. В. Л. Чернышев].
– Харьков : [ХИТВ], 2007. – 275 с.
10. Харьковское
конструкторское бюро по машиностроению имени А. А. Морозова // [авт. кол.: А.
И. Веретенников и др. ; под общ. ред. М. Д. Борисюка]. – [Харьков, 2007]. – 188 с.
11. ХПЗ – завод им. Малышева. 1895–1995 : крат. история развития / [авт. кол.:
А.В. Быстриченко и др.]. – Харьков: Прапор, 1995. – 702 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий