Соболь М. О.



Меморіальна дошка на честь М. О. Соболя встановлена 29 листопада 2001 року за адресою вулиця Пушкінська, 54 (з боку вулиці Красіна).

«В цьому будинку в 1939–1941 рр. проживав видатний державний діяч, директор заводу імені В. О. Малишева Соболь Микола Олександрович».

Имена в истории // Слобода. – 2001. – 30 нояб.
Крафт, О. Это нужно не мертвым... // Время. – 2001. – 29 нояб.
Статті про відкриття меморіальної дошки на будівлі, де мешкав М. О. Соболь (вулиця Пушкінська, 54).

З історії машинобудування Харкова: М. О. Соболь


Микола Олександрович Соболь народився 19 лютого 1910 року в селі Велика Рублівка Полтавської губернії, нині Котелевського району Полтавської області в родині вчителя.
Після закінчення профтехшколи в місті Богодухів Харківської області в 1929 році працює техніком на Харківському паровозобудівному заводі. В 1936 році закінчує Харківський механіко-машинобудівний інститут (зараз – Національний технічний університет «Харківський політехнічний інститут»). Працює помічником начальника відділу технічного контролю, начальником відділу експлуатації, начальником цеху, завідувачем виробництвом на тому ж заводі.
З 1941 року працює начальником цеху, начальником бюро технічного контролю на заводі в місті Нижній Тагіл, а з 1943 року – начальником ремонтної бази ВТК на Харківському заводі транспортного машинобудування ім. В. О. Малишева. З 1949 року – головний інженер, а з 1954 року – директор заводу імені Малишева.
Помер у квітні 1991 року. Похований у Києві [3].
***
«Сменивший Петухова Николай Александрович Соболь (май 1954 года) был, без преувеличения, весьма уважаемым на заводе директором – во всех отношениях. Тут сыграли свою роль контактность, интеллект и интеллигентность, сформировавшиеся за многие годы работы на заводе (с 1929 года), наконец, глубокое знание производства и ″духа″ коллектива, рабочих, специалистов и руководителей всех уровней.
<…> У него было правило: ежедневно обходить цеха, общаться с людьми. Это позволяло не только полностью владеть информацией, но и открывать потенциальных руководителей. Так утверждались в ведущих должностях Б. Е. Бегун, Б. Н. Струнге, Н. С. Лычагин… А Федор Михеевич Маляров, ставший при Н. А. Соболе главным инженером, был поистине находкой не только для директора, но и для всего коллектива завода» [2, с. 34–36].
***
Зі спогадів М. О. Соболя:
«Никто из нас, находящихся в вагоне-теплушке эшелона, на Урале не был, и о нем мы имели только некоторое представление из прочитанных книг в детстве и ранней юности. А юность наша вся ушла на работу, учебу и снова на работу уже в годы индустриализации и первых пятилеток развития народного хозяйства страны, да еще на таком заводе, как ХПЗ, где приобретался богатейший, академический стаж и знание дела, но за это много было отдано… Нас в вагоне-теплушке было 12 человек, располагавшихся на досках наверху, с проходом в два метра шириной по середине вагона. Под нами были плотно уложенные книги из технической библиотеки завода. В центре вагона стояла небольшая железная, выложенная внутри кирпичом печь для обогрева вагона и приготовления пищи. Продукты питания заготовляли на больших или узловых станциях.
<…> В середине ноября 1941 года прибыли в Нижний Тагил, на железнодорожную станцию Вагонка. Мы стали уральцами, вовлеченными в нечеловеческий, но жизненно необходимый для Родины труд» [4, с. 91–92].
***
Із публікацій А. С. Епштейна про М. Соболя в заводській газеті «Машинобудівник»
«Началась подготовка заводских ученых-специалистов высшей квалификации. В 19531954 гг. были организованы группы по подготовке к сдаче кандидатского минимума. Каково было мое удивление, когда я услышал от нашего преподавателя английского языка, что после нас она идет к главному инженеру [Н. Соболю] – он также готовится. (При этом извинился, что не может покидать в это время свой кабинет). Не в пример отдельным руководителям – экзамен сдавал действительно (а не по оформленному заочно протоколу). Затем делился впечатлениями о сдаче кандидатского экзамена по философии в Харьковском университете: ″Спрашивали придирчиво, по-настоящему. Трудно было!″ [4, с. 205].
<…> Николай Александрович решительным образом (что и определило успех дела) поддержал инициативу работников конструкторского отдела по локомотивостроению восстановить разрушенную во время войны часть здания во дворе заводского дома по ул. Пушкинской, 54. Дирекция обеспечила строительными материалами, оказала помощь в разработке строительной документации, выделила на все время работы прораба. Конструкторы все сделали своими руками, построено 24 квартиры. Была сделана попытка ″кое-кем″ ″наложить руку″ на часть из них, но Н. А. Соболь не допустил этого. Уже в начале 1957 года произошло вселение» [4, с. 209].

Джерела
1. Історія танкобудування України. Персоналії : навч. посіб. / Є. Є. Александров, І. Є. Александрова, Л. М. Бєсов [та ін.]. – Харків : НТУ «ХПІ», 2007. – 199 с.
2. Кривомаз, Н. Т. На рубеже веков : харьк. паровозостроит. з-д – з-д им. В. А. Малышева : люди и судьбы : ист.-публицист. очерки. – Харьков : Митець, 2000. – 231 с.
3. Соболь Микола Олександрович // Вікіпедія : вільна енциклопедія. – Режим доступу: http://qps.ru/Xqu5t, вільний (дата звернення 25.03.2016).
4. Соболь, Н. А. Воспоминания директора завода. – Харьков: Прапор, 1995. – 223 с.
5. ХПЗ – завод им. Малышева. 18951995 : крат. история развития / [авт. кол.: А.В. Быстриченко и др.]. – Харьков : Прапор, 1995. – 702 с.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий