Революційні події 1905 року



Дошку в пам'ять революційних подій 1905 року відкрито у 1957 році за адресою Університетська вулиця, 16 на фасаді Українського заочного політехнічного інституту (нині Українська інженерно-педагогічна академія). Матеріал білий мармур.

«Місце барикад першого штурму, де 11/24 жовтня 1905 року під керівництвом пролетаріату революційне студентство пліч-о-пліч з робітниками билося проти царату».

З історії Харкова: революційні події 1905 року


«В дни октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 г. на улицах и площадях Харькова проходили бурные митинги и демонстрации. 10 октября состоялся 10-тысячный митинг на Ващенковской леваде. Выступление рабочих поддержали студенты, организовав митинг в университете. На Екатеринославской улице и на мосту через Лопань произошли столкновения рабочих с царскими войсками. Вечером казаки открыли огонь по студентам и рабочим, собравшимся на Университетской горке. Это послужило поводом к возведению баррикад. Их строительство началось утром 11 октября. Из здания университета рабочие и студенты выносили столы, шкафы, скамейки, на улице валили столбы, разбирали металлическую ограду собора, несли ящики, бревна. Уже к полудню было сооружено восемь баррикад. Четыре из них пересекали Университетскую улицу, одна – Горяиновский переулок, три окружали собор. Над баррикадами были подняты красные флаги с лозунгами “Долой самодержавие!”, “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”. На баррикадах собралось более двух тысяч рабочих и студентов. Они организовались в десятки, полусотни, сотни во главе с командирами. Комендантом баррикад был назначен Н. Пальчевский, помощником – Д. Бассалыго. Дружинники, захватившие оружейный магазин “Охота”, привезли винтовки и револьверы. Несколько комнат в здании университета отвели под госпиталь. Здесь дежурили студенты медицинского факультета и слушательницы женских курсов.
В ночь на 12 октября царские войска начали окружать баррикады. Рабочие и студенты были готовы к бою. Но либералы города, создав так называемый Комитет безопасности, начали переговоры с губернатором о сдаче баррикад. Это предложение поддержали меньшевики и эсеры, большевики были против. Незначительным большинством голосов Комитет принял решение оставить баррикады. Большевики выставили требования к губернатору и коменданту гарнизона: “Не обыскивать защитников баррикад, отвести войска с Павловской площади. Флаги снимают сами защитники баррикад, а не полиция, баррикады разбираются только через 40 минут после ухода защитников”. Эти требования были выполнены. Защитников, покидавших баррикады, приветствовали тысячи людей, собравшихся на ближайших улицах. В 1957 г. в честь этих событий на здании бывшего университета была установлена мемориальная доска из белого мрамора» [4].
***
Из воспоминаний профессора В. П. Бузескула:
«Еще накануне, в понедельник 10 октября, в университете было спокойно. До 2 часов дня шли лекции. Я сам читал от 12 до 2 часов довольно многочисленной аудитории лекцию по греческой истории. Правда, началась уже железнодорожная забастовка: у вокзала собирался митинг. В третьем часу мимо университета проходили толпы рабочих. Как только они показались, студенты, наполнявшие аудиторию и смотревшие в окна, вдруг покинули университет, по-видимому, они присоединились к шедшим на митинг рабочим. В университете стало тихо, он опустел. А вечером на Николаевской площади произошло кровавое столкновение, которое и послужило толчком к дальнейшим, столь неожиданным событиям: между войсками и собравшимся народом завязалась перестрелка, были жертвы и в числе их – студент-юрист 2-го семестра Константиниди. Его смерть страшно взволновала студенчество. Когда на следующий день, во вторник 11 октября, около 10 часов утра я подошел к университету, то на улице увидел толпящихся, взволнованных студентов. Я спросил, что значит эта толпа и волнение. И получил ответ, что накануне войска стреляли, убит Константиниди, и вот теперь студенты вооружаются, укрепляют университетские помещения – намерены забаррикадироваться и готовятся выдержать штурм, когда против них будут направлены войска.
В самом здании было уже много посторонних, рабочих, женщин. Всюду большое возбуждение, суета, давка, по лестнице несли в корзинах кирпичи, уголь, тащили дрова. Я с трудом протиснулся наверх. В помещении правления собралось несколько профессоров. Посоветовавшись с нами, ректор объявил о временном закрытии университета. Из окна было видно, как студенты заперли ворота и стали закладывать их бревнами. На улице толпа подпиливала и сваливала телеграфные и телефонные  столбы, очевидно, с намерением воспользоваться ими для баррикад, которые воздвигались тут же, на улице. Собирались любопытные, среди них гимназисты и гимназистки. С трудом пробравшись через толпу, к нам прибыли деканы В. А. Стеклов и Н. А. Гредескул. На общем совещании решено было употребить все меры, чтобы не допустить кровопролития и полного разгрома университета, что казалось неминуемым, если будет предпринят штурм войсками. Поэтому мы решили отправиться к губернатору и убедить его не пускать в ход военной силы. Губернатор Старынкевич отнесся к нашей просьбе с пониманием: он обещал не придвигать войска близко к университету. Студентам сообщили о решении губернатора, они обещали вести себя спокойно, первыми не стрелять и готовы были покинуть здание университета, если им будет разрешен митинг на Николаевской площади. На устройство митинга в центре города губернатор не согласился. В ходе дальнейших переговоров он разрешил провести митинг на следующий день на Скобелевской площади. Студенты должны покинуть занятые ими помещения одновременно, оружие оставить в здании. Обыску они подвергаться не будут, и по пути на Скобелевскую площадь им обещана полная безопасность и неприкосновенность. Баррикады будут разобраны пожарными и войсками.
12 октября в третьем часу дня мы пошли в университет, чтобы передать студентам эти условия. Николаевская площадь была пуста. В переулке около собора была устроена первая баррикада из телеграфных столбов, бревен, досок и тому подобного. На баррикаде развевался красный флаг. За углом, по Университетской улице, между зданием аудиторий и библиотекой, была другая такая же баррикада; обе вышиною около сажени, если не более. За каждой – студент-часовой с ружьем. На крыше университетских зданий виднелись тоже караульные. Не без труда, с помощью студентов мы перелезли через баррикады и вошли в университет. Там было темно: окна заложены кирпичами и бревнами. Нас повели в агрономическую лабораторию. Там находился “комитет борьбы”, заведовавший обороной. После совещания предложенные условия были приняты. Осажденным давался некоторый срок на сборы и на то, чтобы сложить оружие… Наконец показались выходящие из университета. Несколько лиц из вышедших взобрались на баррикаду и напомнили своим товарищам: идти в порядке, тихо, без пения, без криков. С подобным же увещеванием обратились и к толпе на площади. Флаг с баррикад был снят. Всех выходивших, по-видимому, насчитывалось человек 400. Среди них, кроме студентов, было много рабочих, было и несколько женщин, одна из них – сестра милосердия. Шествие двинулось.
На пути, по сторонам улиц и на тротуарах была масса публики, в домах отворяли окна и двери на балконы. Шествие проходило в полном порядке: идущие впереди рабочие прилагали все усилия к его поддержанию. Комендант, обратившись к нам, заметил: “Удивительно! Какая дисциплина и выдержка!” Прошли Рыбную и Харьковский мост. Около первой гимназии, видя, что все идет благополучно, я простился с ректором и комендантом и поехал домой. Таким образом, удалось выполнить нашу задачу – предотвратить кровопролитие. Не могу себе представить, что было бы, если бы университет подвергся штурму, и его аудитории обагрились кровью! Как вошли бы мы в эти аудитории и читали бы в них лекции?» [1].

Джерела
1. Бузескул, В. П. Дни баррикад в Харькове в октябре 1905 г. : (личные воспоминания) // Харківський університет XIX – початку XX століття у спогадах його професорів та вихованців. – Харків, 2010. – Т. 2. – С. 334–348.
2. Галкін, К. Барикади. – Харків : Вид-во всеукр. ради т-ва політкаторжан і засланців, 1933. – 163 с.
3. Гредескул, Н. А. Революционный захват университета в Харькове // Харківський університет XIX – початку XX століття у спогадах його професорів та вихованців. – Харків, 2010. – Т. 2. – С. 324–333.
4. Материалы к Своду памятников истории и культуры народов СССР по Украинской ССР / Укр. о-во охраны памятников истории и культуры. – Киев : [б. и.], 1984. – Вып. 2 : Харьковская область. – С. 151–152.
5. Место баррикад, воздвигнутых рабочими и студентами в октябре 1905 года // Историко-революционные памятники Харьковщины : очерки / Н. Т. Дьяченко, Т. М. Борисова, М. В. Уманский. – 3-е изд., испр. и доп. – Харьков, 1983. – С. 91–93.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий