Бєлоусов В. О.



Дошку на честь В. О. Бєлоусова встановлено у 2002 році за адресою вулиця Данилевського, 7 на фасаді колишньої педіатричної клініки (нині офтальмологічна клініка).
 
«В цьому будинку – колишній педіатричній клініці медичного інституту у 1917 – 1941 рр. та 1944 – 1971 рр. працював видатний український педіатр, заслужений діяч науки Української РСР, член-кореспондент АМН СРСР, професор Белоусов Володимир Олександрович».


[Бєлоусов Володимир Олександрович] // Слобідський край. – 2002. – 30 квіт. : фотогр.
Про відкриття меморіальної дошки на честь В. О. Бєлоусова – лікаря-педіатра, члена-кореспондента АМН СРСР, заслуженого діяча науки УРСР (вул. Данилевського, 7, на фасаді колишньої педіатричної клініки, нині офтальмологічна клініка).

З історії медичної науки Харкова: В. О. Бєлоусов


Бєлоусов Володимир Олександрович (13(25).07.1895–25.05.1971) : вчений, медик, педіатр. Народився у м. Курськ (Росія). Закінчив медичний факультет Харківського університету (1917), працював у ньому. Викладав у Харківському медичному інституті (1920), завідуючий кафедрою (1938–1965), декан педіатричного факультету (1944–1946), заступник директора (1946–1952), професор-консультант (1965). Доктор медичних наук (1937), професор (з 1939). Член-кореспондент АМН СРСР (1957). Автор праць з діагностики та лікування різних хвороб у дітей (зокрема туберкульозу), з дитячої курортології та харчування. Заслужений діяч науки УРСР (1956). Член правлінь Всесоюзного, Українського та голова Харківського наукових товариств дитячих лікарів. Нагороджений орденами Леніна та Трудового Червоного Прапора. Помер 25 травня 1971 р. у Харкові [2]
***
«Кафедра педиатрии, которой с 1938 года заведовал профессор В. А. Белоусов, была организована как самостоятельная и вошла в состав преподаваемых на медицинском факультете дисциплин в 1892 году, т. е. почти через 90 лет после организации медицинского факультета Харьковского императорского университета.
<…> Первым профессором кафедры детских болезней избирается М. Д. Пономарев. Об условиях и уровне преподавания детских болезней в этот период времени можно судить по следующим фактам: базой кафедры является амбулаторный прием детей и детская инфекционная больница; штатных преподавателей нет, должность сверхштатного ординатора утверждается лишь через 3 года, а сверхштатным ассистентом становится Иван Андрианович Баранников с окладом 800 рулей в год. Базой для преподавания является городская больница для острозаразных больных и студенты лишены возможности знакомиться с другими важнейшими нозологическими формами заболеваний у детей.
<…> В декабре 1901 года М. Д. Пономарев вышел в отставку и на кафедру был избран профессор Иван Виссарионович Троицкий, который заведовал кафедрой в течение последующих 17 лет (до 1919). В то время преподавание педиатрии велось в поликлинике. Все помещение кафедры состояло из трех комнат, аудитория являлась одновременно и кабинетом для приема больных, и для оспопрививания, а лекции, как пишет И. В. Троицкий, "читались под писк и крик детей, уставших дожидаться своей очереди в соседней комнате".
<…> В 1912 году, после девятилетних хлопот, И. В. Троицкому удалось сломать сопротивление чиновников и добиться отпуска средств на постройку в Харькове университетской клиники детских болезней. По его плану было построено двухэтажное здание, в котором один этаж предназначался для 40 соматических больных детей, а второй – для подсобных кабинетов и лабораторий. Были выделены помещения для операционной, молочной кухни. Кроме центрального здания, недалеко от него было сооружено три небольших здания, предназначенные для инфекционных больных.
Начавшаяся империалистическая война 1914–1918 гг. не дала возможности открыть новую клинику и только в 1922 году клиника начала функционировать как лечебно-учебное учреждение.
В 1918 году штатным ординатором детской клиники был избран молодой врач Владимир Александрович Белоусов» [1, c. 15–17].
***

«Исключительно велика роль профессора В. А. Белоусова в совершенствовании методики преподавания детских болезней в высшей медицинской школе. В педагогической деятельности он всегда был новатором, искал новые пути обучения для повышения качества подготовки врачей-педиатров. <…> Важную роль в улучшении обучения студентов сыграли учебники по детским болезням В. А. Белоусова для медицинских вузов и медучилищ, получившие высокую оценку практических врачей и студентов.
В педагогической деятельности он придавал большое значение живому слову, общению с аудиторией. Его лекции привлекали внимание слушателей к излагаемому материалу и побуждали обращению к книге.
Велики заслуги Белоусова в подготовке врачей и научно-педагогических кадров. Он участвовал в обучении многих тысяч врачей-педиатров. Им подготовлены 7 докторов и 35 кандидатов медицинских наук, ряд из них возглавляет кафедры как в Харькове (проф. В. Н. Коломенский), так и в других городах Украины (проф. А. И. Гнатюк, проф. С. С. Острополец), научно-исследовательские (проф. Н. М. Коренев) и учебные институты (проф. И. С. Смиян).
Диапазон научных интересов В. А. Белоусова был весьма широк. Его научные работы посвящены вопросам питания здорового и больного ребенка, туберкулезу, ревматизму, острым заболеваниям желудочно-кишечного тракта, организации лечебно-профилактической помощи детям и др., которые всегда соответствовали запросам практического здравоохранения. Однако вопросы ранней диагностики и выявления специфических симптомов заболеваний являются главной темой его научно-исследовательской работы.
Перу В. А. Белоусова принадлежит более 60 работ, среди которых 3 монографии, 2 руководства для врачей, 2 учебника.
Владимир Александрович предвидел перспективные научные направления в педиатрии. К ним относятся нейроциркулярные дистонии у детей и подростков, неревматические заболевания сердца, которые получили широкое развитие в работах его учеников [4].
***
«Чрезвычайно много внимания Владимир Алексеевич уделяет руководству коллективом кафедры и больницы, постоянному совершенствованию методики преподавания. В 1962 году он пишет: "Организация лечебного процесса является главной основой как педагогической, так и научной работы и одним из основных средств подготовки будущих врачей и кадров для кадров. <…> Это дает возможность выработать определенное единство взглядов и методики по вопросам диагностики и лечения заболеваний у детей, способствует повышению квалификации не только больничных ординаторов, но и ассистентов, дает возможность совместной разработки вопросов научной работы, обеспечивает более полное использование в процессе преподавания клинических наблюдений и получать помощь от врачей больницы во время практических занятий со студентами и, конечно, создает обстановку дружной совместной работы".
<…> Он [В. А. Белоусов] воспитывал у врачей умение быть внимательным к ребенку: "Когда вы стоите у постели больного, – говорил Владимир Александрович, – подумайте, как бы вы поступили, если бы это был ваш ребенок"; учил тщательности клинического обследования и наблюдения: "Терапия не уничтожает болезнь, а помогает организму с ней бороться", непримиримую борьбу вел с равнодушием – недопустимым в практике врача» [1, с. 26–28].
Из воспоминаний доцента Александра Александровича Рожнова.
«Вспоминая незабываемые обходы профессора, поневоле думаешь: как же нам не достает той интеллигентности, что была присуща Владимиру Александровичу. Мы спешили на эти обходы, ждали их с нетерпением, т.к. черпали в них новое, учились мыслить у постели больного ребенка.
Владимир Александрович учил всему: как собирать анамнез, как построить терапевтическую тактику в каждом конкретном случае, обращал наше внимание на деонтологические аспекты. Он учил нас человечности, и сам был образцом врача-педиатра» [1, с. 28–29].

Джерела
1. Белоусов, Ю. В. Субъективно о бренном : [воспоминания]. – Харьков : ИНЖЭК, 2005. – 262 с. : фот.
2. Бєлоусов Володимир Олександрович // Вчені університету / Харків. держ. мед. ун-т. – Харків, 2002. – С. 106–107: портр.
3. Володимир Олександрович Бєлоусов : (до 60-річчя з дня народження) // Педіатрія, акушерство і гінекологія. – 1955. – № 6. – С. 3–4.
4. Приходько, В. С. К 100-летию со дня рождения профессора В. А. Белоусова // Харьковский медицинский журнал. – 1995. – № 3–4. – С. 87–88.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий