Челпан К. Ф.

Дошка на честь К. Ф. Челпана встановлена 30 листопада 2001 року за адресою проспект Правди, 7 (зараз проспект Незалежності).

 
«В цьому будинку з 1934 по 1937 р.р. жив Головний конструктор дизельного двигуна танку Т-34 Челпан Костянтин Федорович (1899–1937 р.р.) Репресований в 1937 р. Реабілітований в 1956 р.».

Солдатенко, Я. Малышевцы // Вечерний Харьков. – 2001. – 
4 дек.
Про відкриття меморіальної дошки за адресою проспект Правди, 7 (в інших джерелах: вулиця Ромена Роллана, 4) на будівлі, де мешкав К. Ф Челпан.

З історії машинобудування Харкова: К. Ф. Челпан

Під керівництвом Челпана Костянтина Федоровича було створено перший у світі танковий дизель В-2 на Харківському паровозобудівному заводі. Народився він 27 травня 1899 року в селі Чердакли в Приазов’ї. Після закінчення Маріупольського реального училища вступив до Харківського технологічного інституту, який закінчив у 1924 році. Був направлений на роботу у дизельний відділ Харківський паровозобудівний завод, а через кілька років його очолив. Стажувався в Німеччині, Швейцарії, Англії, вивчав там конструкції та організацію виробництва дизельних двигунів. Повернувся на завод у 1929 році. З 1931 року до свого арешту в 1937 році очолював роботи зі створення танкового дизеля В-2. Був розстріляний без суду та слідства 11 березня 1938 року. Реабілітований в 1956 р. [6; 5].
***
«Розповідаючи про драматичну історію Т-34 у передвоєнні роки, звичайно, не можна обійти увагою і процес створення першого в світі дизельного двигуна до нього. І ось тут необхідно віддати данину шани Костянтину Челпану, уродженцю села Чердаклів, що під Маріуполем. Це він запропонував поставити на харківські танки дизельні двигуни, чого не знала до того світова практика. Завдяки саме його зусиллям з початку 30-х років у складі тодішнього паровозобудівного заводу з’являється Український науково-дослідний інститут авіаційних двигунів, що одним із своїх пріоритетних напрямків визначив проблему, що стосувалася створення танкового дизеля» [4, с. 375].
***
«Харьковское конструкторское бюро, начальником которого был К. Ф. Челпан, стало средоточием лучших научных кадров по дизелестроению не только Украины, но и всего бывшего Союза ССР. Так, у Константина Федоровича родилась идея – провести научную конференцию по дизелестроению. Такая конференция состоялась именно в Харькове в 1931 году. К тому времени К. Ф. Челпан стал готовить к изданию солидную книгу "Труды дизельного отдела Харьковского паровозостроительного завода". В ней были собраны все научные статьи самого К. Ф. Челпана и его ученых коллег за период с 1921 по 1931 годы.
<…> Позже о сконструированном моторе специалисты скажут и напишут: "…в мировой практике дизелестроения не было аналогов для создания на заводе танкового дизеля, мастерство и смелость в конструкции – на грани нахальства, но задача была решена блестяще…"
В годы Великой Отечественной войны советский танк Т-34 попал в качестве трофея к немцам. Видные конструкторы, промышленники и офицеры военного Управления вооружения Германии приехали в армию Гудериана ознакомиться с Т-34. Они хотели уяснить его превосходство над немецкими машинами.
После войны Г. Гудериан в своих воспоминаниях данное событие изложит так: "Предложения офицеров-фронтовиков выпустить точно такие же танки, как Т-34, для выправления в наикратчайший срок чрезвычайно неблагоприятного положения германских бронированных сил не встретили у конструкторов никакой поддержки. Конструкторов смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важнейших деталей Т-34, особенно алюминиевого танкового дизельного мотора"» [1, с. 43, 44].
***
«Органы НКВД, чтобы иметь повод для массовых арестов приазовских греков, решили найти "греческий заговор". А "возглавить" заговор должны были известные греки – поэт Константин Костоправ, главный конструктор Константин Челпан и другие. Правда, на прославившуюся на всю страну женщину-трактористку гречанку Пашу Ангелину, подругу Сталина, замахнуться не решились. Постановление об аресте К. Ф. Челпана подписал военюрист первого ранга Блауберг...
Дело Челпана вел следователь Бурксер. В бумагах везде слово "грек" подчеркнуто красным. Челпан К. Ф. стал участником "греческой националистической шпионской диверсионной антисоветской вредительской организации".
Какие же материалы нашел Бурксер? Писательница Галина Захарова, тщательно листавшая дело Челпана, нашла в нем все, включая его письма родным из-за границы. А вот материалов о заговоре, о шпионаже – в деле нет никаких.
Но есть... признания. И протокол: "Челпана Константина Федоровича – расстрелять. Нарком внутренних дел Ежов, прокурор СССР Вышинский". Правда, их подписей в протоколе нет, а есть подпись... младшего лейтенанта госбезопасности по Харьковской области, некоего Янкиловича. Есть и клочок бумаги размером в пятнадцать сантиметров о том, что на основании приказа зам. начальника Харьковского управления НКВД майора Рейхмана приговор приведен в исполнение 11 марта 1938 года комендантом Зеленым, военпрокурором Завьяловым и начальником тюрьмы Кулешовым» [5].
Джерела
1. Захарова, Г. Дело Константина Челпана. – Мариуполь: ЗАО «Газета "Приазовский рабочий"», 2001. – 100 с.
2. Захарова, Г. Создатель «сердца» непобедимого танка Т-34 – наш земляк Константин Челпан [Электронный ресурс] // Приазовский рабочий. – 2016. – 13 мая. – Текст. и граф. дан. – Режим доступа: http://pr.ua/news.php?new=33015, свободный (дата обращения: 14.05.2016)
3. Лебедева, В. П. Константин Федорович Челпан / В. П. Лебедева, Е. А. Узбек, Н. А. Дзюбенко // Мы есть. Мы были. Будем Мы. "Греческая операция" НКВД в Харькове. – Харьков: Тимченко А. Н., 2009. – С. 391–412.
4. Сергійчук, В. Що дала Україна світові. – Київ: ПП Сергійчук М. І., 2008. – 502 с.
5. Сталинский "греческий заговор" [Электронный ресурс] // Греческая газета : сетевая версия. – 2002. – № 3 (июль–август). – Текст. и граф. дан. – Режим доступа: http://www.greekgazeta.ru/archives/nomer03/articles/28.shtml, свободный (дата обращения: 14.05.2016)
6. Челпан Костянтин Федорович // Історія танкобудування України. Персоналії : навч. посіб. / Є. Є. Александров, І. Є. Александрова, Л. М. Бєсов [та ін.]. – Харків : НТУ «ХПІ», 2007. – С. 60–65.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий