Клебанов Д. Л.



Меморіальна дошка на честь Д. Л. Клебанова встановлена у грудні 1998 року за адресою вулиця Красіна, 5 (нині вулиця Манізера). Скульптор О. Рідний, архітектор В. Каменський. Матеріал граніт, бронза.


«В цьому будинку з 1944 по 1986 рік жив і працював видатний український композитор, педагог Дмитро Клебанов».


Історія музичного життя Харкова: Д. Л. Клебанов
Клебанов Дмитро Львович (12(25). 07. 1907, Харків – 05. 06. 1987, там само) – композитор, диригент, мистецтвознавець, музично-громадський діяч, педагог. Член Спілки композиторів України (1932). Голова Харківської організації Спілки композиторів України (1948–1949). Професор (1960). Заслужений діяч мистецтв УРСР (1967).
Закінчив Харківський музично-драматичний інститут (1926; клас композиції С. Богатирьова). З 1934 викладав у Харківському інституті мистецтв: з 1970 – завідувач кафедри композиції та інструментування, з 1973 – професор-консультант.. Досліджував проблеми оркестрування у сучасній музиці, інструментування та формоутворення, класифікації видів поліфонії. Брав участь у створенні Державного гімну УРСР. Автор праці «Искусство инструментовки» (Київ, 1972). Серед учнів – В. Бібик, Б. Буєвський, О. Гнатовська, В. Губаренко, В. Золотухін, М. Кармінський, С. Колобков, В. Наливайко, І. Польський, В. Птушкін, Н. Юхновська, Б. Яровинський, П. Яровинський [3].
***
«С 1934 года Клебанов начинает преподавать в Харьковском институте музыки и драмы, тогда же пишет музыку для театральных постановок и пробует свои силы в других жанрах. Первый большой успех принесла композитору постановка на сцене Большого театра балета для детей ″Аистенок″, в котором роль Кошечки танцевала совсем юная выпускница балетной школы Майя Плисецкая» [2, с. 3].
***
«"Аистенок" – один из первых советских балетов для детей, воплотивший гуманистические идеи в увлекательной сказочной форме. Музыка состоит из номеров, напоминающих простые, легко запоминающиеся детские песни. В партитуру введены вокальные номера, оживленно воспринимающиеся детской аудиторией. Особенным успехом пользуется финальная песенка» [7].
***
«В 1945 году, вернувшись в освобожденный Харьков, он создает свою первую симфонию (программный заголовок ″Бабий Яр″). О трагедии евреев в Бабьем Яру Дмитрий Львович узнает, вернувшись из эвакуации, и решает воплотить ее в музыке. Уже после первых репетиций стало ясно, что путь на концертную эстраду для этой симфонии будет закрыт. Музыковед, профессор Ирма Золотовицкая (Фрумина), харьковчанка, живущая в Израиле, в своей статье, любезно предоставленной автором в нашу редакцию, пишет: ″На генеральной репетиции, как это было заведено, присутствовали чиновники от музыки, представляющие всевозможные партийно-административные инстанции, в чьи функции входило ″руководство репертуарной политикой″ концертно-театральных организаций, а на самом деле это была попросту цензура. То, что они услышали, буквально ошеломило их своей дерзостью: тематический материал симфонии был пронизан характерными еврейскими интонациями, а апофеозом скорбно-траурного финала стал вокализ (сопрано) в стиле синагогального пения, уж очень напоминающих кадиш – еврейскую заупокойную молитву. Разразился скандал. Мало того, что здесь просто звучал еврейский мелос, и это само по себе уже было неприемлемо, была еще одна причина, куда серьезнее, имевшая политический характер. Сама концепция этой симфонии полностью противоречила той официальной версии, согласно которой Бабий Яр был местом, где погибли советские люди (официально принятый эвфемизм). И никакого упоминания о том, что в основном, это были евреи, и более того, что это был акт зверского уничтожения, геноцида евреев, а не просто погибли люди. Музыка же говорила об этом без слов. Разумеется, такое не прощалось...″» [2, с. 3].
***
«В Израиле в городе Йокнеаме живет внук композитора Сергей Клебанов – профессиональный скрипач с консерваторским образованием. В Израиле Сергею пришлось поменять профессию, и теперь уже его младший сын Эрик, правнук композитора, начинает постигать азы мастерства по папиным урокам, извлекая пока еще нестройные звуки из своей маленькой скрипочки» [4].
Джерела
1. Бєжина, Н. Композитор залишається жити у творах, учнях, пам’яті людей // Панорама. – 1998. – 5 груд. – С. 2.
2. Воловик, Л. Дмитрий Клебанов : к 105-летию со дня рождения // Дайджест Е. – 2012. – № 7. – С. 3.
3. Калачова, Н. Ю. Клебанов Дмитро Львович [Електронний ресурс] // Енциклопедія сучасної України. – Режим доступу: http://esu.com.ua/search_articles.php?id=7778, вільний (дата звернення 15.02.2016). 
4. Композитор Дмитрий Клебанов [Электронный ресурс] // IsraCity.com. Города Израиля. – Режим доступа: http://www.isracity.com/yokneam/culture/klebanov.htm, свободный (дата обращения 17.02.2016).
5. Черкашина, М. Дмитро Клебанов // Українське музикознавство : наук.-метод. міжвідом. щорічник. – 1968. – № 3. – С. 126–131.
6. Черкашина, М. Майстерність і натхнення // Музика. – 1975. – № 1. – С. 10. 
7. Энтелис, Л. Дмитрий Львович Клебанов [Электронный ресурс] // Belcanto.ru : классическая музыка, опера и балет. – Режим доступа: http://www.belcanto.ru/klebanov_dmitri.html, свободный (дата обращения 17.02.2016)
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий