Ефрос А. В.



Дошку на честь А. В. Ефроса встановлена у 2015 році за адресою вулиця Потебні, 12/14.

Архітектор М. Ятченко.

 
«В этом доме в сентябре 1925 г. родился и до 1941 г. проживал выдающийся режиссер Анатолий Эфрос».


1. Александрова, А. В память о режиссере // Харьковские известия. – 2015. – 17 сент. – С. 2.

2. Андреев, А. Анатолий Эфрос – второе рождение на улице Потебни / А. Андреев, В. Андреева // Дайджест-Е. – 2016. – № 4. – С. 1–2.
3. Мемориальная доска Эфросу. Харьков помнит своих // Харьковские известия. 2015. – 26 сент. С. 6.
Статті про відкриття меморіальної дошки на честь А. Ефроса. на будинку по вулиці Потебні, 12/14.

З життя відомих харків’ян: А. В. Ефрос


«Анатолий Васильевич Эфрос (настоящее имя – Натан Исаевич Эфрос) – выдающийся советский театральный и кинорежиссер, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР – родился в Харькове 3 июня 1925 года. Был режиссером Московского театра им. Ленинского комсомола, Московского драматического театра на Малой Бронной, Московского театра драмы и комедии на Таганке. Анатолий Эфрос создал ряд спектаклей, ставших классикой советского театра, в их числе "Три сестры" и "Вишневый сад" Чехова, "Ромео и Джульетта" и "Отелло" Шекспира, "Женитьба" Гогля, "Дон Жуан" Мольера. Анатолий Эфрос – автор ряда телеспектаклей. Умер А. Эфрос в 1987 году» [3].
***
«Талантливый режиссер Натан Исаевич Эфрос родился в еврейской семье инженерно-технических работников, стоявших у истоков создания Харьковского авиационного завода. Юный Натан не помышлял о театре и следуя семейной традиции, тоже собирался стать авиастроителем. В то время члены приемных комиссий отдавали предпочтение абитуриентам, окончившим ФЗУ [фабрично-заводское училище] или некоторое время осваивавшим рабочую профессию на профильном предприятии. По совету отца юный Натан устроился на авиационный завод учеником слесаря, а когда в октябре 1941-го завод № 135 (ХАЗ) эвакуировали в город Молотов (нынешняя Пермь), вместе с ним туда отправилась вся семья Эфросов.
<…> Из эвакуации, судя по биографическим данным Анатолия Васильевича, в Харьков вся семья Эфросов не возвращалась. Свидетельством тому является еще и то, что московский режиссер приезжал в Харьков единственный раз в середине 1970-х годов для проведения показательных репетиций. При советской власти такие командировки вменялись в обязанность почти всем столичным режиссерам, подаваясь как личное социалистическое обязательство» [2].


***

Из воспоминаний А. Эфроса
«Однажды я приехал в Харьков, где родился. Приехал после сорока лет жизни в Москве. У меня были постоянные воспоминания об улице, где я когда-то жил, и о дворе, и о крутой горке, с которой я съезжал вниз на санках. Мне это даже во сне часто снилось – двор, сад, крутая горка, окно. Но теперь я шел по этой улице и ничего не узнавал. И ничего не чувствовал. Было даже досадно. И вдруг как будто что-то ударило меня в грудь. И я неожиданно для самого себя громко зарыдал. Это вдруг я узнал и двор, и горку, и свое окно. Я так трясся, что подошла чужая женщина и стала меня успокаивать. Я еле справился с собой» [1].
 

Джерела

1. Андреев, А. Анатолий Эфрос – второе рождение на улице Потебни / А. Андреев, В. Андреева // Дайджест-Е. – 2016. – № 4. – С. 1–2.
2. Анничев, А. По его «Вишневому саду» бродили Алла Демидова и Владимир Высоцкий… // Время. – 2015. – 7 июля. – С. 7 : фот.
3. Мемориальная доска Эфросу. Харьков помнит своих // Харьковские известия. 2015. – 26 сент. С. 6.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий