Будинок архітектора Г. Я. Стрижевського



Дошки присвячені побудові архітектором Стрижевським Г. Я. будинку по вулиці Конторській встановлено за адресою вулиця Конторська, 35.
«Дом № 31 Франка Осиповича Натали 6-го участка [1 околот]».
«Архитектор Г. Я. Стрижевскій, 1904 год».

Від редакторів. Ці дошки не є, у звичайному сенсі, пам’ятними дошками. Просто на елементи рустованого фасаду нанесено деяку інформацію. А ось вона вже – пам’ять, історія. Історія про будівлю та людей, що мали відношення до цієї будівлі понад 100 років тому. Це історія нашого міста. Читайте далі, дізнавайтесь, коментуйте.
 
З історії архітектури Харкова: будинок № 35 на Конторській


 

«Стрижевский Григорий Яковлевич (1844 – ?). Окончил Петербургское строительное училище в 1866 г. Работал в строительном отделе Харьковского губернского правления младшим инженером и архитектором. В 1872 г. был городским архитектором. Автор генерального плана города 1876–1886 гг., участник разработки генплана 1895–1897 гг.» [4].

***
«Кроме канцелярии на службе города находится много других должностных лиц: архитектор, землемер, инженер, поверенные по городским делам, санитарные врачи, больничные врачи и др. Городской архитектор был и при старом Городовом Положении. Должность его упразднена почти перед городской реформой, в 1865 г. Оказалось, однако, что без архитектора городу обойтись нельзя, почему и думе было разрешено для постоянного наблюдения за правильным производством построек в городе иметь при строительном отделении губернского правления сверхштатного техника в качестве городского архитектора. С введением нового Городского Положения дума приобрела право иметь уже собственного архитектора, состоящего в штате городских служащих, и в 1872 г. пригласила на эту должность младшего инженера строительного отделения губернского правления Г. Я. Стрижевского. На обязанности архитектора возложено составление планов и смет на проектируемые городские сооружения и на ремонт, наблюдение за производством городских работ и отчет по всем производимым городским постройкам, наряд арестантов на городские работы, наблюдение за ними и расчёт следующего им вознаграждения. Что касается частных построек, то в этой области на обязанности архитектора лежало рассмотрение планов и фасадов, представляемых в управу на утверждение, и наблюдение за соблюдением при постройках частных лиц правил строительного устава. Стрижевский оставался в этой должности архитектора не долго» [1, с. 332]. 

 ***
«Во второй половине ХІХ – начале ХХ века развитие торговли и промышленности ускорило рост населения города и повлекло усиление строительства жилья. Количество жителей Харькова, составлявшее в 1850 году 42 тысячи человек, к 1900 году возросло в пять раз, а к 1917 – в девять и достигло 382 тысяч человек. Нужда в жилище неуклонно росла, а его качество резко дифференцировалось в зависимости от имущественного положения различных слоев населения. С одной стороны, в городе один за другим вырастали многоэтажные дома и особняки, снабженные всеми видами удобств (центральное отопление, водопровод, канализация, электроосвещение и прочее), с другой стороны, множились бараки и трущобы.
<…> В Государственном архиве Харьковской области сохранились сотни проектов жилых домов, выполненных во второй половине ХІХ века архитекторами Ф. И. Даниловым, Я. И. Денисенковым, И. И. Гиншем, Б. Б. Иогансоном, Г. Маяцким, Б. Г. Михаловским, А. А. Томсоном, Ф. А. Ниценко, Г. Я. Стрижевским, военными инженерами отцом и сыном Колодяжными, техником М. Ф. Бабкиным и другими» [2, с. 269–270].
***
«Если из центра перейти Большой Лопанский мост и свернуть влево вдоль реки, то совсем скоро вы и окажетесь на Конторской. Она, правда, уже давно Краснооктябрьская [з 2016 р. – знову Конторська], а до этого Рождественская, Бессалая. Ну, никак это название не вяжется с улицей, отстроенной еще в позапрошлом веке, задолго до того самого Красного Октября. А все дело в заводе по имени "Красный Октябрь", который за полвека до получения этого имени построили здесь.
<…> на Конторской вполне сносно дожили дни дома из середины 19 века. Вообще, эта улица необыкновенная, хотя знаменитые харьковские зодчие и не особо здесь отметились. Разве что, Михаловский, Покровский и немного Цауне. Да пожалуй, Ярославский.
Но все-таки… На углу с Ярославской "затаился в ожидании лучших времен", поверьте, один из красивейших старинных особняков Харькова. Ему более 130 лет. Дом Шапара – известного бельгийского промышленника. Имя архитектора, к сожалению, остается неизвестным. Владелец этого чудесного сооружения запомнился харьковчанам тем, что в 1885 году открыл в городе "Фабрику металлических полотен и пробивных жестей", ныне это "Завод им. Фрунзе". Замковая загадочность исходит от массивного купола, входной арки с кованой калиткой.
Напротив и наискосок еще один необыкновенный дом. Правда, знаменит он тем, что в 1919–1920 гг. сюда вынуждена была сбежать из сожженного имения в Нескучном, недалеко от Харькова, Зинаида Серебрякова. Художница от Бога, одна из самых известных в мире представителей нашего города. Ее картина "На террасе в Харькове" как раз и увековечила этот дом.
<…> Многое в нашем городе начиналось на этой тихой, сейчас типично провинциальной улицы. Здесь, в самом ее начале, справа, за уже несуществующим Конторским мостом все пространство между рекой и нынешним Клубным переулком еще в 18 веке занимал Приказ общественного призрения – первый харьковский больничный городок, переведенный в дальнейшем на Сабурову дачу.
<…> На Конторской было построено в 1913 году и первое специальное здание для станции скорой помощи – все знают это неординарное и очень по инженерному продуманное здание по проекту В. Е. Мороховца. И тогда же вступил в должность главного врача Николай Александрович Молохов. Здесь он работал и жил. Умер в 1956 году» [5, с. 147–152].
***
«Конторская улица. 3-я часть, 6-й участок. 1 околоток.
<…> 35 у[гловой]. Натали Франко Осипович, Итальянский подданный (Дмитриевская улица» [3, с. 370].
***
«21 февраля 1869-го года в Харькове была открыта М. Д. Ивановой, ныне Раевской, первая в России частная школа рисования. Цель школы не была узко специальной, – одних она подготовляла в Академию или иные высшие художественные школы, других к художественно-профессиональной деятельности (иконописцев, декораторов, литографов, ретушеров и проч.) или давала познания по рисованию, необходимые для занятий естественными и техническими науками или некоторыми ремеслами, даже дилетант находил себе место, т. к. для процветания искусств необходим и их любитель. <…> С 1886 г. была введена лепка из глины, как вспомогательный предмет для рисования; впрочем иные ученики избирали себе профессию скульпторов-ремесленников. Лепили сначала с гипсовых орнаментов и бюстов, потом с фотографий и с натуры.
<…> Руководительницей школы была все время М. Д. Раевская-Иванова, она же преподавала рисование и живопись, сначала одна, а с 1889 г. рисование в младших классах вел П. К. Крюков. Последние два года, когда М. Д. Раевская лишилась зрения, рисование и живопись в младших классах преподавал М. Р. Пестриков, живопись в младшем отделении А. П. Романенко. Черчение преподавали последовательно: С. А. Раевский, С. А. Мартынов, К. К. Маковский, Г. М. Шторх и В. Н. Джонс, лепку – С. Р. Бабский, И. И. Якобс и Н. Ф. Натали» [1, с. 836–837].

Джерела
1. Багалей, Д. И. История за 250 лет его существования (1655-1905): ист. моногр. В 2 т. Том ІІ : ХІХ – начало ХХ века / Д. И. Багалей, Д. П. Миллер. – репринт. изд. – Харьков, 2004. – 973 с.
2. Лейбфрейд, А. Ю. Харьков от крепости до столицы : заметки о старом городе / А. Ю. Лейбфрейд, Ю. Ю. Полякова. – Харьков : Фолио, 1998. – 333 с. : ил.
3. Список домовладельцев города Харькова / Харьк. гор. управа, Стат. отд. – Харьков : Тип. "Печат. дело", 1909. – 455 с.
4. Стрижевский Григорий Яковлевич // Архитекторы Харькова : [науч.-библиогр. изд. / Нац. союз архитекторов Украины. Харьк. обл. орг. ; авт.-сост. : И. Н. Лаврентьев, С. Г. Чечельницкий, Г. Т. Даниленко и др.]. – Харьков : Золотые страницы, 2008. – С. 41.
5. Шварц, С. Путешествие в провинциальную столицу. Прогулки по старому Харькову : [очерки] / Станислав Шварц. – Харьков : Б. и., 2015. – 235 с. : ил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий