Дошку на честь відкриття новозбудованого Лопанського мосту встановлено 23 серпня 1958 року на його пілоні зісторони вулиці Полтавський Шлях.
«Лопанский
мост, построенный коллективом Мостопоезда № 402, открыт 23 августа 1958 года».
Лопанський міст збудовано // Соціалістична Харківщина. – 1958. – 24 серп. –
С. 1.
Про відкриття
меморіальної дошки на пілоні Лопанського мосту.
Мости Харкова: Лопанський міст
Великий Лопанський міст (в XIX столітті – Катеринославський, за радянських
часів – Свердловський міст) – міст через річку Лопань в центрі міста Харкова.
Розташований на самому початку вулиці Полтавський шлях. Сполучає Нагірний район
і три центральні площі міста із Залопанню [3].
***
«Река Лопань
является левым притоком реки Уды и, в свою очередь, имеет свои левым притоком
реку Харьков. Лопань берет свое начало в Белгородской области, в балке у села
Долбино на юго-западном склоне Среднерусской возвышенности. Название реки
происходит от древнерусского "лопань" – колодец. Длина реки
составляет 93 км. Правый берег более высокий и крутой, левый – пологий, низкий.
Русло Лопани местами извилистое. Ее ширина – от 1 до 20 м, а глубина – от 0,3
до 1 м» [6].
***
«К числу крупных построек, задуманных и осуществленных в
те же первые годы существования наместничества, нужно отнести и каменный мост
на Лопани. В начале 1782 г. его
предполагали сделать, как всегда, деревянным. По смете, составленной губернским
механиком Захаржевским, он должен был бы обойтись в 4102 р.
<…> А
между тем Лопанский мост в такую пришел ветхость, "что не только
проезжающим через оный, но даже и проходящим немалую наводил опасность".
Конец этому был положен ордером Черткова, решившего по справке с разными
указами и недавним постановлением Сената, что мост должен быть выстроен на
средства самих же харьковцев (которым, впрочем, могут помочь и помещики, если
пожелают), и что он должен быть каменным. По смете механика Захаржевского мост
должен был обойтись в 3423 руб., т. е. дешевле предположенного раньше
деревянного. Нужно, впрочем, сказать, что камня на новый мост требовалось мало
– только 50 саженей под фундамент, стены моста были кирпичные, причем на кладку
их было назначено не более 250 тысяч кирпича… Главную роль играло все-таки
дерево.
<…>
Камень для фундамента доставлялся из Каменной Яруги, а для обкладки берегов –
из разрушившегося вала бывшей Салтовской крепости… Выстроить в одно лето мост
так и не удалось. Осенью постройку пришлось приостановить, хотя движение по
мосту было уже возможно. Новое сооружение оказалось, однако, не прочным. Весною
1785 г. мост еще не был готов, а уже полая вода обрушила его своды и унесла
правую стену» [1, с. 209–210].
***
«Капитальный
мост, железный, на каменных устоях через р. Лопань был построен только в 1888
году. Соорудило его общество Харьковских конножелезных дорог, состоявшее в
контракте с бельгийцами. На первый солидный мост в Харькове израсходовали 160
тыс. руб., и ему были уже не страшны весенние паводки» [2].
***
«Харків’яни одержали хороший подарунок: в день 15-х роковин визволення
міста від фашистських загарбників закінчено будівництво Лопанського моста.
Нова споруда зроблена із збірного залізобетону, її прикрашають гранітні
парапети, чавунні перильні грати, красиві торшери.
Вчора тут відбувся мітинг. Зібралося багато людей. Серед них працівники
мостопоїзда № 402 – бетонники, теслярі, монтажники, муляри, які доклали багато
зусиль, щоб за 2,5 місяця до строку закінчити будівництво моста. Особливо
відзначилися бригади тт. Кандиби, Романова, Ганчеєва, Бочарової, Доронченкової
та ін.» [4, 5].
***
«Следует
отметить активное участие в строительстве моста коллективов
трамвайно-троллейбусного управления, Харьковской городской телефонной сети,
района кабельных магистралей, литейно-механического завода, изготовлявшего
чугунное литье, отделов коммунального хозяйства Ленинского и Дзержинского
районов, СМУ-3 облстройтреста, Харсвета.
Большую
помощь в сооружении моста оказали трудящиеся Октябрьского, Краснозаводского,
Ленинского и Дзержинского районов. Они проработали тысячи часов на благоустройстве
подходов к мосту» [7].
Джерела:
1. Багалей,
Д. И. История города Харькова за 250 лет его существования (1655–1905) : ист.
моногр. : в 2 т. / Д. И. Багалей, Д. П. Миллер. – Репр. изд. – Харьков, 1993. –
Т. 1 : XVII - XVIII века. – С. 209-210.
2. Ковальчук,
Н. Мосты родного города // Событие. – 2004. – № 11. – С. 8.
3. Лопанский мост в Харькове тоже перекрасили патриоты
[Электронный
ресурс] // Городской дозор. – Текст. и граф.
дан. – Режим доступа: http://m.dozor.kharkov.ua/themes/kharkov_history/1159099.html,
свободный (дата обращения: 14.08.2017).
4. Лопанський міст збудовано // Соціалістична
Харківщина. – 1958. – 24 серп. – С. 1.
5 Лопанський міст : [фотографія] // Соціалістична Харківщина. – 1958. – 26 серп. – С. 3.
6. Мосты
и реки. …несет меня течение // Слобода. – 2005. – 27 мая. – С. 11.
7. Построен новый мост / фот. Н. Гурова // Красное знамя.
– 1958. – 24 авг. – С. 4 : фот.
Комментариев нет:
Отправить комментарий