Макаренко А. С.



Дошку на честь А. С. Макаренка встановлено за адресою Раднаркомівська вулиця, 13 (знайти на мапі Харкова) на фасаді Палацу культури міліції. Дошка відсутня.

«У цьому будинку в 1927–1935 роках виступав видатний радянський педагог і письменник Антон Семенович Макаренко».

Пашкова, Г. Т. Памятники, связанные с просвещением, государственным устройством и общественно-политической деятельностью // Материалы к своду памятников истории и культуры народов СССР по Украинской ССР. Вып. 2 : Харьковская область / [авт. кол.: П. Т. Тронько (рук.) и др.]. – Киев, 1984. – С. 184–219.
Є відомості про меморіальну дошку (С. 208).

З історії становлення педагогічної науки Харкова: А. С. Макаренко


«Макаренко Антон Семенович (13.03.1888 01.04.1939) – педагог, письменник. Народився в м. Білопілля. Випускник Кременчуцького міського училища та педагогічних курсів при ньому (1905). Працював учителем у школах України. Закінчив Полтавський учительський інститут (1917). Організатор і керівник Колонії імені Максима Горького в с. Ковалівка (нині село Полтавського району, Полтавської області; 1920–1927), а також після її переїзду до колишнього Курязького Свято-Преображенського монастиря біля Харкова (1927–1928). Упродовж 1927–32 очолював Комуну імені Ф. Дзержинського в селищі Новий Харків (передмістя Харкова). <…> Улітку 1935 переїхав до Києва. Займав посаду начальника Відділу трудових колоній НКВС УСРР <…>.
Член Спілки письменників СРСР (1934), автор низки художніх творів із проблем виховання дітей: ″Марш 30-го року″ (1932), ″Педагогічна поема″ (1933–35), ″Книга для батьків″ (1937), ″Прапори на баштах″ (1938) та ін. На літературну діяльність Макаренка справив безпосередній вплив Максим Горький, котрий листувався з педагогом-новатором, зустрічався з ним у Харкові та Москві. Твори Макаренка перекладені багатьма мовами світу.
Помер від серцевого нападу в Москві, де працював 1937–39.
<…> 1991 створено Міжнародну макаренкознавчу асоціацію, яку очолює Г. Хіллінг (Марбург, Німеччина) – відомий макаренкознавець, котрий від 1968 досліджує спадщину педагога і письменника» [4].
***
«В 2-этажном кирпичном здании по ул. Совнаркомовской, 13 в 1921 – 1935 гг. находился клуб чекистов, основанный по инициативе Ф. Э. Дзержинского, часто бывавшего в Харькове и под руководством которого на Украине создавались части особого назначения для борьбы с контрреволюцией, бандитизмом <…>. В те годы в клубе чекистов много раз выступал на педагогические темы, делился своим опытом работы выдающийся советский педагог и писатель А. С. Макаренко, руководивший с 1927 г. открытой под. Харьковом детской коммуной им. Ф. Дзержинского и сделавший ее образцовым показательным учреждением» [5, с. 207].
***
«Трезвомыслящие представители педагогической науки Украины, стран СНГ и Запада сумели отделить политические наслоения в педагогической теории Макаренко, обусловленные социально-политическими условиями времени, от ее истинной сути и по достоинству оценили его как великого педагога ХХ века. Справедливо сказал по этому поводу доктор Хиллинг: ″В конечном счете имеют значение достижения Макаренко, а не то, что некоторые из его современников думали о нем. Любой человек, после смерти которого можно с полным основанием утверждать, что он играл ведущую роль в теории и практике педагогики в течение более 30 лет и что он по-прежнему оказывает на нее большое влияние, достоин своего места в пантеоне, и обнаружение некоторых недостатков не дает оснований для свержения его с пьедестала почета. Кроме того, именно святые с некоторыми недостатками говорили миру наиболее ясно о положении человечества″ [Гетц Хиллинг – выдающийся немецкий ученый-педагог, исследователь и пропагандист научно-педагогического наследия А. С. Макаренко, руководитель всемирно известной лаборатории "Макаренко-реферат" в Марбургском университете ФРГ].
Очень точно, с подлинно научных позиций определил значение Макаренко американский ученый Джон Боуэн: ″Значение Макаренко в том, что он более энергично и страстно, чем многие из нас, пытался сделать мир более приемлемым местом для жизни. И мы на Западе… не можем не признать величия этого вклада″.
В 20-е годы вследствие гражданской войны и голода 1922 года тысячи детей лишились родителей и хлынули в города спасаться от голода. Столица Украины, Харьков, кишела беспризорными, которые не только клянчили, но сбивались в воровские ватаги и терроризировали жителей. Власти ничего не могли сделать с ними. Куряжская колония, призванная очищать город от беспризорных и приобщать их к нормальной жизни, напоминала бандитское гнездо. Колонисты разокрали в ней все имущество и, переночевав на голых досках, с утра устремлялись промышлять в город. <…> В это время добрая слава разнеслась о Колонии имени Горького в селе Ковалевка под Полтавой и ее руководителе Макаренко. О ней писали в газетах и журналах, ее ставили в пример. В 1925 году секретарь ЦК Украины пригласил Макаренко и спросил: ″Можете навести порядок в столице?″ Макаренко ответил: ″Могу″. Но выдвинул ряд условий, среди которых было и такое: уволить весь персонал Куряжской колонии, разрешить набрать по своему усмотрению 50% штатных воспитателей, но платить им двойную зарплату. Вскоре состоялось завоевание Куряжа, красочно описанное в ″Педагогической поэме″ [3], и ситуация в городе коренным образом изменилась. <…> Еще в 1927 году по инициативе начальника Харьковского округа ГПУ Соломона Мазо было начато строительство показательного детского дома для беспризорных, который вошел в историю под названием Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского и с которым связана яркая страница биографии Макаренко.
<…> Коммуна имени Дзержинского стала образцовым воспитательным учреждением, слава о котором вышла далеко за пределы Советского союза. Когда по улицам Харькова маршировала колонна вчерашних попрошаек, карманников, бандитов в белоснежных костюмах, с оркестром и красным знаменем, а во главе шел ставший знаменитым скромного вида педагог, жители радостно приветствовали ее и гордились тем, что в их городе есть такая коммуна.
<…> Наследие Макаренко выдержало гуманитарную экспертизу времени, он признан классиком мировой педагогики в одном ряду с Коменским, Песталоцци, Руссо и другими выдающимися педагогами мира. <…> Настоящим апологетом педагогики Макаренко является немецкий пастор Д. Лаутер, который пишет: ″Я нахожу у Макаренко позицию, точку зрения, которую можно охарактеризовать как христианскую. Это его убеждение в том, что в любом человеке, даже в преступнике, можно увидеть положительное, хорошее, достойное любви. Это его принцип, безусловно признающий за каждым право забыть плохое прошлое и начать жизнь снова″» [5].
Джерела
1. Гетманец, М. Ф. Кто такой Макаренко? // Статьи о Макаренко педагоге и писателе / М. Ф. Гетманец, И. О. Гетманец. – Харьков : Майдан, 2013. – С. 155–163.
2. Каштаньєр, О. Пломінь людської душі : (А. С. Макаренко в Харкові) // Ленінська зміна. – 1967. – 19 січ.; 31 січ.
3. Макаренко, А. С. Педагогічна поема. – Москва : Физкультура и спорт, 1982. – 640 с.
4. Марочко, В. І. Макаренко Антон Семенович // Енциклопедія історії України : [у 10 т. / Нац. акад. наук України, Ін-т історії України] ; редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін.]. – Київ : Наукова думка, 2012. – Т. 9 : Прил – С. – С. 97–98.
5. Пашкова, Г. Т. Памятники, связанные с просвещением, государственным устройством и общественно-политической деятельностью // Материалы к своду памятников истории и культуры народов СССР по Украинской ССР. Вып. 2 : Харьковская область / [авт. кол.: П. Т. Тронько (рук.) и др.]. – Киев, 1984. – С. 184–219.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий