Дошку на честь М. В. Кармінського відкрито 30 січня
2005 року за адресою вулиця Культури, 12.
«У цьому будинку в
1957–1963 рр. жив видатний композитор Марк Кармінський».
1. В Харькове
увековечили память Марка Карминского // Вечерний Харьков. – 2005. – 1 февр.
– С. 7.
2. Ключко, А. Марк
Карминский // Слобода. – 2005. – 4 февр. – С. 12 : фот.
30 січня до 75-річчя з дня народження М. В. Кармінського
відкрито меморіальну дошку на будинку, де він жив (вул. Культури, 12).
З історії музичного життя Харкова: М. В. Кармінський
Кармінський
Марко Веніамінович (30.01.1930–19.10.1995) – композитор. Народився у Харкові.
Закінчив Харківську консерваторію (1953). Автор опер, балету,
камерно-інструментальних та вокальних творів, музики до фільмів і вистав. Член
Спілки композиторів УРСР (з 1955). Заслужений діяч мистецтв УРСР (1980). Помер
у Харкові [4,
5].
***
Из
воспоминаний В. Дубровского:
«Сразу же после
окончания консерватории в жизнь Марка все активнее входит театр. Украинский
драматический театр им. Шевченко заказал молодому композитору музыку к
спектаклю "Ой, пойду я в Бориславку". А наш друг С. Лерман для
своего режиссерского дебюта на сцене Русского драматического театра им. Пушкина
предложил Марику написать музыку к пьесе В. Аксенова "Коллеги".
Это было счастливое предложение: Марик в числе других номеров сочинил несколько
песен, и с тех пор песня стала его потребностью и призванием.
По инициативе Л. Хаита,
в то время артиста и режиссера театра кукол, мы с Мариком были вовлечены в одну
общую работу: для постановки "Двенадцати стульев" я писал
инсценировку, а Марк – музыку. Работали легко, играючи. Марик написал много
веселых, шлягерных номеров. Эта работа выросла, в какой-то степени, из наших
дружеских розыгрышей, пародий, застольных шуток. К этому времени наши отношения
с Мариком приобрели столь близкий и доверительный характер, что мы делились
друг с другом самым сокровенным. Он, например, мне первому сообщил о своем
желании жениться на прелестной студентке консерватории Ирине Смычкович, с
которой он потом прожил 40 лет счастливой жизни, а я первым познакомил его со
своей будущей женой. Когда представилась возможность, наши семьи поселились в
одной квартире. На кухне этой квартиры и происходили наши сборища и
споры-разговоры. Так продолжалось лет десять, а в 1963 году я оставил Харьков и
переехал в Москву» [1, с. 13–14].
***
Из
воспоминаний Н. Сироты:
«С Марком
Карминским меня познакомила солистка филармонии Маргарита Гамельянова. Было это
в самом начале 60-х, когда я начала работать в филармонии лектором-музыковедом.
Маргарита исполняла в концертах несколько эстрадных и детских песен
Карминского. Они мне так понравились, что захотелось познакомиться с автором.
Марк пригласил меня домой (оказалось, что мы почти соседи), усадил возле
пианино рядом с собой и… начался концерт. Для меня одной! Потом, за почти 40
лет сотрудничества, было немало таких концертов, и всегда они производили
неизгладимое впечатление. Так, как Марик, никто его песен не исполнял, хотя
среди исполнителей было немало талантливых певцов и драматических артистов.
Неотразимым авторское исполнение делала способность Марика каждый раз заново
переживать удивление и радость открытия. И это было невероятно заразительно» [1,
с. 30–31].
***
Из
воспоминаний В. Тимофеева:
«Мы
познакомились с ним в начале 60-х годов. Марк Вениаминович по моей просьбе
пришел в Минкультуры, где я тогда работал. Я увидел человека с мягкой лукавой
улыбкой, пристальным взглядом за толстыми стеклами очков и ворохом газет в
руках. Как я узнал потом, он очень любил читать газеты. В Карминском поражало
любопытство ко всему, что происходило вокруг, неуемная жажда информации,
стремление быть в курсе всех событий сегодняшнего дня. И это касалось не только
профессиональных, музыкальных вопросов. Он был высокообразованным,
эрудированным человеком во всех сферах: большая политика и социальные проблемы,
литература и живопись, театр и поэзия. Он умудрялся, кроме ежедневного чтения
десятков газет, следить за публикациями в толстых журналах и книжными
новинками, бывать на спектаклях драмтеатров, умел знакомиться с актерами,
музыкантами, литераторами и дружить с ними долгие годы» [1, с. 38].
Из
воспоминаний Л. Дорошенко:
«Консерваторию я
закончила по классу специального фортепиано Ирины Матвеевны Карминской – жены
Марка Вениаминовича. У нее занимались и две мои подруги. Наше девичье трио
всегда с удовольствием бывало в гостях у Карминских. Дома у них много
интересного: книги, альбомы по изобразительному искусству, струнный музыкальный
инструмент, подаренный Марку Вениаминовичу индийским музыкантом, красивая ваза
из Праги – подарок президента Гусака. Карминские были хозяевами радушными и
хлебосольными. Наша учительница подавала закуски к столу, за которым царил Марк
Вениаминович. У Карминского был талант рассказчика, поэтому слушать его всегда
было интересно. Но был у него и еще один редкий талант – талант слушателя, поэтому
мы часто делились с ним своими радостями и бедами. И тогда, случалось, семья
Карминских решала наши проблемы, выполняя почти родительские обязанности» [1,
с. 42].
Джерела
1.
Воспоминания о Марке Карминском / сост. Г. И. Ганзбург. –
Харьков : Каравелла, 2000. – 132 с. : фот.
2.
Ганзбург, Г. Вместе с эпохой и эпохе вопреки // Время. – 2010. – 30 янв. :
фот.
К 80-летию со дня рождения.
3.
Гордеева, В. Спешите делать добро // Вечерний Харьков. – 1995. – 28 нояб.
Памяти М. В. Карминского.
4.
Кармінська, І. М. Кармінський Марко Веніамінович /
І. М. Кармінська, Т. Б. Бахмет // Енциклопедія
Сучасної України. – Київ, 2012. – Т. 12. – С. 348 : фот.
5.
Кармінський Марко Веніамінович // Мистецтво України : біогр.
довід. / за ред. А. В. Кудрицького. – Київ, 1997. – С. 288.
6.
Кононова, Е. С музой по жизни // Шалом. – 2003. – № 1. – С. 7 :
фот.
7.
Сагалов, З. Он оставил нам свою музику // Шалом. – 2000. – № 4. – С. 6 :
фот.
Спогади про композитора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий