Вяткін О. В.



Дошка на честь О. В. Вяткіна встановлена за адресою вулиця Чайковського (Чайковська), 33 Б.


«В этом доме жил с 1970 г. по 2012 г. Заслуженный деятель искусств Украины, профессор кафедры рисунка Вяткин Александр Васильевич».


З історії художнього життя Харкова: О. В. Вяткін


Олександр Васильович Вяткін – видатний живописець, графік і педагог, заслужений діяч мистецтв України. Народився 31 січня 1922 року в місті Сарапул (нині республіка Удмуртія, РФ). З 1937 по 1941 рр. навчався у Пермському художньому училищі, де його педагогом був М. Семченко. Учасник Другої світової війни. З 1946 до 1952 рр. навчався у Харківському державному художньому інституті (зараз Харківська державна академія дизайну та мистецтв). Його викладачами були П. Котов та А. Кокель. З 1952 року – учасник республіканських, всеукраїнських, всесоюзних та міжнародних виставок. У 1964 – 1976 рр. Олександр Васильович Вяткін працює головним художником Харкова. У 2008 році художнику було присвоєно Почесне звання «Заслужений діяч мистецтв України». Помер 21 квітня 2012 року [4].
***
Зі спогадів О. В. Вяткіна:
«Я невнимательным учеником был. Видимо потому, что они только начали буквы изучать, а я все это уже знал. Мне было неинтересно, поэтому я постоянно рисовал. Все занимаются, а я карандашом рисую, на чем попало, и меня за это до самого 4-го класса ругали. Вызывали мать и жаловались на меня, что порчу все подряд: буквари, учебники, тетради. И когда ждал мать со школьных собраний, то всегда прятался, потому что знал, что сейчас от отца ремнем попадет.
<…> из соседней комнаты слышу, как она говорит отцу, что новая учительница просила меня не наказывать: "Пусть рисует! Может это станет его профессией, зачем же его за это ругать?" И с тех пор стали меня привлекать стенгазету выпускать, разные плакаты рисовать» [3].
***
«Украина так отличная от природы Прикамья, на полотне казалась мне сказочной, чарующей страной. Я так был пленен ею, что когда в школе проходили шевченковский "Заповіт", выучил его на языке оригинала» [2, с. 8].
***
«После войны Александр Васильевич поступает в Харьковский художественный институт. Авиация находит отражение в работах студента Вяткина, большинство его курсовых работ, как и дипломная работа, написаны на эту тематику. Интересный факт, для работы над дипломом Александр Васильевич много работает с Военно-Морским архивом г. Кронштадта, где находит в личном деле А. Ф. Можайского фотографию. Оказалось, что часто вместо портрета изобретателя в ранних изданиях по самолетостроению изображали его брата. Кроме архива художник делает множество этюдов натурщиков похожих на Можайского, а также зарисовки с оригинального мундира контр-адмирала. Дипломная работа получает хорошие отзывы от А. М. Герасимова» [6].
***
Із інтерв’ю з О. В. Вяткіним:
«Я же хотел стать театральным художником. Думал защитить два диплома, живописный и театральный, но не защитил ни тот, ни другой. Но продолжать обучение хотел именно здесь [в Харькове]. Ведь в Харькове тогда была очень мощная театральная мастерская. Петрицкий ее возглавлял, потом Косарев, в общем, самые тузы в этом деле. Она считалась не хуже, чем ленинградская мастерская. По этому профилю я мог учиться только в трех городах: В Москве, Ленинграде и Харькове. Конечно, я мог поехать и в Ленинград и в Москву, но это же послевоенное время, самая разруха. Продукты были, но дорогие уж очень. Кирпич хлеба сто пятьдесят рублей стоил. И я посчитал, что в материальном плане в Харькове будет полегче.
<…> В начале 60-х глава администрации Харькова все время ездил в Москву, пробивал разрешение на постройку метро. И как-то приехал оттуда и прямиком к нашему председателю союза: "Давай мне человека, сделаем его главным художником города". Выбрали мою кандидатуру, и когда назначили, думал это ненадолго, а застрял там на долгих одиннадцать с половиной лет. Ну, что-то, конечно, удалось сделать для города, но вот картин за это время мало написал» [3].

Джерела
1. Александр Васильевич Вяткин. Живопись, графика : [альбом / авт. вступ. ст. Ю. Л. Фаворов]. – Харьков: Майдан, 2003. – 47 с.
2. Анничев, А. Война и мир Александра Вяткина // Время. – 2012. – 26 янв. – С. 8
3. Вяткин Александр Васильевич [Электронный ресурс] / интервью записал В. Беляев ; лит. обработка Н.Чобану // Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков им. В. П. Чкалова : сайт выпускников училища. Текст. и граф. дан. – Режим доступа: http://www.bvvaul.ru/profiles/3375.php, свободный (дата обращения: 15.04.2016).
4. Вяткин Александр Васильевич [Электронный ресурс] // Арт-галерея Nostalgie: живопись эпохи соцреализма. – Текст. и граф. дан. Режим доступа: http://art-nostalgie.com.ua/Vyatkin.html, свободный (дата обращения: 17.04.2016)
5. Пономарева, Л. Е. Александр Васильевич Вяткин. Жизнь и творчество : монография. – Харьков: Майдан. 2007. – 135 с.
6. Художники Харькова. Вяткин А. В. [Электронный ресурс] // Livejournal. – Текст. и граф. дан.  Режим доступа: http://honordagger.livejournal.com/5559.html, свободный (дата обращения: 17.04.2016).
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий