Дошку в пам'ять роботи Літературної
студії під керівництвом Б. О. Чичибабіна та Народного театру читця під
керівництвом З. Довжанської встановлено за адресою Скрипника вулиця, 7 (знайти на мапі Харкова) на
фасаді Центру культури Київського району (ДК зв’язку).
«В этом здании
работали:
С 1964 по 1966
гг. литературная студия под руководством выдающегося поэта, лауреата
Государственной премии СССР Бориса Чичибабина.
С 1973 по 1992
гг. Народный театр чтеца под руководством известного режиссера Зары
Довжанской».
З історії культурного життя Харкова: літературна студія Бориса Чичибабіна
та
Народний театр читця Зари
Довжанської
«Чичибабін Борис Олексійович
(справжнє прізвище Полушин) (9.01.1923 – 15.12.1994): письменник, поет. Народився у м. Кременчук
Полтавської області. Закінчив середню школу у Чугуєві. Учасник Великої Вітчизняної
війни. Навчався на філологічному факультеті Харківського університету (1945 – 46). Репресований у 1946 р.,
реабілітований у 1957 р. Автор віршів російською мовою. Член Спілки
письменників СРСР (з 1966), виключений у 1973 р., поновлений у 1987 р. Лауреат
Державної премії СРСР (1990) та премії ім. А. Сахарова (1992). Помер та
похований у Харкові. Ім'ям поета названо вулицю у Харкові» [7].
***
«Одно время руководил литстудией в Харькове. Не знаю,
каким чудом она держалась – у меня нет никакого таланта к разговору, таланта
литературного критика, наставника. Воспринимаю стихи как читатель, как человек,
безумно, больше всего на свете любящий стихи» [2].
***
«Борис возглавил студию с совершенно другим составом
участников: почти все они были жителями центра, выходцами из интеллигентных
семей. Впрочем, был и рабочий с завода "Серп и молот" – звали его
Эдиком Савенко, и впоследствии он стал известен миру как Эдуард Лимонов. (Вот и
попробуй не верь в силы рабочего класса…). Вообще же, поскольку студия
находилась в самом центре Харькова – в Доме культуры работников связи, туда
набежала куча литературных мальчиков и девочек, привлеченная именем
руководителя, – среди них и немало одаренных. Назовем (впрочем, без оценок,
которые пусть выставит сам читатель) известного израильского “русскоязычного”
поэта Александра Верника, прозаика и поэта Юрия Милославского, живущего сейчас
в Нью-Йорке… Захаживал туда и аспирант, а ныне профессор филологии харьковского
университета Александр Гуторов. Да и будущая жена Чичибабина Лиля – она ведь тоже
была его листудийкой» [3, c. 102].
***
«Особенно пагубно на политической репутации поэта
сказалось руководство литературной студией при Харьковском ДК связи.
Литературных студий в ту пору в Харькове было множество, но самой лучшей, самой
творческой по праву считалась студия Чичибабина. Студийцы собирались дважды в
неделю: по средам людей было меньше, все работали или учились; в воскресенье же
большой зал на двести мест бывал почти всегда полон. "Обстановка свободная
– люди заходят, слушают, читают, разговаривают, выходят. Публика разношерстная.
Тридцатилетние физики в джинсах, гуманитарная интеллигенция… Нагловатые или,
наоборот, застенчивые молодые поэты… Картину завершали скромные, но тщательно
одетые старики и старушки, студенты, … несколько школьников", – делится
воспоминаниями бывшая студийка Раиса Беляева (Гурина).
<…> "Борис Алексеевич, – продолжала Р.
Беляева, – приносил в студию книги, с том числе и запрещенных тогда Ахматову,
Цветаеву, Мандельштама, Пастернака, Платонова. В то время он сам много писал,
но не только и не столько читал свои стихи, но говорил с нами о литературе и
любимых писателях…". В студии читали и дозволенное, и недозволенное
(Ю. Милославский, к примеру, вспоминает, что Чичибабин "задолго до
всех бумов открыл для себя, а затем и для нас, мальчишек, Андрея
Платонова…"), обсуждали острые темы и злободневные вопросы, читали стихи,
свои и других авторов, не всегда "идейно выдержанные".
Студия просуществовала только два года (с февраля 1964 по
январь 1966). Это были далеко не лучшие времена для культуры, и хотя студия
привлекала одаренных людей и играла очевидную просветительскую роль в жизни
города, положение ее было ненадежное и шаткое. Объяснялось это тем, что
Чичибабин был сам достаточно одиозен в глазах официальных властей. Приходящая в
студию молодежь была также достаточно активной и даже более непримиримой в силу
возраста, чем ее руководитель» [6, с. 33–34].
***
«Если есть в русской литературе понятие
"поэтический Харьков", то благодаря Борису Алексеевичу Чичибабину. Во
всяком случае, мне бы хотелось, чтобы наш город получил неповторимую лирическую
прописку. <…> А что такое Харьков? Есть ли у него свое лицо? В середине
семидесятых, еще мальчишкой, я стал мечтать о том, что вот соберется группа
талантливых молодых людей и расскажет о родном и вечном городе.
Надежда не исчезает. Вернее, она из
романтической превращается в скептически-осторожную. Я ведь все-таки
провинциал.
В провинции жили Афанасий Фет, Владимир Короленко
и Александр Грин. В провинции, любя свой город, жил и умер Борис Алексеевич
Чичибабин. Стихи его не умрут никогда» [5].
***
«Зара
Довжанская – множества жизней легенда,
звонкое имя,
как зорюшка, зримое всеми,
свет и
отдушина пасынка-интеллигента
в самое
темное, самое затхлое время.
<…>
Помню жила она
где-то, как птица, под крышей,
слушал ее,
восхищеньем немым переполнен.
Так уж
случилось, что тайны ее не открывши,
Я разминулся с
ее победительным полднем.
Нынче жалею,
да что ж теперь, Господи Боже?
Не был чужим
ей, а близким назваться не смею.
Лиля, любовь
моя, с Зарой дружила, но позже
Мы почему-то
почти не встречалися с нею».
Б. Чичибабин «Памяти Зары Довжанской»
(январь, 1993) [1, с. 3].
***
«Богами Зары
Довжанской были Сцена и Литература, хотя точнее было бы другое определение ее
главного интереса в жизни: Литература, освещенная огнями рампы. Чем бы она ни
занималась как руководитель Театра чтеца – подготовкой сценария будущего
спектакля, перелопачивая горы специальной литературы и мысленно споря с исследователями
творчества Толстого, Бунина, Набокова, работой с художником и аккомпаниатором,
репетициями с актерами, – во всем ей был присущ артистический азарт,
передававшийся другим.
<…> По
привычке мы говорим: "Театр чтеца под руководством Зары Довжанской".
На самом деле ее небольшой коллектив любителей Литературы, по сути – кружок,
впрямую не соответствовал этому названию и назначению. В репертуаре театра,
причаститься к которому стремилась интеллигенция города, было немало громких
моноспектаклей – "Мастер и Маргарита" М. Булгакова, "Белый
пароход" Ч. Айтматова в исполнении Инны Самитной, "Гамбринус"
А. Куприна с Татьяной Булипоп и другие. Но это обстоятельство не позволяет
назвать коллектив и театром одного актера.
Мерилом
художественности здесь служил уникальный режиссерский подход Зары Довжанской к
созданию спектакля. Она, бывало, подолгу не начинала работы при полной, на
первый взгляд, включенности в нее всех участников, пока не помечала необходимой
ей настроенности в актере на только ей ведомый тон репетиции. Лишь тогда
звучала ее лаконичная жесткая команда: "Поехали!". И начиналось чудо
из чудес, какого нельзя было увидеть даже на самом представлении.
<…> Зара
Довжанская растила артистичных личностей, которые могли дать фору многим
профессиональным актерам. Недаром харьковский Театр чтеца называли коллективом,
не имевшим аналогов, – Театром Зары Довжанской» [4].
Джерела
1. Зара
Довжанская о театре чтеца. Воспоминания о Заре Довжанской / сост.:
С. Бунина, А. Лукаш. – Харьков : Фолио, 2005. – 75 с. : фот.
2. Несломленная судьба : к 85-летию Бориса Алексеевича Чичибабина
: [фрагменты из статей и интервью поэта 1988 – 1993 гг. / подгот. Л. С.
Карась-Чичибабина, А. И. Коробов] // UNIVERSITATES. Наука и просвещение. –
2007. – № 4. – С. 16–29. –
Библиогр. в конце ст.
3. Рахлин, Ф. Д. О Борисе Чичибабине и его
времени : строчки из жизни / Феликс Рахлин ; Харьк. правозащит. группа. –
Харьков : Фолио, 2004. – 215 с., [16] л. ил. – Имен. указ.: с.207.
4. Седунова,
Е. Вспоминая о Заре Довжанской // Время. – 2013. – 15 янв. – С. 10.
5. Сухарев,
Е. После Чичибабина – о нем // Материалы Чичибабинских чтений,
2000 – 2002 : [сборник] / Междунар. фонд памяти Б. А. Чичибабина,
Харьк. гос. акад. культуры ; [сост.: М. И. Богославский и др.]. – Харьков :
Эксклюзив, 2002. – С. 15–20.
6. Фризман, Л. Г. Борис Чичибабин : жизнь и поэзия /
Л. Г. Фризман, А. Э. Ходос. – Харьков : Консум, 1999. – 127 с.
7. Чичибабін Борис Олексійович // Вихованці Харківського
університету: біобібліогр. довід. – Харків, 2004. – С.217–218 : фот.
Комментариев нет:
Отправить комментарий