Дошку
на честь А. С. Макаренка встановлено за адресою вулиця Жон Мироносиць, 13
на фасаді Палацу культури міліції. Дошка відсутня.
«У
цьому будинку в 1927–1935 роках виступав видатний радянський педагог і
письменник Антон Семенович Макаренко».
Пашкова, Г. Т.
Памятники,
связанные с просвещением, государственным устройством и
общественно-политической деятельностью // Материалы к своду памятников истории
и культуры народов СССР по Украинской ССР. Вып. 2 : Харьковская область / [авт.
кол.: П. Т. Тронько (рук.) и др.]. – Киев, 1984. – С. 184–219.
Є
відомості про меморіальну дошку (С. 208).
З історії становлення педагогічної науки Харкова: А. С.
Макаренко
«Макаренко Антон Семенович (13.03.1888 – 01.04.1939) – педагог, письменник.
Народився в м. Білопілля. Випускник Кременчуцького міського училища та
педагогічних курсів при ньому (1905). Працював учителем у школах України.
Закінчив Полтавський учительський інститут (1917). Організатор і керівник
Колонії імені Максима Горького в с. Ковалівка (нині село Полтавського району,
Полтавської області; 1920–1927), а також після її переїзду до колишнього
Курязького Свято-Преображенського монастиря біля Харкова (1927–1928). Упродовж
1927–32 очолював Комуну імені Ф. Дзержинського в селищі Новий Харків
(передмістя Харкова). <…> Улітку 1935 переїхав до Києва. Займав посаду начальника Відділу
трудових колоній НКВС УСРР <…>.
Член Спілки письменників СРСР (1934), автор низки
художніх творів із проблем виховання дітей: ″Марш 30-го року″ (1932),
″Педагогічна поема″ (1933–35), ″Книга для
батьків″ (1937), ″Прапори на баштах″ (1938) та ін. На літературну діяльність Макаренка
справив безпосередній вплив Максим Горький, котрий листувався з
педагогом-новатором, зустрічався з ним у Харкові та Москві. Твори Макаренка
перекладені багатьма мовами світу.
Помер від серцевого нападу в Москві, де працював 1937–39.
<…> 1991 створено Міжнародну макаренкознавчу
асоціацію, яку очолює Г. Хіллінг (Марбург, Німеччина) – відомий макаренкознавець,
котрий від 1968 досліджує спадщину педагога і письменника» [4].
***
«В
2-этажном кирпичном здании по ул. Совнаркомовской, 13 в 1921 – 1935 гг.
находился клуб чекистов, основанный по инициативе Ф. Э. Дзержинского,
часто бывавшего в Харькове и под руководством которого на Украине создавались
части особого назначения для борьбы с контрреволюцией, бандитизмом <…>. В
те годы в клубе чекистов много раз выступал на педагогические темы, делился своим
опытом работы выдающийся советский педагог и писатель
А. С. Макаренко, руководивший с 1927 г. открытой под. Харьковом детской
коммуной им. Ф. Дзержинского и сделавший ее образцовым показательным учреждением»
[5, с. 207].
***
«Трезвомыслящие
представители педагогической науки Украины, стран СНГ и Запада сумели отделить политические
наслоения в педагогической теории Макаренко, обусловленные социально-политическими
условиями времени, от ее истинной сути и по достоинству оценили его как
великого педагога ХХ века. Справедливо сказал по этому поводу доктор Хиллинг: ″В конечном
счете имеют значение достижения Макаренко, а не то, что некоторые из его
современников думали о нем. Любой человек, после смерти которого можно с полным
основанием утверждать, что он играл ведущую роль в теории и практике педагогики
в течение более 30 лет и что он по-прежнему оказывает на нее большое влияние,
достоин своего места в пантеоне, и обнаружение некоторых недостатков не дает
оснований для свержения его с пьедестала почета. Кроме того, именно святые с
некоторыми недостатками говорили миру наиболее ясно о положении человечества″ [Гетц Хиллинг – выдающийся немецкий
ученый-педагог, исследователь и пропагандист научно-педагогического наследия А.
С. Макаренко, руководитель всемирно известной лаборатории "Макаренко-реферат"
в Марбургском университете ФРГ].
Очень
точно, с подлинно научных позиций определил значение Макаренко американский ученый
Джон Боуэн: ″Значение Макаренко в том, что он более энергично и страстно, чем многие
из нас, пытался сделать мир более приемлемым местом для жизни. И мы на Западе…
не можем не признать величия этого вклада″.
В
20-е годы вследствие гражданской войны и голода 1922 года тысячи детей лишились
родителей и хлынули в города спасаться от голода. Столица Украины, Харьков, кишела
беспризорными, которые не только клянчили, но сбивались в воровские ватаги и
терроризировали жителей. Власти ничего не могли сделать с ними. Куряжская колония,
призванная очищать город от беспризорных и приобщать их к нормальной жизни,
напоминала бандитское гнездо. Колонисты разокрали в ней все имущество и,
переночевав на голых досках, с утра устремлялись промышлять в город. <…>
В это время добрая слава разнеслась о Колонии имени Горького в селе Ковалевка
под Полтавой и ее руководителе Макаренко. О ней писали в газетах и журналах, ее
ставили в пример. В 1925 году секретарь ЦК Украины пригласил Макаренко и
спросил: ″Можете навести порядок в столице?″ Макаренко ответил: ″Могу″. Но
выдвинул ряд условий, среди которых было и такое: уволить весь персонал
Куряжской колонии, разрешить набрать по своему усмотрению 50% штатных
воспитателей, но платить им двойную зарплату. Вскоре состоялось завоевание
Куряжа, красочно описанное в ″Педагогической поэме″ [3], и ситуация в городе
коренным образом изменилась. <…> Еще в 1927 году по инициативе начальника
Харьковского округа ГПУ Соломона Мазо было начато строительство показательного
детского дома для беспризорных, который вошел в историю под названием Коммуна
имени Ф. Э. Дзержинского и с которым связана яркая страница биографии
Макаренко.
<…>
Коммуна имени Дзержинского стала образцовым воспитательным учреждением, слава о
котором вышла далеко за пределы Советского союза. Когда по улицам Харькова
маршировала колонна вчерашних попрошаек, карманников, бандитов в белоснежных
костюмах, с оркестром и красным знаменем, а во главе шел ставший знаменитым
скромного вида педагог, жители радостно приветствовали ее и гордились тем, что
в их городе есть такая коммуна.
<…>
Наследие Макаренко выдержало гуманитарную экспертизу времени, он признан классиком
мировой педагогики в одном ряду с Коменским, Песталоцци, Руссо и другими
выдающимися педагогами мира. <…> Настоящим апологетом педагогики
Макаренко является немецкий пастор Д. Лаутер, который пишет: ″Я нахожу у
Макаренко позицию, точку зрения, которую можно охарактеризовать как
христианскую. Это его убеждение в том, что в любом человеке, даже в
преступнике, можно увидеть положительное, хорошее, достойное любви. Это его
принцип, безусловно признающий за каждым право забыть плохое прошлое и начать
жизнь снова″» [5].
Джерела
1. Гетманец, М. Ф. Кто
такой Макаренко? // Статьи о Макаренко педагоге и писателе /
М. Ф. Гетманец, И. О. Гетманец. – Харьков : Майдан, 2013. –
С. 155–163.
2. Каштаньєр, О. Пломінь людської душі :
(А. С. Макаренко в Харкові) // Ленінська зміна. – 1967. – 19
січ.; 31 січ.
3. Макаренко, А. С. Педагогічна поема. – Москва :
Физкультура и спорт, 1982. – 640 с.
4. Марочко,
В. І. Макаренко Антон Семенович // Енциклопедія історії України : [у 10 т. /
Нац. акад. наук України, Ін-т історії України] ; редкол.: В. А. Смолій (голова)
та ін.]. – Київ : Наукова думка, 2012. – Т. 9 : Прил – С. – С. 97–98.
5. Пашкова,
Г. Т. Памятники,
связанные с просвещением, государственным устройством и
общественно-политической деятельностью // Материалы к своду памятников истории
и культуры народов СССР по Украинской ССР. Вып. 2 : Харьковская область / [авт.
кол.: П. Т. Тронько (рук.) и др.]. – Киев, 1984. – С. 184–219.
Комментариев нет:
Отправить комментарий