Дошку на честь І. І. Мечникова встановлено у 2002 році за
адресою вулиця Різдвяна, 1.
«Тут з 1856 по 1864 рік жив і працював вчений зі світовим
ім’ям, академік, лауреат Нобелівської премії (1908 р.) Ілля Ілліч Мечніков.
Встановлена за сприянням просвітницького центру "Голокост" і комітету
"Джойнт" 2002 р.».
Харків’яни – лауреати Нобелівської премії: І. І. Мечников
Уривок
з книги Семена Резника «Мечников»:
«Из-под
родительского крова Илья Мечников выпорхнул в 1856 году. В гимназию мальчиков отвез,
конечно, молчаливый Дмитрий Иванович. Подождал, когда мальчики сдадут
вступительные экзамены – Коля в третий, Илья – во второй класс, определил их в
частный пансион ″для благовоспитанных детей″ Карла Ивановича Шульца и отбыл
восвояси…
Карл
Иванович кормил благовоспитанных скверно, – но, во всяком случае, так казалось
привыкшим к панасовским разносолам мальчикам, – зато обильно потчевал
нравоучениями и уроками танцев.
В
гимназии было веселее. Только что отгремела Крымская война, море российской
общественной жизни всколыхнулось под напором свежего ветра. Уходили времена,
когда из года в год в ″Приказные книги″ гимназий вносились одни и те же
распоряжения высшего начальства: ″чтобы ученики, идя в столовую или в церковь,
строились попарно, наблюдая при этом постепенность по росту, дабы можно было
строить учеников в шеренги; чтобы воспитанники, идя в город, всегда были в
полной форме, в мундирах, застегнутых на все пуговицы, в форменной фуражке…″.
<…>
Учителя гимназии – люди по большей части молодые – заботились теперь не о том,
чтобы ученики держали ровность строя; учителя, во всяком случае, лучшие,
старались разглядеть как раз то, чем ученики из строя выбивались; любили
заводить разговоры по душам.
Правда,
по данным одного харьковского педагога, из класса в класс успешно переходили
около семидесяти процентов учеников; в среднем каждый гимназист раз в три года
оставался на второй год, причем причину этого педагог видел не в малом радении
учащихся, а в ″многосложности гимназического курса, от которой проистекает
поверхностность учения и которая развивает умственную апатию и отвращение к
науке″.
Но
у Ильи апатия не развилась. В первый год он прилежно преодолел ″многосложный″
курс и даже попал на золотую доску. Доказав себе и другим, что может быть
первым по всем предметам, он в следующий год добрую половину их забросил, чтобы
с тем большим рвением отдаться любимым.
Любимыми
были естественные науки. Лекций
товарищам он теперь не читал: карманные деньги тратил на книги.
<…>
Мальчики к тому времени отмаялись два года в пансионе непереносимого Карла
Ивановича и уговорили Эмилию Львовну поселить их на частной квартире.
Свободного времени стало больше. Использовали они его, правда, по-разному. Коля
играл с приятелями в карты, пристрастился к бильярду, а в старших классах не
прочь был кутнуть в веселой компании. Илья пытался вразумить брата, но
″спокойный папаша″ рассудительно возражал, что каждый делает то, что ему
хочется. Ты, мол, ученые книжки читаешь, валяй на здоровье, а я нахожу
удовольствие в другом.
<…>дождавшись
с нетерпением конца занятий, бежал на свою ″частную квартиру″, которую снимал
неподалеку, на Благовещенской улице, торопливо сбрасывал гимназический мундир,
надевал белую крахмальную рубашку со стоячим воротничком, тщательно прикреплял
перед зеркалом ″бабочку″, натягивал черный сюртук.
<…>
Выскочив из дому, он стремительно спускался по Благовещенской улице, проходил
мимо недавно отстроенной и невозможно расфранченной Благовещенской церкви,
перебегал мостик через зловонную речушку и подымался на обсаженную тенистыми
липами университетскую горку. Прямо перед ним возвышалась стройная и легкая,
устремленная ввысь, точно выпущенная из лука стрела, колокольня Успенского
собора, возведенная в память о [18]12-м
годе; не доходя до нее, Илья круто сворачивал вправо и здесь, замедляя шаг, с
независимым видом скрывался за тяжелой дверью университетского подъезда» [1].
Ще більше
інформації можна знайти на сторінках ресурсу у рубриці «Мечников І. І.».
Джерела
1. Резник,
С. Его университеты // Мечников / Семен Резник. – Москва, 1973. – С. 32–52.
Комментариев нет:
Отправить комментарий