Петросян О. П.



Дошку на честь О. П. Петросяна встановлено за адресою вулиця Пушкінська, 79 на фасаді Палацу студентів Національного технічного університету «Харківський політехнічний інститут».


«У Палаці студентів ХПІ у 1980–1996 рр. працював заслужений діяч мистецтв України, професор Петросян Олександр Петрович (1928–1996)».



З історії хорового мистецтва Харкова:

О. П. Петросян – керівник хору Палацу студентів ХПІ


«Оставшись после войны круглым сиротой, он [А. П. Петросян] однажды совершенно случайно познакомился с преподавательницей Харьковского музыкального училища. Преподаватель услышала его голос, когда он пел на улице, зарабатывая себе на кусок хлеба. С помощью этой удивительной женщины он и стал студентом Харьковского музучилища. После его окончания он служил в армии, и там он со своим солдатским хором победил на фестивале самодеятельного творчества в военном округе. Отслужив в армии, он поступил в Харьковский институт искусств, после чего и был направлен на работу в город Краматорск, где руководил хоровыми коллективами управления железной дороги и Новокраматорского машиностроительного завода. Став лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, А. П. Петросян был удостоен высокого звания «Заслуженный деятель искусств Украины». Затем он работал главным хормейстером государственного ансамбля песни и пляски "Шахтер", а позднее преподавателем в Таганрогском музыкально-педагогическом институте, откуда и приехал в свой родной город Харьков. Его верным другом и помощником в организационной работе с хором была жена Лидия Петровна Петросян, которая уже в годы независимости Украины стала директором Дворца студентов» [1, с. 136].
«Камерный хор Дворца студентов Харьковского политехнического института был основан в 1951 году. Первым руководителем стал Александр Польшин. Вскоре его сменил молодой, но подающий надежды, студент первого курса консерватории Вячеслав Палкин – легенда харьковской хоровой культуры. Он работал с коллективом до 1977 года. Под его руководством хор поднялся на высокий уровень, выступал на центральных сценах Харькова, в том числе, в Харьковском академическом театре оперы и балета им. Н. В. Лысенко.
В 1980 году руководство ХПИ предложило взять хор под свое руководство заслуженному деятелю искусств Александру Петровичу Петросяну. Концертмейстером был приглашен Леонид Маргариус, выпускник Московской консерватории, известный в музыкальном мире пианист.
Первые репетиции хора прошли в октябре, сразу же после набора состава из студентов младших курсов. Около сотни молодых людей, большей частью без музыкального образования, постигали основы пения и музыкальной грамоты. Одним из первых произведений в репертуаре стал "Dies Irae" из "Реквиема" Моцарта.
<…> А. П. Петросяну за короткое время удалось поднять исполнительское мастерство хора практически до профессионального уровня. С весны 1981 года хор принял участие в ряде праздничных концертов. Хор приглашают участвовать в сводных концертах города наряду с ведущими коллективами Харьковской филармонии, театра оперы и балета, консерватории. Сольные концерты хора проходили с неизменным успехом на лучших сценах города. В наследии коллектива — записи на Харьковском телевидении и на Всесоюзном радио.
<…> В 1984 году коллектив получил звание народного, а в 1985 году участвовал в XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Была подана заявка, прослушаны произведения и получено приглашение на фестиваль. Поездка получилась яркой и насыщенной: в течение месяца в рамках фестиваля харьковчане знакомились и общались с творческой молодежью из разных стран, записывались на главной музыкальной студии страны. По итогам фестиваля хоровой коллектив ХПИ получил почетное звание дипломанта.
С 1983 по 1987 год хор выезжал для участия в различных фестивалях в республики СССР и за границу (Польша), принимал в Харькове хоровые коллективы из других республик (Грузия).
В феврале 1987 года на съезде комсомола Украины хору ХПИ было присвоено звание Народного» [1, с. 131–132].

Зі спогадів учасника хору Володимира Гущіна:
«Мне, как и многим восьмидесятникам, посчастливилось во время учебы прийти во Дворец студентов и стать участником хорового коллектива, руководителями которого тогда были Александр Петрович и Лидия Митрофановна Петросян. Большая удача — встретить на своем пути таких ярких, творческих, одержимых, любящих свое дело людей. И это понимание, как и огромная им благодарность, за ту оставленную частичку себя в нас, продолжает согревать наши сердца и поныне. Я уверен, что если бы не было этой встречи — мы пропустили бы что-то очень важное, влияющее на всю нашу последующую жизнь, событие! А тогда, еще совсем "зеленые", некоторые даже по принуждению, собирались на репетиции и усаживались поудобнее в скрипучие деревянные кресла, и начиналось чудо! Мощная лавина энергии! Магнетизм! Творческая требовательность и целеустремленность! Все это через музыку вливалось в наши умы, сердца и мы становились полностью подвластны лишь одному — назовите это как хотите — гению, таланту, харизме того человека, который стоял перед нами с дирижерской палочкой! После такого равнодушным к этому искусству оставаться было трудно, влюблялись раз и навсегда!
Хор — это не только разучивание и исполнение музыкальных произведений, а как целая жизнь, объединяющая людей со схожими интересами, где растут, воспитываются, укрепляются и продолжаются общие человеческие ценности — так думали, говорили, видели в этом основной смысл своей деятельности, наши любимые руководители, учителя и наставники!
Может именно поэтому, спустя много лет у всех, кто прошел через этот коллектив, сохранился какой-то особый дух единения с прошлым и родственное отношение друг к другу, пронесенное сквозь время!» [1, с.133].

Джерела
1. Дворец студентов ХПИ. 50 лет. Дом, где зажигаются сердца: к 50-лет. годовщине открытия Дворца Студентов Нац. политехн. ун-та «ХПИ» / Нац. техн. ун-т «Харьк. политехн. ин-т». – Харьков : АССА, 2013. – 256 с.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий