Дунаєвський І. О.



Дошку на честь І. О. Дунаєвського відкрито 14 жовтня 1989 року за адресою вулиця Петровського, 24 (нині вулиця Ярослава Мудрого).
 
«В этом доме жил в 1923 – 1924 гг. выдающийся советский композитор Исаак Осипович Дунаевский».

Калашник, М. С уважением и любовью // Красное знамя. – 1989. – 17 окт.
У межах фестивалю радянської музики в Харкові відкрито меморіальні дошки І. І. Слатіну, І. О. Дунаєвському та В. Т. Борисову.


З історії музичного життя Харкова: І. О. Дунаєвський


Дунаєвський Ісак Осипович (18(30).01.1900 – 25.07.1955) – композитор. Народився у м. Лохвиця (нині Полтавської області). З 1910 р. жив у Харкові, навчався у музичному училищі. Закінчив Харківську консерваторію (1919). Працював диригентом у Харківському російському драматичному театрі (1919 – 1924). У 1924 – 1929 рр. жив і працював у Москві, у 1929 – 1941 рр. – у Ленінграді, з 1943 р. – знов у Москві. Автор 15 оперет, трьох балетів, близько 300 пісень і романсів, музики до 40 кінофільмів і більше 80 театральних вистав. Народний артист РРФСР (з 1950). Лауреат Державної премії СРСР (1941, 1951). Помер у Москві [3, 4].
***
«Чтобы получить право на жительство в Харькове, старшему брату Борису пришлось срочно освоить профессию подмастерья-переплетчика, а Исаак был приписан к нему в качестве ученика-переплетчика. Из воспоминаний Бориса Дунаевского: “Когда мы приехали в Харьков, приемные экзамены в музыкальном училище уже закончились. Однако нас все же допустили к испытаниям. Экзаменовал нас директор училища И. И. Слатин-старший. Исаак был зачислен по классу скрипки преподавателя Горского, а я принят в класс Чеботаревой. В тот же день отец приобрел для нас “форменные” костюмы училища с позолоченными лирами на бархатных петлицах и золочеными пуговицами на черных курточках. Счастливые, ходили мы по улицам большого города…”
После размеренной провинциальной жизни в Лохвице мальчиков встретила кипучая атмосфера крупного культурного центра с его университетом, институтами, театрами. Новизна обстановки в музыкальном училище стимулировала занятия Исаака в классе К. К. Горского. По окончании приготовительного отделения ученик был переведен сразу на третий курс. В 1913 г. Дунаевский оказывается в классе приглашенного из Петербурга нового преподавателя И. Ю. Ахрона – блестящего скрипача и композитора. Ему И. Дунаевский отводит особое место в своих воспоминаниях: “Он был не только педагогом, но и старшим другом-воспитателем, ему я обязан своей музыкальной культурой и первыми своими композиторскими работами”. К учебе в музыкальном училище прибавились занятия в частной мужской гимназии “Общества 2-ой группы преподавателей”, куда братья Дунаевские поступили в 1912 г. (Борис – в пятый класс, Исаак – в третий). В отличие от казенных учебных заведений в этой гимназии царила редкая для того времени свободная, творческая обстановка, оказавшая значительное влияние на формирование мировоззрения будущего композитора. Директор гимназии Н. Н. Кнорринг был инициатором многих музыкальных начинаний и сам руководил ученическим струнным оркестром. В гимназии работали литературно-музыкальный, театральный, философско-эстетический кружки, издавались рукописные журналы, устраивались художественные выставки, тематические вечера.
Братья Дунаевские сразу же активно включились в музыкальную жизнь гимназии и часто выступали на вечерах: сначала с сольными номерами, позже в составе струнного оркестра. В этом оркестре исполнялись и первые сочинения Исаака. Много лет спустя Дунаевский писал Н. Кноррингу: “Конечно, я не забыл Вас и не мог забыть чудесных воспоминаний моей гимназической юности, наших музыкальных вечеров, путешествий к Вам на Карповку, обратных путешествий от Вас на Грековскую улицу, когда, полные музыкальных впечатлений, наперебой распевали на ночных улицах Харькова любимые темы, невольно ускоряя и замедляя темп шага…” Участвует И. Дунаевский и в публичных концертах наиболее успевающих учеников музыкального училища. Совершенствуется его исполнительское мастерство, расширяется музыкальный кругозор. Наряду с учебными занятиями этому способствует и интенсивная музыкальная жизнь Харькова. Имя Дунаевского как интересного исполнителя приобретает всё большую известность в музыкальных кругах города. Его приглашают участвовать в концертах профессиональных артистов…
Весной 1917 г. Харьковское музыкальное училище было преобразовано в консерваторию, куда был переведен Дунаевский. Здесь он посещает класс свободного сочинения С. С. Богатырева, пробует свои силы в разных жанрах: пишет романсы, инструментальные пьесы. Параллельно с музыкальными занятиями в 1918 г. Дунаевский с золотой медалью оканчивает гимназию и поступает в Харьковский университет на юридический факультет. Но проучившись около трех лет, он оставляет университет, чтобы полностью посвятить себя музыке… “Осенью 1919 года, – вспоминал композитор, – я поступил в качестве скрипача в оркестр драматического театра под руководством Н. Н. Синельникова. Через небольшой отрезок времени я назначаюсь заведующим музыкальной частью театра. Здесь я начинаю свою композиторскую деятельность…” В этот период Дунаевский создает музыку к постановкам комедий Мольера, Бомарше, Лопе де Вега, пишет музыку для других харьковских театров, принимает участие в создании музыкального общества “Молодая филармония”. В Харькове он дебютировал как дирижер, сделал первые шаги в освоении жанров оперетты и балета. В 1924 г. группа харьковских актеров была приглашена для работы в московские театры. Уехал в Москву и Дунаевский – в театр “Эрмитаж”.
Впереди были годы работы в Москве и Ленинграде, создание музыки к кинофильмам и ярких песен, впереди было всенародное признание. После Дунаевский не раз приезжал в Харьков с концертами. А в конце 1954 г. по просьбе харьковского радио он написал для новогодней передачи следующее: “Мне нередко задают вопрос: с какими городами связаны у меня наиболее яркие периоды моей жизни? Я никогда не задумываюсь первым назвать город Харьков. И действительно, если не считать маленького городка Лохвицы, где я родился и прожил первые десять лет, то Харьков – это город моего детства, моей юности, моей учебы, первых творческих работ, это город, в котором формировались мои чувства, мои вкусы, мое сознание. Это город, в котором я начал свою профессиональную трудовую жизнь, в котором сформировались мои творческие устремления… Вот почему мне близок и дорог Харьков. Мне дорог каждый уголок старого Харькова, но бесконечно дорого и все то новое, с чем я встречаюсь в Харькове на каждом шагу…”» [3, с. 9 – 17, 21 – 27, 33].
***
«Перед отъездом в Москву в 1923 – 1924 гг. И. Дунаевский жил в доме по улице Бассейной (ныне Петровского), 24, кв. 4 (правое крыло на первом этаже). 14 октября 1989 г. на доме была открыта мемориальная доска с горельефом композитора. Дом неоднократно менял своих хозяев. Сейчас здесь находится модный женский магазин. Эта часть дома выглядит не так, как при жизни композитора – окна переделаны на витрины, но мемориальная доска осталась на прежнем месте. Пожалуй, у самого Исаака Осиповича соседство с модными стройными девушками в витринах вызвало бы улыбку – он всегда ценил молодость и красоту и в музыке был непревзойденным певцом радости» [2].

Джерела
1. Боженко, Н. Друзья меня зовут «Дуней» // Слобода. – 2001. – 26 июня : фот.
2. Воловик, Л. Исаак Осипович Дунаевский : харьковский период // Дайджест-Е. – 2015. – №2. – С. 2, 4 : фот.; №3. – С. 2, 4 : фот.
3. Дунаевский и Харьков : (Памятные места Харькова, связанные с жизнью и деятельностью выдающегося советского композитора И. О. Дунаевского) : метод. рекомендации лекторам / подгот. Ю. Т. Калачев. – Харьков : [б. и.], 1985. – 38 с.
4. Дунаєвський Ісак Осипович // Мистецтво України : біогр. довід. – Київ, 1997. – С. 226.
5. Карнацевич, В. Л. Дунаевский Исаак Осипович // 100 знаменитых харьковчан / В. Л. Карнацевич. – Харьков, 2005. – С. 143–148 : фот.
6. Лыжник, И. А. Харьковский период в становлении творческой индивидуальности И. О. Дунаевского // Харків у контексті світової музичної культури: події та люди: матеріали міжнар. наук.-теорет. конф., 3 – 4 квіт. 2008 р. – Харків, 2008. – С. 27–29.
7. Терещенко, К. Недоспівана пісня Дунаєвського // Слобідський край. – 2014. – 6 груд. – С. 10 : фот.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий