Соколовський С. М.


Дошку на честь С. М. Соколовського відкрито 23 грудня 2019 року на будівлі інституту «Важпромелектропроєкт», за адресою проспект Науки, 56.
 
«В цій будівлі працював Почесний громадянин м. Харкова Соколовський Степан Миколайович. Керівник обласних будівельних підприємств, Голова виконавчого комітету Харківської міської ради народних депутатів (1986 – 1990 рр.)».


В понедельник, 23 декабря, состоится торжественное открытие мемориальной доски бывшему председателю Харьковского горисполкома Степану Соколовскому // Ассоциация «Региональное строительство». – URL : http://www.regionstroy.com.ua/17668/, свободный (дата обращения: 26.06.2020). – Название с экрана.

З історії харківського будівництва: С. М. Соколовський

«Соколовський Степан Миколайович (28.03.1942 – 19.07.2012) – інженер-будівельник, державний діяч. Народився у с. Бережниця Івано-Франківської області. Закінчив Іркутський політехнічний інститут (1967). Працював на будівельних підприємствах Купянська, Харкова, Лозової (1969–1983). Керівник групи інституту «Важпромелектропроєкт». Головний інженер будівельно-монтажного тресту комбінату «Харківпромбуд» (з 1983). Голова Харківського міськвиконкому (січень 1986 – травень 1990). Нагороджений орденом Дружби народів. Почесний громадянин Харкова (2009). Помер у Харкові. Похований на цвинтарі № 2» [3].
***
«Годы, когда горисполком возглавлял Степан Николаевич Соколовский, вошли в историю Харькова множеством новостроек. Началась застройка Северной Салтовки и Роганского жилого массива, возводились монолитные дома на проспекте Победы, гостиницы Киевская и Экспресс, театр оперы и балета, поликлиника на улице Мира, были открыты органный зал и новые школы, введена в эксплуатацию вторая очередь салтовской линии метрополитена, проложена троллейбусная линия по улице Роганской. Степана Николаевича по праву считали в области хозяином строек. Его профессионализм, опыт, организаторские способности, знания проявлялись не только в повседневной работе. В кризисные моменты он брал ответственность на себя и четко знал, что и как надо делать, какие специалисты и техника  понадобятся для решения проблемы, какие организации ими располагают. Сразу после аварии на Чернобыльской АЭС, в первые дни мая 1986 года, в Харькове были сформированы сводный отряд и строительный поезд, выехавшие в зону Чернобыля. А через два года так же быстро и с полным снаряжением харьковчане прибыли на помощь пострадавшим от землетрясения в Армении. Вернувшись в Харьков, члены этого отряда создали первую в СССР оперативно-спасательную службу. Тогда же в горисполкоме начала работать и первая в стране информационная служба 005 – прообраз нынешней 15-62. Именно с сообщений ее дежурных начинал свой рабочий день председатель исполкома городского совета народных депутатов Степан Соколовский» [4].
***
Зі спогадів С. М. Соколовського:
«Однажды меня вызвал В. П. Мысниченко и напомнил, что Харьков лишился двух председателей горисполкома, которые умерли в течение одного года. Он объявил, что принято решение поставить меня на эту должность. И жестко отмел все мои попытки возразить. На собеседовании в Киеве председатель Совета министров Масол ехидно пошутил: “Бог троицу любит”. Мне было не по себе, ведь мне только исполнилось 44 года. Когда я занял кабинет председателя, то переставил рабочий стол – так, на всякий случай. Кстати, он до сих пор стоит на этом месте. В те времена председателем горисполкома мог стать только человек со строительным или коммунальным образованием. И отбор кандидатов был очень строгий: нужно было пройти несколько аттестаций на всех уровнях. А как иначе можно было доверить человеку такое огромное хозяйство? Вторая половина 80-х была тяжелым временем: проблемы сыпались, как из рога изобилия. Нужно было решать вопрос с жильем для возвращающихся из Афганистана воинов-интернационалистов, формировать отряды спасателей в Чернобыль, строить дома для переселенцев из зараженной зоны.
Самому тоже довелось побывать в Чернобыле – я ведь должен был, как руководитель, поддержать наших ребят. Одной из главных задач горисполкома была поддержка коммунальных служб. Ежегодно мы меняли по городу до 40 – 50 км теплотрасс. Был сооружен водовод из двух труб от Краснопавловского водохранилища до резервуаров в Ледном, благодаря которому Харьков был обеспечен водой. Парк электротранспорта мы пополняли в год на 60 трамваев и столько же троллейбусов. Начали ремонтировать и менять трамвайные пути. Когда я познакомился с министром путей сообщения Н. Конаревым (решался вопрос обеспечения жильем железнодорожников), то набрался нахальства и попросил у него машину для укладки рельс. Он строго посмотрел на меня и спросил: “А ты знаешь, сколько выпускают таких машин в стране? Шесть штук в год. И ты хочешь, чтобы я отдал одну на трамвайные пути?” На этом тогда и разошлись. Но через полгода Харьков получил такую машину. Радости не было предела! Своими достижениями я могу считать участие в разработке генерального плана развития Харькова до 2005 года, завершение строительства оперного театра, реконструкцию Клочковской улицы, развитие новых микрорайонов на Северной Салтовке, Рогани и Алексеевке. Особенно запомнилась мне всенародная стройка оперного театра, в которой принимали участие все предприятия города – кто людьми, кто материалами» [1].
Джерела
1.Воловник, П. В. Степан Николаевич Соколовский / П. В. Воловник, О. П. Воловник // Почетные граждане города Харькова. – Харьков, 2011. – С. 241–284 : фот.
2. Соколовский Степан Николаевич // Во главе города : руководители Харьков. город. самоупр./ А. Н. Ярмыш и др. – Харьков, 1998. – С. 136–138 : фот.
3. Соколовський Степан Миколайович // Харківщина : енциклопед. слов. / редкол.: С. І. Посохов та ін. – Харків, 2014. – С. 340 : фот.
4. Тарасова, Л. Степан Соколовский : «До сих пор мне снятся эти  стройки» // Вечерний Харьков. – 2012. – 24 марта. – С. 4 : фот.
До 70-річчя з дня народження.

Комментариев нет:

Отправить комментарий