Дошку
на честь І. Г. Пятихіна і О. Ф. Толмачова відкрито у
травні 2012 року за адресою вулиця Достоєвського, 14 на фасаді середньої школи
№ 41.
«В нашій школі у 1920–1930 роки навчались Пятихін І. Г., Герой Радянського Союзу, генерал-лейтенант авіації, Толмачов О. Ф., Герой Радянського Союзу, полковник, штурман морської авіації»
Рожков,
В. Землякам-героям // Харьковские известия. – 2012. – 8 мая. – С. 5 :
фот.
Про відкриття дошки
випускникам школи № 41
– І. Пятихіну й О. Толмачову.
Харків’яни – Герої Радянського Союзу:
І. Г. Пятихін, О. Ф. Толмачов
«Пятыхин Иван Гаврилович (12(25).10.1904 – 22.05.1971) –
летчик. Родился в станице Попасная Купянского уезда (ныне с. Попасное Великобурлукского
района Харьковской области). Окончил Основянскую железнодорожную гимназию
(1919). В армии с 1922 г., в авиации с 1929 г. Окончил Оренбургскую военную
школу летчиков (1930) и Высшую летно-тактическую школу (Липецк, 1937). Участник
финской войны (1939 – 1940), командир авиационной бригады, полковник. Герой
Советского Союза (1940). Участник Великой Отечественной войны (с 1941).
Командовал авиационной дивизией, 15-ой воздушной армией, военно-воздушными
силами ряда военных округов (в т. ч. Харьковского (1943 – 1946).
Генерал-лейтенант авиации. Награжден орденами и медалями. С 1948 г. – в
запасе. Жил и умер в Москве» [5].
***
«Толмачев Александр Федорович (16.06.1913 – 19.11.1979) –
летчик. Родился в Харькове. Окончил Основянскую заводскую семилетнюю школу
(1928). Служил на флоте (с 1931). Окончил Ейское военно-морское авиационное
училище (1936). Участник Великой Отечественной войны (с 1941). Главный штурман
ВВС Черноморского флота, гвардии майор. Герой Советского Союза (1943). После
войны продолжил службу в ВМФ, полковник авиации. Окончил авиационный факультет
Военно-морской академии (1952). Преподавал в Военно-воздушной инженерной
академии (1955 – 1958). Награжден орденами и медалями. С 1958 г. – в
запасе. Жил в Москве, работал инженером на машиностроительном заводе. Погиб в
ДТП» [7].
***
«Детство Вани Пятыхина прошло на станции Основа. Как и его
братья, он очень рано начал трудиться. Работал на конке, учился в
железнодорожной школе. Весной сурового 1919-го года умерли родители. Пришлось и
батрачить, и беспризорничать. Но тяга к труду и знаниям не дала Ване пропасть:
он окончил пехотную школу, вступил добровольцем в армию. При распределении сам
попросился “туда, где труднее” – и поехал служить на Дальний Восток, в город Сретенск.
В 1929 году подал рапорт с просьбой перевести его в авиацию. Окончил летную
школу, командовал авиационным отрядом. Молодой летчик зарекомендовал себя
человеком инициативным, творчески мыслящим. Он совершенствовал свое летное
мастерство, в частности, работал над посадкой самолета на ограниченной площади.
Однажды, прилетев на совещание в Хабаровск, майор Пятыхин посадил свой У-2 на
небольшом плацу во дворе штаба командующего Дальневосточным военным округом В. К. Блюхера.
Его наказали за рискованный поступок, но экспериментом заинтересовались. Вскоре
Иван был вызван в Москву к Наркому обороны К. Е. Ворошилову. Он снова
успешно продемонстрировал посадку на небольшую площадь. Нарком высоко оценил
мастерство летчика и повысил его в звании. Вскоре Пятыхин стал командиром
авиационной бригады в Ленинградском военном округе и занялся обучением
летчиков. Когда началась финская война, его бригада вступила в бой одной из
первых и отличилась высоким мастерством и решительными действиями. В сложнейших
погодных условиях, при низкой видимости бомбардировщики вылетали на задание и
наносили удары по укреплениям противника. В ходе войны соединение Пятыхина
совершило 4704 боевых вылета. Летчики были награждены орденами и медалями, а
командир бригады И. Г. Пятыхин удостоен звания Героя Советского
Союза. Начало Великой Отечественной Иван Гаврилович встретил на должности
командующего Военно-воздушными силами Орловского военного округа, а с 1942 г.
командовал воздушной армией на Брянском фронте. Воевал и на подступах к Москве,
и на Курской дуге. Отличился в боях за Курск и Орел и был награжден вторым
орденом Красного Знамени. А за личное участие в боевых вылетах при освобождении
Рославля, Ельни и Смоленска и за искусное прикрытие наземных войск с воздуха он
был удостоен ордена Кутузова 2-ой степени. Осенью 1943 г. вскоре после
освобождения Харькова генерал-майор Пятыхин вернулся в родной город. Здесь три
года он служил на должности командующего ВВС вновь созданного Харьковского
военного округа. Энергия и работоспособность Ивана Гавриловича вызывали
восхищение: несмотря на огромную загрузку, он принимал активное участие в
общественной жизни города, добросовестно исполнял обязанности депутата
Харьковского городского совета» [4].
***
«В годы Великой Отечественной штурман Толмачев сражался в
частях ВВС Черноморского флота, участвовал в обороне Одессы, в боях за Крым, в
освобождении Кавказа, Румынии и Болгарии. Он отличался не только отвагой, но и
точным расчетом, высоким мастерством. В июле 1941 г. эскадрилья под
командованием капитана Семенюка вылетела на задание в район румынского порта
Тульчи. Разбомбив корабли врага на Дунае, эскадрилья начала отход. Но самолет
командира был атакован гитлеровским истребителем. В воздушном бою капитан
Семенюк был убит, а штурман Толмачев ранен. Неуправляемая машина устремилась к
земле. Очнувшись, Толмачев откинул педали, вставил аварийную ручку управления и
вывел самолет в горизонтальный полет. Истекая кровью, он сумел дотянуть до
своей территории и совершить посадку в поле возле Измаила. От неминуемой гибели
штурман спас воздушного стрелка, тяжело раненного стрелка-радиста и самого
себя... Однажды эскадрилья получила задание разбомбить вражеский аэродром на
берегу Азовского моря. Но метеорологические условия не позволяли бомбить с
большой высоты. Тогда Толмачев предложил командиру нанести удар с малой высоты.
Аэродром находился в тылу врага, и подойти к нему незамеченными было
невозможно. Надежда была на внезапность и на сходство наших самолетов Ил-4 с
немецкими “хейнкелями”. Расчет оказался точным: с высоты 200 метров
бомбардировщики нанесли удар по аэродрому и сумели уйти от зенитного огня
гитлеровцев. Данные разведки подтвердили высокую эффективность бомбового удара:
было уничтожено 33 вражеских самолета. За успешное выполнение боевого задания
Александр Толмачев был награжден орденом Ленина. В 1943 г. Толмачев стал
главным штурманом ВВС Черноморского флота. На опыте, накопленном в боях, он
учил летчиков мастерству бомбового удара. В 1944 г. отважный штурман стал
инициатором так называемого топмачтового бомбометания (когда авиабомбы
рикошетят от водной глади). С бреющего полета наши самолеты бомбили вражеские
корабли. Около ста судов противника было потоплено и выведено из строя. За
внедрение этого метода А. Ф. Толмачев был награжден орденом
Отечественной войны 1-ой степени» [1].
Джерела
1.Витязь крылатый : Толмачев Александр Федорович // Подвиги во
имя Отчизны : докум. очерки о Героях Совет. Союза – уроженцах Харькова и
Харьков. обл. / сост. В. Т. Милюха. – 2-е изд., перераб. и доп.
– Харьков, 1985. – С. 598–601 : фот.
2.
Дикань, А. П. Пятыхин
Иван Гаврилович //
Герои Харьковщины /
А. П. Дикань. – Харьков, 1998. – С. 122 : фот.
3.
Дикань, А. П. Толмачев Александр Федорович //
Герои Харьковщины /
А. П. Дикань. – Харьков, 1998. – С. 51–52 : фот.
4. Мастерство, мужество, отвага : Пятыхин Иван Гаврилович //
Подвиги во имя Отчизны : докум. очерки о Героях Совет. Союза – уроженцах
Харькова и Харьков. обл. / сост. В. Т. Милюха. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – Харьков, 1985. – С. 504–507 : фот.
5. Пятыхин Иван Гаврилович // Герои Советского Союза : крат. биогр.
словарь. – Москва, 1988. – Т. 2. – С. 289–290 :
фот.
6. Семенов, В. Витязь крылатый // Вечірній Харків. – 1970. – 19 серп.
Про О. Ф. Толмачова.
7. Толмачев Александр Федорович // Герои Советского
Союза : крат. биогр. словарь. – Москва, 1988. – Т. 2. – С. 590–591 : фот.
Комментариев нет:
Отправить комментарий