Дошку на честь І. Ф. Бульби
відкрито за адресою вулиця Мар’їнська, 12/14 на будівлі фізико-математичного
ліцею № 27.
«Основатель
и первый директор физико-математической школы № 27
Бульба
Иван Федотович 1920 – 2005».
З історії харківської освіти: І. Ф. Бульба
«Бульба Иван Федорович (1920–2005) – педагог. Участник Великой
Отечественной войны. Награжден орденами и медалями. Окончил Горийский
педагогический институт (1948). С 1950 г. жил в Харькове, преподавал в
средней школе № 82, завуч (с 1958). Директор физико-математической школы № 27
(1963–1981). После преподавал в средней школе № 28. Умер в Харькове» [2, с.
45–50].
***
«Высокий седоволосый мужчина идет по коридору. И хотя он
ко всем обращается на “вы”, самые активные мальчишки выстраиваются у стен,
девчонки щебечут на полтона тише, учителя внутренне подтягиваются. Директор
школы Иван Федорович Бульба внимательно выслушивает каждого, практически
никогда не повышает голос, но его голос слышен всем. Выдержка и спокойствие,
подчеркнутая аккуратность в одежде, доброжелательность пробуждают желание
следовать его примеру. Вспоминает учительница Е. Е. Харик: “Иван
Федотович всегда был очень скромным человеком, но о его героическом прошлом мы
все-таки узнали. В 1940 году он был призван в армию, служил в Севастополе,
мечтал стать морским офицером. Все планы разрушила война. При обороне
Севастополя он был тяжело ранен. Совсем юный человек стал инвалидом войны, был
награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-ой степени. О нем
ходили легенды. Он называл на “вы” не только коллег, но и учеников, что было
для нас необычно”.
Годы директорства И. Ф. Бульбы были наполнены
знаменательными событиями. Именно в это время из стен школы в большую жизнь
вышли будущие академики, лауреаты Государственных премий, организаторы науки, десятки
докторов наук. Это произошло благодаря самоотверженному труду великолепного
педагогического коллектива. Но ничего этого не состоялось бы без борьбы – без ежедневной
бескомпромиссной борьбы Ивана Федотовича за сохранение этого коллектива, за
сохранение контингента учащихся, структуры школы и самого духа альма-матер. Ни
реорганизация школы в фактически общеобразовательную, ни постоянное давление
управленческих структур не смогли сбить его с истинного пути – “для развития и
процветания страны необходимы будущие ученые, инженеры, творчески мыслящие люди”.
И эта борьба увенчалась успехом. Ученики школы становились победителями
олимпиад по математике. Многие учителя были награждены орденами, медалями,
грамотами. И. Ф. Бульба в 1970 году стал кавалером ордена Трудового
Красного знамени. В 1981 году директор ушел на пенсию по возрасту и был
приглашен на работу в среднюю школу № 28, где он организовал классы с
углубленным изучением математики» [2, с. 45–48].
***
«Великою
пошаною серед учнів і вчителів користується директор школи Іван Федорович
Бульба. Він не тільки керівник, викладач математики, але й справжній вихователь.
Усі, кому потрібна допомога або цінна порада, звертаються до Івана Федотовича і
завжди її одержують. Директор особисто проводить індивідуальні співбесіди з
учнями, що бажають навчатися в цій школі. У розмові з кожним він не тільки
виявляє його знання з математики і фізики, а й звертає увагу на поведінку в
школі. “Ми намагаємося привчати наших учнів до самостійної роботи, бо, починаючи
з восьмого класу, вони вивчають елементи вищої математики. Своєрідний критерій
виявлення найбільш талановитих – систематичне проведення математичних олімпіад,”
– розповідає Іван Федотович. Школа № 27
– незмінний щорічний переможець республіканських математичних олімпіад. Щорічно
вузи Харкова, Києва, Москви, Ленінграда поповнюються випускниками цієї школи»
[1].
***
Зі спогадів випускника школи № 27 П.
Бондарева:
«Математику в моем классе вел директор Иван Федотович
Бульба – человек, прошедший войну, неординарный, своеобразный по характеру, с
уважением относившийся к любому ученику, независимо от возраста. С его подачи
все учителя обращались к ученикам, как к взрослым, – только на “вы”. Это
обращение повышало наше самоуважение, ответственность и создавало атмосферу
доверия между учениками и учителями. Иван Федотович умел на уроке создавать
ситуации для принятия коллективного решения, когда задача не поддавалась
стоящему у доски ученику. Это был не опрос “а как ты решил?”, а приглашение
принять участие в обсуждении, предложить свой вариант, который не отвергался, а
опять-таки обсуждался. А в конце звучало афористичное “Ваше резюме?” для
подведения итога обсуждения и вывода о следующем ходе решения задачи или
уравнения» [2, с. 409].
Джерела
1.Єфремов,
Є. «На орбіті – математика» // Вечірній Харків. – 1971. – 22 січ.
Про фізико-математичну
школу № 27.
2. Харьковская физико-математическая школа (лицей) № 27 / О. П. Воловник,
П. В. Воловник, Е. Е. Харик и др.– Харьков : Глобус,
2013. – 432 с. : фот.
Иван Федотович в моей памяти - это личность, которая врезалась в память всех, кот с ним встречался ...
ОтветитьУдалитьХочется снова в 82ю - " непромакаемую" и снова в детство первого класса - 1953 год ...
Юрий Оршанский
Спасибо, нам было интересно собирать информацию об этом замечательном человеке, педагоге.
ОтветитьУдалитьИван Федотович - Преподаватель с большой буквы! Его обращене к ученикам на "Вы" заставляло нас уважать себя, поднимало самооценку. Благодаря Ивану Фёдоровича, я полюбила математику, он учил более рациональному решению задач.
ОтветитьУдалитьКогда он пришел в нашу 28 школу, в то время менялась школьная программа, нам выдали новае учебники, автор которых был Богданович, около двух недель мы учились по ним, но Иван Федотович договорился с библиотекарем, что нашему классу нужно учиться по Погорелову и нам выдали старые, порезанный, но очень понятные учебники. В жизни, я применяю его формулу, не зависимо от ситуации -ищу всегда рациональное решение!
С тех времен, не встречала такого уровня учителей, что очень печально.