Бульба І. Ф.



Дошку на честь І. Ф. Бульби відкрито за адресою вулиця Мар’їнська, 12/14 на будівлі фізико-математичного ліцею № 27.


«Основатель и первый директор физико-математической школы № 27 Бульба Иван Федотович 1920 – 2005».


З історії харківської освіти: І. Ф. Бульба
«Бульба Иван Федорович (1920–2005) – педагог. Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами и медалями. Окончил Горийский педагогический институт (1948). С 1950 г. жил в Харькове, преподавал в средней школе № 82, завуч (с 1958). Директор физико-математической школы № 27 (1963–1981). После преподавал в средней школе № 28. Умер в Харькове»  [2, с.  45–50].
***
«Высокий седоволосый мужчина идет по коридору. И хотя он ко всем обращается на “вы”, самые активные мальчишки выстраиваются у стен, девчонки щебечут на полтона тише, учителя внутренне подтягиваются. Директор школы Иван Федорович Бульба внимательно выслушивает каждого, практически никогда не повышает голос, но его голос слышен всем. Выдержка и спокойствие, подчеркнутая аккуратность в одежде, доброжелательность пробуждают желание следовать его примеру. Вспоминает учительница Е. Е. Харик: “Иван Федотович всегда был очень скромным человеком, но о его героическом прошлом мы все-таки узнали. В 1940 году он был призван в армию, служил в Севастополе, мечтал стать морским офицером. Все планы разрушила война. При обороне Севастополя он был тяжело ранен. Совсем юный человек стал инвалидом войны, был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-ой степени. О нем ходили легенды. Он называл на “вы” не только коллег, но и учеников, что было для нас необычно”.
Годы директорства И. Ф. Бульбы были наполнены знаменательными событиями. Именно в это время из стен школы в большую жизнь вышли будущие академики, лауреаты Государственных премий, организаторы науки, десятки докторов наук. Это произошло благодаря самоотверженному труду великолепного педагогического коллектива. Но ничего этого не состоялось бы без борьбы – без ежедневной бескомпромиссной борьбы Ивана Федотовича за сохранение этого коллектива, за сохранение контингента учащихся, структуры школы и самого духа альма-матер. Ни реорганизация школы в фактически общеобразовательную, ни постоянное давление управленческих структур не смогли сбить его с истинного пути – “для развития и процветания страны необходимы будущие ученые, инженеры, творчески мыслящие люди”. И эта борьба увенчалась успехом. Ученики школы становились победителями олимпиад по математике. Многие учителя были награждены орденами, медалями, грамотами. И. Ф. Бульба в 1970 году стал кавалером ордена Трудового Красного знамени. В 1981 году директор ушел на пенсию по возрасту и был приглашен на работу в среднюю школу № 28, где он организовал классы с углубленным изучением математики» [2, с. 45–48].
***
«Великою пошаною серед учнів і вчителів користується директор школи Іван Федорович Бульба. Він не тільки керівник, викладач математики, але й справжній вихователь. Усі, кому потрібна допомога або цінна порада, звертаються до Івана Федотовича і завжди її одержують. Директор особисто проводить індивідуальні співбесіди з учнями, що бажають навчатися в цій школі. У розмові з кожним він не тільки виявляє його знання з математики і фізики, а й звертає увагу на поведінку в школі. “Ми намагаємося привчати наших учнів до самостійної роботи, бо, починаючи з восьмого класу, вони вивчають елементи вищої математики. Своєрідний критерій виявлення найбільш талановитих – систематичне проведення математичних олімпіад,” – розповідає Іван Федотович. Школа № 27 – незмінний щорічний переможець республіканських математичних олімпіад. Щорічно вузи Харкова, Києва, Москви, Ленінграда поповнюються випускниками цієї школи» [1].
***
Зі спогадів випускника школи № 27 П. Бондарева:
«Математику в моем классе вел директор Иван Федотович Бульба – человек, прошедший войну, неординарный, своеобразный по характеру, с уважением относившийся к любому ученику, независимо от возраста. С его подачи все учителя обращались к ученикам, как к взрослым, – только на “вы”. Это обращение повышало наше самоуважение, ответственность и создавало атмосферу доверия между учениками и учителями. Иван Федотович умел на уроке создавать ситуации для принятия коллективного решения, когда задача не поддавалась стоящему у доски ученику. Это был не опрос “а как ты решил?”, а приглашение принять участие в обсуждении, предложить свой вариант, который не отвергался, а опять-таки обсуждался. А в конце звучало афористичное “Ваше резюме?” для подведения итога обсуждения и вывода о следующем ходе решения задачи или уравнения» [2, с. 409].
Джерела
1.Єфремов, Є. «На орбіті – математика» // Вечірній Харків. – 1971. – 22 січ.
Про фізико-математичну школу № 27.
2. Харьковская физико-математическая школа (лицей) № 27 / О. П. Воловник, П. В. Воловник, Е. Е. Харик и др.– Харьков : Глобус, 2013. – 432 с. : фот.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий