Артилерійська школа



Дошку в пам'ять про роботу артилерійської школи встановлено за адресою вулиця Малопанасівська, 1 на будівлі Центру професійно-технічної освіти № 4.


«В этом здании с 1937 по 1941 г. находилась 15 специальная артиллерийская школа».


З історії військової освіти Харкова: артилерійська школа

«Зовні школа була звичайною. Школярі – теж звичайні харківські хлопчаки. Але на відміну від інших шкіл заняття тут почалися 6 вересня.
В дванадцяти класних кімнатах сіли за шкільні лави п’ятнадцяти–сімнадцятирічні юнаки. Поки вони ще в цивільних костюмах, але незабаром змінять їх на шинелі з петлицями артилеристів.
1937 рік. Країна Рад дбає про свою боєздатність. Їй потрібні артилеристи, командири. Ухвалюється рішення: готувати поповнення для артилерійських училищ спецшколам. Так почалася історія 15-ої Харківської спеціальної артилерійської школи» [6, с. 2].
***
«О мемориале в Малопанасовском переулке, недалеко от Южного вокзала, знают многие харьковчане. Он создан по проекту харьковских архитекторов, всегда привлекает внимание. На постаменте замерла знаменитая, прославленная в сражениях с фашистами 76-миллиметровая пушка – "ЗИС-3". На гранитной плите надпись: "Выпускникам харьковских артиллерийских спецшкол, павшим в боях за свободу Родины".
Такие учебные заведения нового типа были открыты в бывшем Советском Союзе в 1937 году. Всего их насчитывалось 16, две из них – 14-я и 15-я артспецшколы – находились в Харькове. Кроме тщательного медицинского осмотра поступавшие проходили мандатную комиссию. Знакомства и телефонные звонки свыше здесь не действовали. Отбор был строгим – принимали только отличников, волевых и смелых юношей, твердо решивших посвятить свою жизнь службе в армии, защите Отечества.
В течение трех лет, кроме обычной школьной программы, они изучали топографию, артиллерию, стрелковое дело. Теория соединялась с практикой: проводились походы, учебные стрельбы из орудий во время пребывания в летних лагерях. Опытные педагоги учили также бальным танцам, как надо вести себя в обществе.
Выпускники спецшкол направлялись в лучшие военные училища, после их окончания имели право на льготных условиях поступать в академии. То была хорошо продуманная система подготовки грамотных, всесторонне образованных командиров, кадровой элиты для армии» [4, с. 3].
***
«Взвод батареи присутствует на занятиях в миниатюр-полигоне. На условном наблюдательном пункте – учащийся Стецовский, исполняющий обязанности командира батареи. Не больше четырех минут потребовалось ему, чтобы ознакомиться с обстановкой и подготовить исходные данные для стрельбы. Телефонист передал на "батарею" команду.
Первый снаряд упал за целью. С этого момента начинается пристрелка. Стецовский успешно справился с задачей. Его место занял учащийся Поколодный, за ним – учащийся Владимиров. После Владимирова стрелял Вовянко.
Так проходят занятия на миниатюр-полигоне 15 специальной средней школы Харькова. С огромным интересом ученики изучают артиллерийское дело» [1, с. 4].
***
«Воспитанники спецшколы жили по военным законам. Носили форму – китель, фуражку и брюки с красными лампасами – и отдавали честь преподавателям.
Николай Яценко, выпускник 15-й артиллерийской школы: "Каждый праздник 1 Мая и 7 ноября участвовали в парадах на площади Свободы. Причем, проходили первыми – сейчас суворовцы обычно первыми, а тогда мы... Строевая подготовка у нас была хорошая. Гоняли нас там, тренировали. Хорошо проходили. В военных парадах".
Кроме строевой подготовки, ребята изучали военную топографию, воинский устав, учились правильно рыть окопы, на скорость разбирать и собирать оружие. Летом в лагерях даже стреляли из пушек, вспоминает Яценко, и бросали гранаты. Дисциплина была жесткой, но они тоже прогуливали занятия, не учили уроки и сразу же хватали тройки.
Только один раз дирекция школы смягчила режим – на выпускном балу. В зале на паркете, который сейчас покрыт краской, уже в званиях младших лейтенантов, они танцевали вальс. Для многих, с грустью говорит Яценко, – он был последним.
Николай Яценко, выпускник 15-й артиллерийской школы: "Даже впервые дирекция школы разрешила – поставили столы так по периметру в зале, легкое вино, закуска какая-то, как уже взрослых провожали. Все ребята были в основном 1922-го, 1923-го года. Вон, они все полегли, на стеле...".
Дневники, старые фотографии, письма с фронта, воспоминания выпускников. Почти весь архив 15-й артиллерийской школы в девяностых, как мусор, выбросили во двор. Сегодня – уже новое руководство профтехучилища – пытается создать музей.
Николай Яценко, выпускник 15-й артиллерийской школы: ″Вот Маршал Бажанов, который пушку дал сюда, вот это Рысь – болеет сейчас... сильно. Им всем по 85–87 – это самые молодые...″» [2].
Джерела:
1. Бжезовский, В. Будущие артиллеристы // Красное знамя. – 1941. – 17 янв. – С. 4.
2. Боревич, Ю. Четырнадцатилетние артиллеристы. В двух спецшколах Харькова подростков готовили к войне [Электронный ресурс] // MediaPort. События. – Текст. и граф. данные. 2007. – 9 мая. – URL : http://www.mediaport.ua/news/city/41558/chetyirnadtsatiletnie_artilleristyi_v_dvuh_spetsshkolah_harkova_podrostkov_gotovili_k_voyne_video, свободный (дата обращения: 10.10.2017). – Название с экрана.
3. Выпускники артиллерийской школы в Харькове каждый год встречаются 9 мая у стен школы [Электронный ресурс] // Городской дозор. – Текст. и граф. данные.2015 – 26 янв. URL : http://dozor.kharkov.ua/themes/kharkov_history/1157913.html, свободный (дата обращения: 10.10.2017). – Название с экрана.
4. Казак, В. Офицеры погибали юными // Слобода. – 2000. – 19 дек. – С. 3.
5. Командовал батареей гвардии лейтенант Леонид Шпиллер [Электронный ресурс] // Электронная книга памяти воинов-евреев, павших в боях с нацизмом (1941–1945) / авт. проекта Заславский А. ; веб-разраб. Дурандина Т. Текст. и граф. данные. URL : http://jmemory.org/Pomnite/Shpiller.htm, свободный (дата обращения: 10.10.2017). – Название с экрана.
6. Стецовський, М. Естафета пам’яті // Вечірній Харків. – 1971. – 19 лист. – С. 2–3.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий