Південна залізниця: будівля Управління Південної залізниці



Дошку, присвячену Управлінню Південної залізниці встановлено на фасаді будинку Управління Південної залізниці ПАТ «Укрзалізниця» за адресою вулиця ЄвгенаКотляра, 7.

«Это здание построено в 19121914 годах по проекту архитектора Дмитриева А. И. Взято под охрану государства и является памятником архитектуры ХХ века. / Из решения харьковского облисполкома № 334 от 30.04.1980 г./».

З історії Південної залізниці: 
будівля Управління Південної залізниці








«Рассматривая тему преемственности в развитии зданий, формировавших облик привокзальной площади, особое внимание хотелось бы уделить строительству здания Управления Южной (б. Курско-Азовской), железной дороги.
Идея строительства возникла задолго до принятия окончательного решения на застройку. При этом рассматривались различные предложения и варианты, которые могли бы не только отвечать функциональным требованиям, активно развивающейся административной структуры, но и задачам создания крупного сооружения, способного продолжить организацию привокзального пространства.
Среди проектов, рассматриваемых в качестве претендентов, сохранился вариант, 4-х этажного здания с мансардой, увенчанный в центральной части двухъярусной 8-ми-гранной башней, (в чем-то напоминающей колокольню), двумя несколько меньшими цилиндрическими башнями в угловых сегментах постройки и барочными фронтонами в уровне мансардного этажа. По своей архитектуре проект явно тяготел к традициям прошедшего 19 столетия. Возможно, если бы вокзал по проекту А. Тона сохранился бы на период утверждения эскиза, то шансов на реализацию представленного варианта было бы больше.
<…> В этот же период в 1910 г. архитекторами С. Тимошенко, П. Ширшовым и П. Соколовым выполняется и осуществляется проект Управления Северо-Донецкой железной дороги для строительства на Вознесенской площади (ныне Фейербаха).
Естественно, что новое здание Управления Курско-Азовской железной дороги в зоне главного городского вокзала должно было бы быть более представительным и монументальным.
Так или иначе, возможно именно повышенные требования к градостроительной значимости новой постройки и впечатляющая масштабами вместительность здания на относительно-небольшой площади, позволили отдать предпочтение проекту архитекторов А. Дмитриева и Д. Ракитина при участии инж. П. Роттерт» [1, с. 8485].
***
«Молебствие и освящение нового здания управления Южных ж.д. Вчера, 30 июля, причтом Дмитриевской церкви при хоре певчих, было совершено молебствие и освящение вновь устроенного здания управления Южных ж. д., куда перешли уже почти все службы. Вслед за тем, в управлении было совершено молебствие о здравии Государя Императора и о даровании победы русскому воинству.
На молебствии присутствовали начальники служб во главе с начальником дороги Б. Д. Воскресенским и около 2000 чел. жел.-дор. служащих.
После молебствия Б. Д. Воскресенский обратился к служащим с краткою речью, в которой, отметив переживаемый момент и роль железных дорог в деле перевозки, констатировал всеобщий подъем среди железнодорожников, и дружную, энергичную работу их, и высказал уверенность, что и в будущем работа жел.-дор. служащих будет также дружна и плодотворна» [2, с. 4].
***
«Серед будинків адміністративного призначення своєю масивністю та величністю відзначається Управління Південної залізниці (арх. А. Дмитрієв, Д. Ракітін, інж. П. Роттер, 1914 р.). У плані будинок майже квадратної форми, займає велику територію на Привокзальній площі та виходить на вулицю Червоноармійську. Дах будівлі складається з п’яти великих куполів, чотири з яких розміщені по кутах, а останній, більш виразний, акцентує місце головного входу до приміщення з боку площі… Площина стін оздоблена масивним карнизом та профільованим фризом, які відділяють аттиковий поверх. Разом вони добре гармонують із похилою площиною купола. На рівновіддаленій відстані від кутових осей на рівні третього і четвертого поверхів розміщені строгі ризаліти з пілястрами, а над ними, на рівні мансарди, високі вазони» [4, с. 135].
***
«Построенное  в 19121914 годах по проекту академика архитектуры Дмитриева, архитектора Ракитина и инженера Роттера, это монументальное пятиэтажное здание с внутренними дворами выдержано в строгих классических формах. Средние части северного, восточного и южного фасадов подчеркнуты крупными ризалитами, а над главным входом, обращенным к северной части площади, возвышается купол. Порталы входов выполнены в граните, а углы здания скруглены в плане и завершены пологими куполами. В начале ХХ века здание управления было достроено не полностью, и лишь в 60-е годы по проекту архитектора Фастова была завершена та его часть, которая примыкает к южной стороне площади, обращенной к трамвайному кольцу. При этом архитектурный облик сооружения был сохранен» [3, с. 4].

Джерела:
1. Вещев, В. Е. Преемственность и новаторство в формировании привокзальных архитектурных ансамблей и прилегающих к ним территорий : (на примере привокзального комплекса южного вокзала г. Харькова) : ч. 1 // Науковий вісник будівництва : [зб. наук. пр.] / Акад. буд-ва України. – Харків, 2013. – Вип. 72. – С. 82–91.
2. [Молебствие и освящение нового здания управления Южных ж.д.] // Южный край. – 1914. – 31 июля. – С. 4.
3Столбецов, О. Город стальных магистралей // Вечерний Харьков. – 2004. – 8 июля. – С. 4.
4. Яцина, О. А. Архітектурна симфонія Харкова. – Харків, 2008. – С. 135. – (Сер. «Українська колекція»).
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий