Південна залізниця: заснування




Дошку в пам'ять про заснування Південної залізниці встановлено на будинку Управління Південної залізниці ПАТ «Укрзалізниця» за адресою вулиця Євгена Котляра, 7.

«Южная железная дорога. История дороги берет свое начало от 6 июля 1869 г., когда в г. Харьков прибыл из Курска первый поезд.
Сначала это была Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога, а объединившись с Харьково-Николаевской в 1907 г., стала называться Южные железные дороги. В нее входили участки: Курск-Севастополь, Харьков-Николаев, Белгород-Купянск, Мерефа-Ворожба, Полтава-Лозовая-Никитовка, Константиновка-Ясиноватая, Краматорская-Лопасная, Николаев-Джанкой-Керчь и другие ветви общей протяженностью более 3000 верст.
Нынешнее название Южной она получила в 1934 г.
В период войны магистраль была значительно разрушена, однако для победы сыграла важную роль, за что награждена Красным Знаменем Государственного комитета обороны.
В современных границах ЮЖД образована в феврале 1992 г. и проходит по территории Харьковской, Полтавской, Сумской, Черниговской, Кировоградской и Луганской областей, являясь бойким перепутьем дорог с запада на восток и с севера на юг».
З історії Харкова: Південна залізниця


«В начале марта 1868 года на имя харьковского городского головы Шатунова поступила телеграмма: "Наше ходатайство увенчалось успехом. Состоялось высочайшее повеление о построении Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Учредитель – Поляков. Работы предполагается начать одновременно по всему пути. Поздравляем город!".

<…> В феврале 1869-го на станции Харьков "вчерне" окончены постройки каменных зданий мастерских, паровозных сараев, водоподъемных зданий; "прибыли из-за границы инструменты и оборудование для мастерских, половина поворотных кругов, из числа подвижного состава – доставлено 9 паровозов, 7 пассажирских, 550 товарных вагонов; к открытию движения начали доставляться каменный уголь, антрацит, дрова…". А 22 мая в Харьков прибыл первый поезд, который был "наполнен приглашенною строителем дороги публикою″, включая курского и харьковского губернаторов.

<…> Впрочем, с торжеством Поляков слегка поторопился: официально открывать новую дорогу было рановато…

С 22 мая до начала июля "с усиленной поспешностью" велась подготовка к открытию постоянного движения, работала комиссия по приемке Курско-Харьковской дороги. 3 июля 1869 года она закончила освидетельствование и разрешила открыть пассажирское и товарное движение между Курском и Харьковом 6 июля» [4, с. 10].

***

«Оглядываясь назад, в далекий 1869 г., с намерением увидеть, с чего все начиналось, – разочаровываешься: ничем не примечательное одноэтажное сооружение из бревен.… А ведь именно таким запечатлел первые вокзальные постройки на своем рисунке неизвестный художник-корреспондент, оказавшийся непосредственным участником событий открытия Курско-Харьковской железной дороги 22 мая 1869 г.
Вот полный текст его послания в журнал "Всемирная иллюстрация", приобщенный к собственному рисунку:
"22 мая в половине 12 утра раздался в первый раз в Харькове свисток первого поезда Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Густая толпа народа заколыхалась, заговорила…
Показался дым, потом локомотив, разукрашенный гербами, флагами и гирляндами зелени, с пассажирскими вагонами, музыкантами на открытой площадке и официальными, как местными, так и из других мест, властями под навесом последней площадки.
Толпа онемела.… Сначала молча вглядывалась, как плавно катилось невиданное чудовище. Но вот кто-то от души крикнул: "Ура!". Грянула музыка, и тысячи единодушных "Ура!" слились с ее звуками.
<…> Забавная так же была сцена, когда приближался поезд: один мужик обхватил обеими руками близ стоявший столб и заорал во все горло: ″Митюха… Держись крепче!″» [3, с. 56].
***
«Именно благодаря железной дороге на Харьковщине появился целый ряд новых населенных пунктов, к примеру, города Лозовая и Первомайский, поселок Высокий. А многие села и хутора, волею судьбы, оказавшиеся вблизи железнодорожного полотна, получили бурное развитие и превратились в города или крупные поселки (такова история Люботина, Балаклеи, Купянска, поселков Покотиловка, Новая Водолага и др.). Наконец, сама железная дорога навсегда изменила лицо области, подарив ей множество красивых и оригинальных вокзалов, создав целые сети депо, вагоноремонтных заводов и т. д., построив улицы и поселки (например: Высокий) для проживания своих сотрудников» [2, с. 1].

Джерела:
1. Багалей, Д. И. История города Харькова за 250 лет его существования (16551905) : ист. моногр. : в 2 т. / Д. И. Багалей, Д. П. Миллер. – Репр. изд. – Харьков, 1993. – Т. 2 : XIX – начало XX века. – С. 242246.
2. Буряковская, Т. «Железный» вклад в развитие региона // Время. – 2010. – 18 сент. – С. 1, 2.
3. Остапчук, В. Н. Дорога длиной 135 лет / В. Н. Остапчук, А. В. Ересько, Е. Н. Несвит. – Харьков: [Фактор], 2004. – С. 56.
4. Южная железная дорога – артерии жизни / подгот. И. Куличенко // Харьковские известия. – 2009. – 9 июля. – С. 10.
5. Южная магистраль : история, традиции, современность / [редкол.: И. В. Гаманенко, Л. Н. Карабицина, А. И. Клепцов и др.]. – Харьков: Золотые страницы, 2014. – С. 5.
6. Южной – 100 лет / [В. И. Ангелейко, А. С. Ватуля, С. Я. Диамант и др.]. – Харьков: Прапор, 1969. – 180 с.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий