Дошку в пам'ять про заснування Південної залізниці встановлено на будинку
Управління Південної залізниці ПАТ «Укрзалізниця» за адресою вулиця Євгена Котляра, 7.
«Южная
железная дорога. История дороги берет свое начало от 6 июля 1869 г., когда в г.
Харьков прибыл из Курска первый поезд.
Сначала это
была Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога, а объединившись с
Харьково-Николаевской в 1907 г., стала называться Южные железные дороги. В нее
входили участки: Курск-Севастополь, Харьков-Николаев, Белгород-Купянск,
Мерефа-Ворожба, Полтава-Лозовая-Никитовка, Константиновка-Ясиноватая,
Краматорская-Лопасная, Николаев-Джанкой-Керчь и другие ветви общей
протяженностью более 3000 верст.
Нынешнее
название Южной она получила в 1934 г.
В период
войны магистраль была значительно разрушена, однако для победы сыграла важную
роль, за что награждена Красным Знаменем Государственного комитета обороны.
В
современных границах ЮЖД образована в феврале 1992 г. и проходит по территории
Харьковской, Полтавской, Сумской, Черниговской, Кировоградской и Луганской
областей, являясь бойким перепутьем дорог с запада на восток и с севера на юг».
З історії Харкова: Південна залізниця
«В начале
марта 1868 года на имя харьковского городского головы Шатунова поступила
телеграмма: "Наше ходатайство увенчалось успехом. Состоялось высочайшее повеление
о построении Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Учредитель – Поляков.
Работы предполагается начать одновременно по всему пути. Поздравляем
город!".
<…> В
феврале 1869-го на станции Харьков "вчерне" окончены постройки
каменных зданий мастерских, паровозных сараев, водоподъемных зданий; "прибыли
из-за границы инструменты и оборудование для мастерских, половина поворотных
кругов, из числа подвижного состава – доставлено 9 паровозов, 7 пассажирских,
550 товарных вагонов; к открытию движения начали доставляться каменный уголь,
антрацит, дрова…". А 22 мая в Харьков прибыл первый поезд, который был
"наполнен приглашенною строителем дороги публикою″, включая курского и
харьковского губернаторов.
<…>
Впрочем, с торжеством Поляков слегка поторопился: официально открывать новую
дорогу было рановато…
С 22 мая до
начала июля "с усиленной поспешностью" велась подготовка к открытию
постоянного движения, работала комиссия по приемке Курско-Харьковской дороги. 3
июля 1869 года она закончила освидетельствование и разрешила открыть
пассажирское и товарное движение между Курском и Харьковом 6 июля» [4, с. 10].
***
«Оглядываясь
назад, в далекий 1869 г., с намерением увидеть, с чего все начиналось, –
разочаровываешься: ничем не примечательное одноэтажное сооружение из бревен.… А
ведь именно таким запечатлел первые вокзальные постройки на своем рисунке
неизвестный художник-корреспондент, оказавшийся непосредственным участником
событий открытия Курско-Харьковской железной дороги 22 мая 1869 г.
Вот полный
текст его послания в журнал "Всемирная иллюстрация", приобщенный к
собственному рисунку:
"22 мая
в половине 12 утра раздался в первый раз в Харькове свисток первого поезда
Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Густая толпа народа заколыхалась,
заговорила…
Показался
дым, потом локомотив, разукрашенный гербами, флагами и гирляндами зелени, с
пассажирскими вагонами, музыкантами на открытой площадке и официальными, как
местными, так и из других мест, властями под навесом последней площадки.
Толпа
онемела.… Сначала молча вглядывалась, как плавно катилось невиданное чудовище.
Но вот кто-то от души крикнул: "Ура!". Грянула музыка, и тысячи
единодушных "Ура!" слились с ее звуками.
<…>
Забавная так же была сцена, когда приближался поезд: один мужик обхватил обеими
руками близ стоявший столб и заорал во все горло: ″Митюха… Держись крепче!″» [3,
с. 5–6].
***
«Именно
благодаря железной дороге на Харьковщине появился целый ряд новых населенных
пунктов, к примеру, города Лозовая и Первомайский, поселок Высокий. А многие
села и хутора, волею судьбы, оказавшиеся вблизи железнодорожного полотна,
получили бурное развитие и превратились в города или крупные поселки (такова
история Люботина, Балаклеи, Купянска, поселков Покотиловка, Новая Водолага и
др.). Наконец, сама железная дорога навсегда изменила лицо области, подарив ей
множество красивых и оригинальных вокзалов, создав целые сети депо, вагоноремонтных
заводов и т. д., построив
улицы и поселки (например: Высокий) для проживания своих сотрудников» [2, с. 1].
Джерела:
1. Багалей, Д. И. История города Харькова за 250
лет его существования (1655–1905) : ист. моногр. : в 2
т. / Д. И. Багалей, Д. П. Миллер. – Репр. изд. – Харьков, 1993. – Т. 2 : XIX –
начало XX века. – С. 242–246.
2. Буряковская,
Т. «Железный» вклад в развитие региона // Время. – 2010. – 18 сент. – С. 1, 2.
3. Остапчук, В. Н. Дорога длиной 135 лет / В.
Н. Остапчук, А. В. Ересько, Е. Н. Несвит. – Харьков: [Фактор], 2004. – С. 5–6.
4. Южная железная дорога – артерии жизни / подгот. И.
Куличенко // Харьковские известия. – 2009. – 9 июля. – С. 10.
5. Южная магистраль : история, традиции, современность / [редкол.:
И. В. Гаманенко,
Л. Н. Карабицина, А. И. Клепцов и др.]. – Харьков: Золотые страницы, 2014. – С.
5.
6. Южной
– 100 лет / [В. И. Ангелейко, А. С. Ватуля, С. Я. Диамант и др.]. – Харьков:
Прапор, 1969. – 180 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий