Літературна студія Бориса Чичибабіна та Народний театр читця Зари Довжанської



Дошку в пам'ять роботи Літературної студії під керівництвом Б. О. Чичибабіна та Народного театру читця під керівництвом З. Довжанської встановлено за адресою Скрипника вулиця, 7 (знайти на мапі Харкова) на фасаді Центру культури Київського району (ДК зв’язку).

 
«В этом здании работали:
С 1964 по 1966 гг. литературная студия под руководством выдающегося поэта, лауреата Государственной премии СССР Бориса Чичибабина.
С 1973 по 1992 гг. Народный театр чтеца под руководством известного режиссера Зары Довжанской».




З історії культурного життя Харкова: літературна студія Бориса Чичибабіна 
та

Народний театр читця Зари Довжанської


«Чичибабін Борис Олексійович (справжнє прізвище Полушин) (9.01.192315.12.1994): письменник, поет. Народився у м. Кременчук Полтавської області. Закінчив середню школу у Чугуєві. Учасник Великої Вітчизняної війни. Навчався на філологічному факультеті Харківського університету (194546). Репресований у 1946 р., реабілітований у 1957 р. Автор віршів російською мовою. Член Спілки письменників СРСР (з 1966), виключений у 1973 р., поновлений у 1987 р. Лауреат Державної премії СРСР (1990) та премії ім. А. Сахарова (1992). Помер та похований у Харкові. Ім'ям поета названо вулицю у Харкові» [7].
***
«Одно время руководил литстудией в Харькове. Не знаю, каким чудом она держалась – у меня нет никакого таланта к разговору, таланта литературного критика, наставника. Воспринимаю стихи как читатель, как человек, безумно, больше всего на свете любящий стихи» [2].
***
«Борис возглавил студию с совершенно другим составом участников: почти все они были жителями центра, выходцами из интеллигентных семей. Впрочем, был и рабочий с завода "Серп и молот" – звали его Эдиком Савенко, и впоследствии он стал известен миру как Эдуард Лимонов. (Вот и попробуй не верь в силы рабочего класса…). Вообще же, поскольку студия находилась в самом центре Харькова – в Доме культуры работников связи, туда набежала куча литературных мальчиков и девочек, привлеченная именем руководителя, – среди них и немало одаренных. Назовем (впрочем, без оценок, которые пусть выставит сам читатель) известного израильского “русскоязычного” поэта Александра Верника, прозаика и поэта Юрия Милославского, живущего сейчас в Нью-Йорке… Захаживал туда и аспирант, а ныне профессор филологии харьковского университета Александр Гуторов. Да и будущая жена Чичибабина Лиля – она ведь тоже была его листудийкой» [3, c. 102].
***
«Особенно пагубно на политической репутации поэта сказалось руководство литературной студией при Харьковском ДК связи. Литературных студий в ту пору в Харькове было множество, но самой лучшей, самой творческой по праву считалась студия Чичибабина. Студийцы собирались дважды в неделю: по средам людей было меньше, все работали или учились; в воскресенье же большой зал на двести мест бывал почти всегда полон. "Обстановка свободная – люди заходят, слушают, читают, разговаривают, выходят. Публика разношерстная. Тридцатилетние физики в джинсах, гуманитарная интеллигенция… Нагловатые или, наоборот, застенчивые молодые поэты… Картину завершали скромные, но тщательно одетые старики и старушки, студенты, … несколько школьников", – делится воспоминаниями бывшая студийка Раиса Беляева (Гурина).
<…> "Борис Алексеевич, – продолжала Р. Беляева, – приносил в студию книги, с том числе и запрещенных тогда Ахматову, Цветаеву, Мандельштама, Пастернака, Платонова. В то время он сам много писал, но не только и не столько читал свои стихи, но говорил с нами о литературе и любимых писателях…". В студии читали и дозволенное, и недозволенное (Ю. Милославский, к примеру, вспоминает, что Чичибабин "задолго до всех бумов открыл для себя, а затем и для нас, мальчишек, Андрея Платонова…"), обсуждали острые темы и злободневные вопросы, читали стихи, свои и других авторов, не всегда "идейно выдержанные".
Студия просуществовала только два года (с февраля 1964 по январь 1966). Это были далеко не лучшие времена для культуры, и хотя студия привлекала одаренных людей и играла очевидную просветительскую роль в жизни города, положение ее было ненадежное и шаткое. Объяснялось это тем, что Чичибабин был сам достаточно одиозен в глазах официальных властей. Приходящая в студию молодежь была также достаточно активной и даже более непримиримой в силу возраста, чем ее руководитель» [6, с. 33–34].
***
«Если есть в русской литературе понятие "поэтический Харьков", то благодаря Борису Алексеевичу Чичибабину. Во всяком случае, мне бы хотелось, чтобы наш город получил неповторимую лирическую прописку. <…> А что такое Харьков? Есть ли у него свое лицо? В середине семидесятых, еще мальчишкой, я стал мечтать о том, что вот соберется группа талантливых молодых людей и расскажет о родном и вечном городе.
Надежда не исчезает. Вернее, она из романтической превращается в скептически-осторожную. Я ведь все-таки провинциал.
В провинции жили Афанасий Фет, Владимир Короленко и Александр Грин. В провинции, любя свой город, жил и умер Борис Алексеевич Чичибабин. Стихи его не умрут никогда» [5].
***
«Зара Довжанская – множества жизней легенда,
звонкое имя, как зорюшка, зримое всеми,
свет и отдушина пасынка-интеллигента
в самое темное, самое затхлое время.
<>
Помню жила она где-то, как птица, под крышей,
слушал ее, восхищеньем немым переполнен.
Так уж случилось, что тайны ее не открывши,
Я разминулся с ее победительным полднем.
Нынче жалею, да что ж теперь, Господи Боже?
Не был чужим ей, а близким назваться не смею.
Лиля, любовь моя, с Зарой дружила, но позже
Мы почему-то почти не встречалися с нею».
Б. Чичибабин «Памяти Зары Довжанской» (январь, 1993) [1, с. 3].
***
«Богами Зары Довжанской были Сцена и Литература, хотя точнее было бы другое определение ее главного интереса в жизни: Литература, освещенная огнями рампы. Чем бы она ни занималась как руководитель Театра чтеца – подготовкой сценария будущего спектакля, перелопачивая горы специальной литературы и мысленно споря с исследователями творчества Толстого, Бунина, Набокова, работой с художником и аккомпаниатором, репетициями с актерами, – во всем ей был присущ артистический азарт, передававшийся другим.
<…> По привычке мы говорим: "Театр чтеца под руководством Зары Довжанской". На самом деле ее небольшой коллектив любителей Литературы, по сути – кружок, впрямую не соответствовал этому названию и назначению. В репертуаре театра, причаститься к которому стремилась интеллигенция города, было немало громких моноспектаклей – "Мастер и Маргарита" М. Булгакова, "Белый пароход" Ч. Айтматова в исполнении Инны Самитной, "Гамбринус" А. Куприна с Татьяной Булипоп и другие. Но это обстоятельство не позволяет назвать коллектив и театром одного актера.
Мерилом художественности здесь служил уникальный режиссерский подход Зары Довжанской к созданию спектакля. Она, бывало, подолгу не начинала работы при полной, на первый взгляд, включенности в нее всех участников, пока не помечала необходимой ей настроенности в актере на только ей ведомый тон репетиции. Лишь тогда звучала ее лаконичная жесткая команда: "Поехали!". И начиналось чудо из чудес, какого нельзя было увидеть даже на самом представлении.
<…> Зара Довжанская растила артистичных личностей, которые могли дать фору многим профессиональным актерам. Недаром харьковский Театр чтеца называли коллективом, не имевшим аналогов, – Театром Зары Довжанской» [4].

Джерела
1. Зара Довжанская о театре чтеца. Воспоминания о Заре Довжанской / сост.: С. Бунина, А. Лукаш. – Харьков : Фолио, 2005. – 75 с. : фот.
2. Несломленная судьба : к 85-летию Бориса Алексеевича Чичибабина : [фрагменты из статей и интервью поэта 1988 – 1993 гг. / подгот. Л. С. Карась-Чичибабина, А. И. Коробов] // UNIVERSITATES. Наука и просвещение. – 2007. – № 4. – С. 16–29. – Библиогр. в конце ст.
3. Рахлин, Ф. Д. О Борисе Чичибабине и его времени : строчки из жизни / Феликс Рахлин ; Харьк. правозащит. группа. – Харьков : Фолио, 2004. – 215 с., [16] л. ил. – Имен. указ.: с.207.
4. Седунова, Е. Вспоминая о Заре Довжанской // Время. – 2013. – 15 янв. – С. 10.
5. Сухарев, Е. После Чичибабина – о нем // Материалы Чичибабинских чтений, 2000 – 2002 : [сборник] / Междунар. фонд памяти Б. А. Чичибабина, Харьк. гос. акад. культуры ; [сост.: М. И. Богославский и др.]. – Харьков : Эксклюзив, 2002. – С. 15–20.
6. Фризман, Л. Г. Борис Чичибабин : жизнь и поэзия / Л. Г. Фризман, А. Э. Ходос. – Харьков : Консум, 1999. – 127 с.
7. Чичибабін Борис Олексійович // Вихованці Харківського університету: біобібліогр. довід. – Харків, 2004. – С.217–218 : фот.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий