Дзвіниця Успенського собору



Дошку на честь будівництва дзвіниці Успенського собору відкрито за адресою Соборна площа на будівлі Харківського Успенського собору.


«Александро-Невская колокольня построена усердиями горожан в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года, признательности Богу в спасении России от нашествия Наполеона и входа русских войск в Париж».


З історії культової архітектури Харкова:

дзвіниця Успенського собору


«Колокольня Харьковского Успенского собора бесспорно есть одно из замечательнейших зданий в мире. Она строилась 20 лет, стоила более 400 тысяч рублей ассигнациями, кроме материалов во множестве пожертвованных. Когда Россия была спасена от нашествия Наполеона и русские войска вошли в Париж, во многих местах России старались увековечить это событие сооружением разного рода памятников. В это самое время и жители Харькова, соревнуя общим порывам, задумали воздвигнуть подобный памятник.
Мысль эта осуществилась в намерении соорудить колоссальной величины и изящной архитектуры колокольню при городском соборе, назвав ее в память незабвенных подвигов Александра Благословенного Александровскою и сделав в самой колокольне придел во имя Св. Александра Невского. Составленные архитектором Е. А. Васильевым планы и фасады в самых колоссальных размерах были причиною, что по случаю употребленного высшим начальством долгого времени на внимательное рассмотрение и утверждение их, это здание заложено было только 2 августа 1821 г. преосвященным Павлом, епископом Харьковским. Квитка сообщает, что при рассмотрении плана и фасада колокольни бывший тогда городским головою Ломакин, узнав меру высоты здания, пришел в сильное негодование и решительным голосом объявил, что он, как глава города, не допустит, чтобы мирные и добрые граждане Харькова осмелились воздвигать такой высоты здание, которое превышало бы находящуюся в первопрестольном граде Москве колокольню Ивана Великого – диво на всю Россию. Некоторые из граждан пристали к мнению Ломакина, и сметливый архитектор, чтобы успокоить их, обещал переделать фасад к будущему собранию и представил тот же чертеж, но с показанием мер каждого этажа. Ломакин и собрание, поверив уверению архитектора, что высота не превышает Ивана Великого, подписали свое согласие. Потом Ломакин умер, а защитники его мнения, видя строящуюся колокольню, не думали поверять каждый этаж с мерою, объявленною архитектором, который делал свое дело, и колокольня стала выше Ивана Великого на две сажени» [1, с. 93–95].
***
«С какой бы стороны ни прибывал путник в Харьков, на подъезде к центру перед ним обязательно, хоть на миг, мелькнет среди застройки сияющий золотом купол над многоярусной колокольней Успенского собора. Лет сто назад свеча колокольни была главным украшением панорамы Харькова. Возвышаясь над домами, она была видна за много верст с разных сторон.
Со времени основания Харькова роль собора и колокольни была главенствующей не только в духовной жизни, но и в градостроительной: на них было ориентировано большинство улиц. В пределах исторической части города насчитывается 25 улиц и их участков, перспектива которых замыкается вертикалью соборной колокольни. Первая колокольня при Успенском соборе появилась одновременно с ним в 1687 году и простояла более 130 лет. После перестройки собора в 1771–1783 годах возник вопрос о соответствии архитектуры обветшавшей колокольни новому зданию храма.  13 февраля 1819 года на собрании известных харьковских граждан, состоявшемся у настоятеля Успенского собора протоиерея А. Прокоповича, было принято решение о строительстве новой колокольни "самой лучшей архитектуры и устройстве в ней теплого храма во имя Святого Благоверного великого князя Александра Невского в память славного царствования императора Александра и благодарственное воспоминание о богодарованных ему победах в 1812–1814 годах". Так жители Харькова решили увековечить память о славном окончании Отечественной войны. К имеющимся в соборной кассе 10 тысячам рублей, пожертвованных ранее купчихой П. Тамбовцевой, в тот же день по подписке было собрано еще 25 тысяч рублей. Уже в апреле 1819 года старая колокольня была разобрана.
Одновременно профессору архитектуры Харьковского университета Евгению Алексеевичу Васильеву было поручено составление плана и фасада новой колокольни, за что обещан гонорар в тысячу рублей. Его же пригласили для наблюдения за строительством с ежегодным вознаграждением в тысячу рублей. Новая работа захватила зодчего, который работал не только над внешним видом колокольни, но и пытался решить градостроительную задачу, увязывая ее высоту с размерами окружающей застройки. Через два месяца, в первых числах июня проект был готов. Замысел архитектора оказался настолько грандиозным, что харьковский губернатор не решился сам утвердить проект "по причине великой колоссальности здания" и направил чертеж в Петербург, где он попал на рассмотрение к зодчему В. П. Стасову. В своем отзыве Стасов указал на некоторые ошибки и недостатки композиции, особенно на отсутствие соразмерности между огромной колокольней и относительно небольшим собором, что противоречило принятым правилам. Но Стасов не был знаком с общим положением колокольни в системе планировки и застройки города. Васильев же создал проект не просто соборной колокольни, а строения, чей триумфальный облик стал своеобразным монументом победы в Отечественной войне и символом Харькова, символом, собирательная сила которого, благодаря удачно выбранной высоте, работала на огромные пространства долин рек Лопань и Харьков и заречных холмов, навсегда определив масштаб композиции общегородского центра.
После исправления ошибок проект был утвержден 8 мая 1820 года. Специально для нужд строительства был построен кирпичный завод, куплен на сруб лес близ Харькова. 8 мая 1821 года работы на стройке закипели. Уже к 31 мая было закончено рытье котлована под фундамент. 7 июня место стройки было торжественно освящено, а 8 июня началась кладка кирпича в фундамент. Работа длилась еще три года, а с 1825 по 1831 год была прекращена. Главными причинами остановки были требование Васильева "дать отдых строению для осушки стен и надлежащей осадки здания" и недостаток средств для строительства. Задержкой послужила и смерть протоиерея А. Прокоповича, являвшегося "главным двигателем" стройки. В связи с остановкой строительства по городу поползли слухи, что в построенной части колокольни появились трещины. По приказу губернатора был произведен осмотр строения и не обнаружено препятствий для дальнейшего строительства. Работы были возобновлены.
В 1831–1833 годах было возведено два яруса колокольни, закончено строительство приделов и верхней церкви с иконостасом. Средства пополнялись за счет добровольных пожертвований, львиную долю которых давали купцы. 28 января 1833 года умер Е. А. Васильев. Лишь в 1837 году удалось пригласить для надзора за строительством архитектора Харьковского университета А. Тона. Работы возобновились, и в 1840 году колокольня была вчерне окончена. Тон изменил первоначальный проект, придав куполу луковичную форму. 1 октября 1841 года "по свершении крестного хода" на колокольню был поднят и установлен позолоченный крест весом в 25 пудов (400 кг) и высотой 7 аршин (около 5 м). Завершили работы только в 1844 году. На строительство было израсходовано 3,5 миллиона штук кирпича и 4000 пудов железа (64 т). Общая высота колокольни с куполом и крестом составила 42 сажени (89,5 м). На медной памятной доске, установленной в притворе, была сделана надпись: "Воздвигнута колокольня сия в благодарность Богу Спасителю за избавление Державы и Церкви Российской от нашествия галлов и с ними два-десяти язык в 1812 году". Строительство колокольни стало уникальным явлением в архитектурной жизни России того времени. Достаточно сказать, что по высоте она на 4,5 метра превосходила звонницу московского Кремля, известную под именем "Ивана Великого". Среди монументальных построек того времени колокольня уступала в росте лишь Исаакиевскому собору Петербурга. В 1862 году на колокольне были установлены часы с боем, изготовленные парижской фирмой "Борель". К 1894 году на ней было 12 колоколов, самый большой из которых весил 1003 пуда 13 фунтов (около 16 т). Харьковская соборная колокольня и сейчас остается самым высоким зданием города, поражая стройностью пропорций, красотой линий и высоким строительным искусством, которое проявили при ее возведении наши талантливые предки» [6, с. 24–34].
Джерела
1. Гусев, А. Н. Харьков, его прошлое и настоящее в рисунках и описаниях: историко-справочный путеводитель / А. Н. Гусев. – Харьков : Тип. А.Дарре, 1902. – 260 с.
2. Єремєєв, П. Вища за «Івана Великого» – дзвіниця Успенського собору / П. Єремєєв // Харківщина : перші та вперше. 50 розповідей / редкол. : Л. О. Бєлова (голова) та ін. – Харків, 2009. – С. 114–117 : фот.
3. Историко-статистическое описание Харьковского Кафедрального Успенского собора. – Харьков : Тип. Зильберберга, 1894. – 331 с. – Из содерж. : о строительстве колокольни. – С. 11–29.
4. Колокольня Харьковского Успенского собора // Харьковские губернские ведомости. – 1887. – 16 июля.
Про історію будівництва.
5. Можейко, И. Памятник первой отечественной // Харьковские известия. – 2007. – 2 июня. – С. 12 : фот.
6. Новгородов, В. Е. Золотой венец старого Харькова : Успенский собор – памятник архитектуры XVIII века : ист.-архит. очерк / В. Е. Новгородов. – Харьков : Прапор, 1990. – 48 с. : ил.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий