Гіршман Л. Л.


Дошку на честь Л. Л. Гіршмана встановлено за адресою вулиця Олеся Гончара, 5 на фасаді Харківської міської клінічної лікарні № 14.

«19081921. В цій лікарні працював заслужений професор-офтальмолог Леонард Леопольдович Гіршман».

З історії розвитку медичної науки Харкова: Л. Л. Гіршман та міська офтальмологічна клініка


«Гіршман Леонард Леопольдович (13(25).03.1839 – 03.01.1921): вчений, лікар-офтальмолог. Народився 13 (25) березня 1839 р. у м. Тукум Курляндської губернії (нині Тукумс, Латвія). Закінчив 1-у Харківську гімназію (1855) та медичний факультет Харківського університету (1860). Вчився у Німеччині (1861 – 1863). Доктор медицини (1868). Викладав у Харківському університеті (1868 – 1905). Директор офтальмологічної клініки (з 1872), професор (з 1885). За його ініціативи у Харкові було відкрито училище для сліпих (1886). Отримав звання заслуженого професора (1893). Працював у власній лікарні (1908 – 1921, нині міська клінічна офтальмологічна лікарня ім. Гіршмана). Помер у Харкові. Його іменем названо вулицю в Харкові» [1].
***
«Огромная внутренняя нравственная сила, высочайшее понимание врачебного долга позволяли Л. Л. Гиршману, физически слабому и болезненному человеку, побеждать утомление; его неустанный труд на благо многочисленных страдальцев, искавших его помощи, изумлял людей, знавших его, и вызывал чувство благоговения перед этим замечательным человеком. Антон Павлович Чехов, сам врач по образованию, писал о нем: ″Харьковский окулист Гиршман – известный филантроп… святой человек″.
<…> Об особенностях клинической практики своего учителя оставил замечательные воспоминания проф. Д. М. Натансон, близко знавший Л. Л. Гиршмана как ординатор его клиники, а затем его ассистент. Л. Л. Гиршман, по свидетельству Натансона, был необычайно талантливым диагностом, в совершенстве владевшим глазным зеркалом, и замечательным хирургом, производившим с несравненным мастерством оптические операции, поражавшие быстротой, точностью и легкостью. Операции одинаково уверенно делались им и правой и левой рукой. Большинство операций производилось на сидящих больных – это стало одной из особенностей школы Гиршмана (ряд его учеников оперировали больных в сидячем положении и также обеими руками). Профессор говорил, что незачем причинять больным лишние волнения, укладывая их на операционный стол.
<…> Важной особенностью школы Л. Л. Гиршмана являлось непременное выявление связи глазного заболевания с общим состоянием больного. Со свойственной ему острой наблюдательностью Л. Л. Гиршман обращал внимание на все особенности исследуемого больного: походку, рост, строение лица и т. п. Выявленные признаки подкреплялись данными специального исследования, которое помогало выделить мельчайшие особенности. Только после этого, путем сопоставления подробной клинической картины с изменениями со стороны других систем и органов, делалось заключение о характере заболевания.
<…> Авторитет Л. Л. Гиршмана как лечащего врача был чрезвычайно высок. Известные профессора-офтальмологи присылали к нему для консультации своих пациентов, и слово Гиршмана имело решающее значение. Харьков превратился в ″глазную Мекку″, куда стремились с надеждой на исцеление больные со всей необъятной России. <…> Имя его было широко известно в Европе, его часто приглашали для консультаций, и ему приходилось выезжать для участия в консилиумах в Париж и другие европейские столицы. А. Л. Шаховский [ученик Л. Л. Гиршмана] приводит случай, когда в Германии один из профессоров сказал обратившемуся к нему русскому пациенту: ″Зачем Вы здесь? У Вас есть Гиршман.″» [4].
***
«Харьковцы и городское управление воздвигли при жизни достойный памятник своему выдающемуся согражданину, гуманисту-врачу профессору Леонарду Леопольдовичу Гиршману, в виде прекрасной глазной больницы его имени. Открытая в 1908 г. сначала в наемном помещении в д. Ремизовой на Москалевской ул. на 10 кроватей она сразу привлекла многочисленных больных – и на амбулаторный прием, и для коечного лечения. Число коек доводилось до 17, допускались только нуждавшиеся в оперативном пособии, но и тогда приходилось отказывать стремившимся попасть в больницу. Обаяние личности и слава как специалиста профессора Л. Л. Гиршмана, под наблюдением, руководством и при непосредственном участии которого функционирует больница, привлекали к ней не только массу больных харьковцев, но много и из уездов нашей губернии и из других губерний и областей. <…> Сначала опасались, что в виду слишком специального характера больницы она будет слабо работать, но действительность настолько не оправдала этих сомнений, что скоро возникла мысль создать особую, приспособленную, удовлетворяющую требованиям гигиены больницу.
Городское управление очень сочувственно пошло навстречу начинаниям попечительного совета. Было отведено в лучшей нагорной части, на ул. Т. Шевченко, обширное место в 1000 кв. саж. стоимостью около 50.000 р. По тщательно разработанному проекту было воздвигнуто большое, стильное, красивое здание общей кубатурой в 1675 кб. саж.
Внизу, в полуподвальном этаже размещаются кухня, прачечная, квартиры среднего и низшего персонала; в первом этаже – амбулатория из 4 комнат, лаборатории, кабинеты проф. Гиршмана и старшего врача, контора, 2 больших общих и 3 малых палаты и изоляционная; во втором – операционная с 4 комнатами, 2 общих и 5 малых палат, 2 изоляционных и квартира старшего врача из 6 комнат.
<…> Палаты выходят в светлые, просторные боковые коридоры. Отопление центральное водяное, вентиляция центральная. Больница торжественно открыта 11 марта 1912 г. и является теперь одним из лучших лечебных учреждений в Харькове. Знаменательно то, что в создании больницы объединились на почве глубокого уважения и любви к Л. Л. Гиршману многие общественные организации и большое число частных лиц.
Постройка обошлась в 142.876 р. 45 к., а оборудование в 13.800 р., всего – 156.676 р. 45 к. Участие города в создании больницы выразилось, кроме предоставления участка земли, в сумме 82.624 р., остальные деньги были собраны путем пожертвований.
Будущность Гиршмановской глазной больницы обеспечена тем, что она, пережив период благотворительной поддержки, теперь является всецело городским учреждением.
Деятельность новой больницы с переходом в собственное помещение сильно возросла. И раньше, и теперь больница проявляет плодотворную оперативную деятельность <…>.
Это центр окулистической помощи для Харькова, и можно лишь пожелать, чтобы больница взяла на себя изучение состояния глаз учащихся в городских школах и распространила свою компетентную деятельность в этой важной отрасли гигиены и в борьбе с трахомой» [2].
***
«На все произнесенные приветствия и читанные адресы, юбиляр, профессор Л. Л. Гиршман, ответил следующею краткой речью:
<…> Я глубоко тронут, я подавлен обилием высказанных мне приветствий и ласки, поднесенных мне адресов, жертв принесенных на пользу любимого мною дела. <…> Вся моя деятельность состояла только в простом исполнении, по мере моего понимания и сил, непосредственных моих обязанностей. Но ведь это не заслуга, это долг каждого.
Если редкое счастье можно принять за заслугу, то эту заслугу я действительно признаю за собой. <…> Ведь это мое счастье, что полюбившаяся мне специальность оказалась отвечающей насущной потребности. А не увлечься офтальмологией тогда и там, где я учился, было невозможно. <…> На мою долю выпало большое счастье учиться офтальмологии у самого источника, под руководством Гельмгольца и Грефе. Когда я начал свою практическую деятельность, я оказался первым, и многие годы единственным специалистом в обширной области всего Юго-Востока России. Не трудно было стать известным, где оказался единственным. И в отношении меня окружающей среды я был необыкновенно счастлив. Товарищи мои и сограждане, лица во главе стоящие, сослуживцы и ученики мои относились ко мне очень снисходительно.
<…> Но если я приносил посильную пользу своим согражданам, то всякая награда, которою меня сегодня почтили, неизмеримо превосходит все мною заслуженное. Она меня страшит, налагая на меня обязательства, исполнение которых, я боюсь, превышает мои силы. Я буду стремиться, насколько буду в состоянии и пока буду в состоянии, исполнять свой неоплатный долг перед своими соотечественниками» [7, с. 7–8].
***
Юбилей Л. Л. Гиршмана
Я видел: весь окутан тьмой,
Сонливый, скучный Харьков мой
В вечерний час вдруг оживился,
Хохлацкой лени гнет стряхнул,
Свободно и легко вздохнул
И странным светом озарился…<>
То молодежь толпами шла,
Ликуя, песни распевая,
И факелы в руках несла,
Путь триумфальный озаряя…<>
Кому хваления звучат?
Вон экипаж обыкновенный
Густою окружен толпой…
Сидит в нем вовсе не герой,
Венчанный славою военной, –
Не гладиатор, ливший кровь…
О, нет! Победу одержала
Та бескорыстная любовь,
Что ближним муки облегчала…
Пред нами – добрый человек…<>
Не только с помощью науки,
Не только опытом своим
Он облегчал чужия муки
И зренье возвращал слепым,
Но бескорыстнейшим участьем
К чужому горю и несчастьям,
Любовью крепкою своей…
Да! Он – герой среди людей! <>
Как будто, сделалось светлее
В тот вечер в Харькове моем
И стали харьковцы добрее
Перед гуманнейшим врачом…
…………………………………….
Да! Смех-бы едкий замолчал,
Речей-бы меньше стало злобных,
Когда-б наш Харьков состоял
Из граждан, Гиршману подобных!
Василий Иванов [7, с. 83–84.]
***
«Указывать на заслуги Леонарда Леопольдовича с подробным перечнем их, с датами и пояснениями нет необходимости. <…> И это касается не только заслуг, огромных, исключительных заслуг врача, но и общественного деятеля большого масштаба, основателя обществ и учреждений, составляющих нравственную красоту нашего города.
Все знают, что такое училище для слепых, что такое была прежде ″клиника Гиршмана″, а теперь главная больница его имени.
<…> Прекрасен, велик и славен новоизбранный почетный гражданин г. Харькова, давным-давно занимающий, бесспорно, самое почетное место в сердцах тех, кто сам ли когда-нибудь обращался к источнику света – Леонарду Леопольдовичу за помощью или знает о нем от близких, от знакомых, наконец, понаслышке» [6].
***
«Несмотря на занятость, доктор Л. Гиршман активно занимался общественной работой, филантропией. Заметен его вклад в работу обществ: медицинского, грамотности,
Красного Креста. Профессор был инициатором открытия в Харькове отделения Попечительства о слепых, являлся Председателем Харьковской медицинской вспомогательной кассы, организатором Кассы пособия студентам, главой Попечительского совета Харьковской Мариинской гимназии и санаторием для медиков в Крыму. <…> Когда в 1921 году профессора Гиршмана не стало, его имя было присвоено Украинскому научно-исследовательскому институту глазных болезней. На базе реформированного НИИ позже была создана городская офтальмологическая больница № 14 имени профессора Гиршмана» [3].

Джерела
1. Гіршман Леонард Леопольдович // Вчені університету / Харк. мед. ун-т. – Харків, 2002. – С. 29–30: портр.
2. Глазная больница // Обзор харьковской лечебно-санитарной организации (1910–1914 гг.) / сост. зав. санитар. бюро В. В. Фавр. – Харьков, [1914?]. – С. 28–30 : фот.
3. Знаковский, В. Чехов называл Гиршмана «святым человеком» // Слобода. – 2000. – 7 нояб. – С. 5.
4. Лесовой, В. Н. Идеал врача и человека : к 170-летию со дня рождения Л. Л. Гиршмана / В. Н. Лесовой, З. П. Петрова // Universitates=Университеты: наука и просвещение. – 2009. – № 1. – С. 16–27 : фот.
5. 75-летие Л. Л. Гиршмана // Южный край. – 1914. – 7 марта.
О внесении на имя городского головы предложения об избрании Л. Л. Гиршмана почетным гражданином г. Харькова.
6. Сумцов, Н. Гений света // Южный край. – 1914. – 13 марта.
Об избрании Л. Л. Гиршмана почетным гражданином Харькова.
7. Юбилей Л. Л. Гиршмана, 1860 – 1895. – Харьков, 1986. – 84 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий