Покришев П. О.

Дошку на честь П. О. Покришева встановлено 7 травня 2009 року на будівлі Палацу культури Харківського електромеханічного заводу (ХЕМЗ) за адресою проспект Героїв Харкова, 94.

 

«Дважды Герой Советского Союза Покрышев Петр Афанасьевич. 24.VIII.1914 – 22.VIII.1967. Слесарь з-да Серп и Молот. 1941–1945».

 

Чернова, Н. Вклонімось мужності героїв // Слобідський край. – 2009. – 9 трав. – С. 1, 3.

Про встановлення меморіальних дошок Героям Радянського Союзу на фасаді Палацу культури Харківського електромеханічного заводу, серед яких П. О. Покришев.

Харків’яни – Герої Радянського Союзу: П. О. Покришев

«Покришев Петро Опанасович (24.08.1914 – 22.08.1967) – льотчик-винищувач, генерал-майор авіації (1955). Двічі Герой Радянського Союзу. Народився в селі Гола Пристань (нині місто в Херсонської області) в селянській сім'ї. Закінчив фабрично-заводське училище. Пройшов навчання в планерному гуртку, у 1931 р. закінчив курси Харківського аероклубу Оборонного товариства. У Червоній армії з 1934. Закінчив Одеську військову школу пілотів (1935), Військову академію Генерального штабу (1954). Учасник радянсько-фінляндської війни 1939–1940. У 1941–1945 роках – на Ленінградському фронті – командир ескадрильї 154-го винищувального авіаційного полку (Восьма повітряна армія), із 1943 – командир 159-го винищувального авіаційного полку (275-та винищувальна авіаційна дивізія, 13-та повітряна армія). Здійснив близько 300 бойових вильотів, брав участь у 60 повітряних боях, збив особисто 22 літака ворога і 7 – у групі. Після війни – на відповідальних посадах у військах Протиповітряної оборони СРСР. Із 1961 – у відставці.

Нагороджений орденом Леніна, 3-ма орденами Червоного Прапора, орденами Олександра Невського, Вітчизняної війни 1-го ступеня, 2-ма орденами Червоної Зірки, медалями» [4, с. 316].

***

«Он полюбил небо еще мальчиком, когда впервые увидел в прозрачной синеве легкий, стремительный самолет с красными звездами на крыльях. Небо стало страстной мечтой, когда, окончив школу ФЗУ и работая слесарем на харьковском заводе ″Серп и молот″, он впервые услышал доклад о планерах…

Его мечта осуществилась: он поступил в Горьковский аэроклуб. Потом стал курсантом Одесской школы военных пилотов. Познал, наконец, то ни с чем не сравнимое чувство полета, которое испытывает летчик, уносящийся в небо на мощном и легком истребителе.

В 1934 году впервые увидел он легендарного летчика Валерия Чкалова, посетившего Одесскую школу пилотов и показавшего курсантам свое искусство летчика-истребителя. На всю жизнь, как какое-то неповторимое чудо, остался в памяти Покрышева этот чкаловский полет. Чкалов стал кумиром молодого летчика, и Покрышев поставил своей целью добиваться такого же совершенства в выполнении фигур высшего пилотажа.

<…> Уже дни войны с Финляндией явились для него суровой проверкой всех его качеств воздушного бойца. Были у него победы и неудачи. Он запомнил, как, охваченный дымным пламенем, падал первый сбитый им самолет врага и как тогда же загорелся его ″ястребок″, раненный вражеской зениткой.

На горящей машине перелетел он линию фронта; прорубив в мелколесье просеку, посадил на небольшой поляне машину и выскочил из охваченной огнем кабины» [9, с. 177–178].

***

«Новатор советской авиационной техники с честью выполняет взятые на себя обязательства. Работая над дальнейшей модернизацией и усовершенствованием боевого самолета ″Яковлев″, он добился больших успехов в повышении скорости, дальности и других боевых качеств своих истребителей.

Один из таких истребителей, приобретенный авиаконструктором на присужденную ему Сталинскую премию, вчера на аэродроме был передан летчику-истребителю, дважды Герою Советского Союза гвардии майору П. А. Покрышеву.

На боевом счету прославленного летчика – 23 лично им сбитых вражеских самолета и 7 в групповых воздушных боях. Умело используя замечательные качества самолета ″Яковлев″, советский ас выходил победителем из многочисленных воздушных схваток с врагом.

– Нужно ли рассказывать, как рад я этому событию, – говорит прилетевший с фронта за получением самолета летчик-герой. – Я счастлив, что мне вручается эта замечательная машина, созданная и приобретенная на средства талантливого конструктора Александра Сергеевича Яковлева» [3].

***

«Известный ленинградский поэт Н. Тихонов оставил портрет этого незаурядного человека: ″Петр Покрышев невысок ростом. На смугловатом лице южанина светятся огоньком внимательные, прищуренные, зоркие, как у морской птицы, глаза. С маленькими усиками, поджарый, быстрый в движениях, он на земле не казался ни героем, ни богатырем. Но стоило ему взлететь в воздух, и перед врагом являлся неукротимый, вездесущий, непобедимый противник…″.

Его творческой натуре были свойственны постоянный поиск, неудовлетворенность достигнутым, высочайшая работоспособность. Многих седых волос и нервных клеток стоила Покрышеву борьба с рутиной, с трусливым упрямством военных чиновников. Еще во время советско-финляндской войны он доказывал преимущество пары истребителей, как боевой единицы, над принятой в то время тройкой. Во время Великой Отечественной фактически в нарушение уставных предписаний он первым на Ленинградском фронте стал летать парой вместе с А. Чирковым.

Уже к июлю 1942 г. на счету комэска 154-го иап [винищувальний авіаційний полк] капитана Покрышева были 11 самолетов противника, сбитых лично, и 7 – в группе, его называли лучшим летчиком Ленинградского фронта, он был представлен к званию Героя Советского Союза.

Вот что писал Покрышев осенью 1942 г., делясь секретами боевого мастерства: ″Я знаю небо и знаю свой самолет. На моем боевом поле я никогда не дам противнику обмануть себя. Меня ничто не удивит, какой бы трюк ни выкинул воздушный враг. Меня ничто не испугает и не выведет из себя. Это привычка. Сосредоточение всего себя в полете: глаз, подмечающий все, ухо, слушающее мотор и воздух, все существо, сосредоточенное на одном, – без этого нет успеха… Только полная ответственность каждого движения и уверенность в полете. Никакого волнения. Если следишь за собой и противником – победа обеспечена. Если прозевал, если хоть чуточку ослабил внимание, сразу же врывается случайность. А когда все измеряется мгновениями, долями секунды, то можешь это мгновение прозевать, и оно станет роковым. Вот и все мои секреты″» [1].

Джерела

1. Бодрихин, Н. Г. Покрышев Петр Афанасьевич [Электронный ресурс] // Советские асы. Очерки о советских летчиках / Н. Г. Бодрихин. – URL : https://history.wikireading.ru/254016, свободный (дата обращения : 04.11.2019). – Название с экрана.

2. Дважды Герой Советского Союза Петр Покрышев : [крат. сведения, фотоил.] // Комсомольская правда. – 1943. – 19 нояб. – С. 4.

3. Передача самолета, построенного на средства Героя Социалистического Труда А. С. Яковлева, дважды Герою Советского Союза П. А. Покрышеву // Красная Звезда. – 1943. – 19 нояб. – С. 4.: фот.

4. Першина, Т. С. Покришев Петро Опанасович // Енциклопедія історії України : [у 10 т.] / редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. – Київ, 2011. – Т. 8: Па – Прик. – С. 316–317.

5. Покрышев Петр Афанасьевич // Герои Советского Союза : крат. биогр. слов. – Москва : Воениздат, 1988. – Т. 2: Любов – Ящук. – С. 290.

6. Покрышев Петр Афанасьевич // Дважды Герои Советского Союза : альбом. – Москва, 1973. – С. 162–163.

7. Покрышев Петр Афанасьевич [Электронный ресурс] / биогр. предоставлена А. Е. Мельниковым // Герои страны. – URL : http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=345, свободный (дата обращения : 04.11.2019). – Название с экрана.

8. Покрышев Пётр Афанасьевич [Электронный ресурс] // Красные Соколы. Советские летчики 1936–1953. – URL : http://airaces.narod.ru/winter/pokryshv.htm, свободный (дата обращения : 04.11.2019). – Название с экрана.

9. Попова, Л. Две звезды героя : [о Покрышеве Петре Афанасьевиче] // Люди бессмертного подвига : очерки о дважды и трижды Героях Советского Союза. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва, 1975. – Кн. 2. – С. 176–187.

Комментариев нет:

Отправить комментарий