Флейшман О. Д.


Дошку на честь О. Д. Флейшмана встановлено 20 серпня 2013 року за адресою проспект Героїв Харкова, 198/2.

«В этом доме жил Герой Советского Союза Флейшман Алексей Дементьевич».

У Фрунзенському районі увічнили пам'ять п'ятьох героїв війни [Електронний ресурс] // Харків: офіц. сайт Харк. міськради, міського голови, виконкому. Новини. – Текст. та граф. дані. – Харків, 2013. – 20 серп. – URL: https://www.city.kharkov.ua/uk/news/yandex_news-20612.html, вільний (дата звернення: 02.04.2020). – Назва з екрана.
Про встановлення меморіальної дошки на будинку, де жив О. Д. Флейшман.
Харків’яни – Герої Радянського Союзу: О. Д. Флейшман.

Флейшман Олексій Дементійович (29.07.1917 – 01.09.2006) заступник командира ескадрильї 4-го винищувального авіаційного полку 287-ї винищувальної авіаційної дивізії 4-ї повітряної армії Північнокавказького фронту, старший лейтенант.
Народився у с. Гришківці, зараз селище міського типу в Бердичівському районі Житомирської області. Закінчив школу ФЗУ та два курси робітничого факультету. Працював мотористом в авіаційних майстернях міста Житомира. У 1940 році закінчив Одеську військову авіаційну школу пілотів.
У боях Другої Світової війни з червня 1941 року. Воював на Південно-Західному, Брянському, Сталінградському і Північнокавказькому фронтах. За період війни старший лейтенант О. Д. Флейшман особисто збив 13 літаків супротивника і в групових боях – 14 літаків. На його рахунку 326 бойових вильотів, понад 60 повітряних боїв. Указом Президії Верховної Ради СРСР від 24 серпня 1943 року за мужність і відвагу, проявлені в повітряних боях з німецько-фашистськими загарбниками старшому лейтенанту Олексію Дементійовичу Флейшману присвоєно звання Героя Радянського Союзу з врученням ордена Леніна і медалі ″Золота Зірка″ (№o 1109).
Після війни продовжував служити у ВПС. У 1946 році закінчив Військово-Повітряну академію. З 1957 року полковник А. Д. Флейшман ‒ в запасі. Жив в місті Харків [2, 3].
***
«С марта 1946 года в звании капитана служил на командных должностях в авиационных формированиях в Пхеньяне (Северная Корея), в Комсомольске-на-Амуре, в городе Дальний (КНР), в Приморье.
В августе 1956 года в полете на МиГ-17 произошла аварийная ситуация, в результате которой А. Д. Флейшман был контужен, а позже уволен из ВВС в звании полковника.
После излечения работал лектором областного общества ″Знание″ в Харькове, директором планетария, в Агропроектном институте. В 1982 году вышел на пенсию, продолжал работать лектором областного общества ″Знание″, председателем сектора военных знаний. С 1986 по 1989 год возглавлял Совет ветеранов войны и труда Фрунзенского района Харькова, с 1995 по 1999 год ‒ председатель Совета инвалидов войны и военной службы Харьковской области» [3].
***
«3 мая 1943 года заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Флейшман получил приказ командира полка немедленно поднять в воздух 10 самолетов, которые должны были прикрыть наши войска в районе станицы Крымской. Туда немцы бросают большое количество авиации, чтобы сорвать наступление наших войск.
Полевой аэродром переполнился ревом моторов взлетающих истребителей. Оторвавшись от земли, они начали набирать высоту, разворачиваясь в нужном направлении. Еще находясь над своей территорией, Алексей Флейшман разделил группу на 3 звена. Четверку самолетов вел он сам. Это было ударное звено для борьбы с вражескими бомбардировщиками. Второе звено, тоже состоящее из 4-х машин, должно было прикрывать всю группу, следуя чуть справа. Пара самолетов ‒ резерв боевой группы.
Заняв боевой порядок, группа истребителей прошла над линией фронта. Алексей Дементьевич по рации связался с представителем ВВС, который сообщил, что со стороны Новороссийска в район Крымской идет большая группа вражеских бомбардировщиков и что там уже барражируют 2 звена немецких истребителей, которые, по всей вероятности, будут прикрывать свои самолеты над целью. Получив эти данные, старший лейтенант Флейшман сразу же приказал своей группе набрать высоту до 4000 метров и идти в указанный район. Под крыльями наших истребителей в дыму от наземного боя показалась станица Крымская. Над ней высоко в небе ‒ чуть заметные точки вражеских истребителей. Они заметили наши самолеты, и пошли на сближение. Их цель была ясна: связать наших летчиков боем и дать возможность своим бомбардировщикам сбросить смертоносный груз на наступающие советские войска.
Со всей ожесточенностью закипел воздушный бой. Свое ударное звено старший лейтенант Флейшман не бросал в атаку, сохраняя боеприпасы для бомбардировщиков, которые должны были вот-вот подойти к месту боя. Но вражеские истребители, видимо, разгадали этот замысел и старались навязать бой именно этому звену. Карусель воздушного боя между истребителями набирала силу.
Алексей Дементьевич, потянув ручку управления на себя, зашел в вираж. В это время один из истребителей противника делал ″бочку″ и как раз попал в прицел Флейшмана. Короткая очередь ‒ и вражеский самолет, оставляя за собой густой шлейф черного дыма, потянул к земле. Новая атака ‒ и еще один самолет противника, сбитый нашим летчиком группы резерва, врезался в землю в расположении своих войск. Потеряв 2 истребителя, фашисты стали уходить на запад.
Старший лейтенант Флейшман посмотрел на приборы. После схватки с истребителями врага горючего оставалось на несколько минут, а вражеские бомбардировщики еще не подошли. Из-за нехватки топлива один за другим наши самолеты покидали место боя, уходя на свой аэродром. Ударная группа наших истребителей стала постепенно таять. Нависла угроза невыполнения боевого задания. И вот в зоне боя остался единственный самолет командира эскадрильи. Горючего совсем мало. Но вот и вражеские бомбардировщики, около 30 ″Хейнкелей-111″ и ″Юнкерсов-88″. Старший лейтенант Флейшман делает боевой разворот и бросает свою боевую машину в пикирование. Немцы заметили советский истребитель и открыли по нему ураганный огонь со всех видов оружия. Но наш истребитель зашел в атаку со стороны, и в этот момент вражеский огонь его не доставал.
Фашисты стали метаться и сбрасывать свой смертоносный груз куда попало. Мотор Алексея Дементьевича дожигал последние капли топлива, когда короткой очередью, из последней боеукладки удалось достать один из вражеских самолетов. Тот, делая панический маневр, зацепил идущий параллельным курсом второй бомбардировщик. Оба, окутанные дымом, начали падать. В этот момент сам Флейшман чудом остался жив. Его машина проскочила мимо вражеского бомбардировщика всего в нескольких метрах. Сделав ″мертвую петлю″, он последний раз бросился в атаку, но бортовое оружие его истребителя безнадежно молчало.
Боевое задание было выполнено, атака на вражеские бомбардировщики состоялась. Командир эскадрильи направил свой самолет в сторону аэродрома. Мотор начал давать перебои. Старший лейтенант отпустил ручку управления и стал планировать. Вдруг мотор со страшной силой прошила огненная трасса. Самолет вздрогнул, из мотора повалил дым, и сразу же вспыхнуло пламя.
Алексей Дементьевич бросил взгляд вправо и увидел 2 вражеских истребителя. Один из них проскочил мимо горящего самолета, готовясь ко второй атаке. Старший лейтенант бросил свой истребитель в отвесное пике, стараясь скорее достичь земли. Дым и пламя прорвались в кабину. Новый удар вражеской очереди потряс самолет. Боль сковала все тело. В глазах мелькали желтые круги. Однако сознание летчик не потерял и знал, что выход сейчас был один - выброситься за борт горящего самолета...
Как он дернул вытяжное кольцо парашюта, как приземлился ‒ не помнит. Очнулся уже в госпитале. Там и узнал о блестящем выполнении задания. Немецкие летчики отбомбили свои же боевые порядки. Нашим подразделениям не досталась ни одна бомба!» [5].
***
«В феврале 1943 года командование направило его в Саратовскую область, где колхозники села Синенькое собрали 400 000 рублей и купили 4 истребителя, на фюзеляжах которых красовались надписи: ″За Родину″ и ″Саратовский колхозник″. Один из них – ЯК-1 вручили старшему лейтенанту А. Флейшману» [4].
Джерела:
1. Меморіальна дошка Герою Радянського Союзу Флейшману Олексію Дементійовичу [Електронний ресурс] // Нові пам’ятники історії та культури харківської області : (огляд. довідка за матеріалами період. вид. та інтернет ресурсів) / Харків. обл. універс. наук. б-ка ; матеріал підгот. Казанцева Н.Ю. – Текст. та граф. дані. – Харків, 2015. – Вип. 18. – URL: http://library.kharkov.ua/libdruk/LibKh-00000000158.pdf, вільний (дата звернення: 02.04.2020). – Назва з екрана.
2. Флейшман Алексей Дементьевич // Герои Советского Союза : крат. биогр. слов. – Москва : Воениздат, 1988. – Т. 2: Любов – Ящук. – С. 658.
3. Флейшман Алексей Дементьевич [Электронный ресурс] // Уголок неба : авиац. энцикл. – Текст. и граф. дан. – URL: http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/fleyshman.html, свободный (дата обращения: 02.04.2020). – Название с экрана.
4. Шаповалов, В. [Поздравление с 80-летием А. Д. Флейшмана, Героя Советского Союза] // Слово ветерана. – 1997. – 26 июля. – С. 1.
5. Шимкив, А. Флейшман Алексей Дементьевич [Электронный ресурс] // Красные Соколы. Советские летчики 1936‒1953. – Текст. и граф. дан. – URL: http://airaces.narod.ru/all12/fleishmn.htm, свободный (дата обращения: 02.04.2020). – Название с экрана.

Комментариев нет:

Отправить комментарий