Овсянкін М. Ф.


Дошку на честь М. Ф. Овсянкіна відкрито 25 жовтня 2019 року за адресою вулиця Деревянка, 11.

«У цьому будинку у 1963 – 2009 рр. мешкав видатний скульптор, учасник Другої світової війни Михайло Федорович Овсянкін».
Памяти известного скульптора // Харьковские известия. – 2019. – 26 окт. – С. 1.
25 жовтня відкрито меморіальну дошку скульптору-монументалісту М. Ф. Овсянкіну.

З історії харківського мистецтва: М. Ф. Овсянкін

«Овсянкін Михайло Федорович (6.09.1922 – 30.05.2009) – скульптор. Народився у с. Пісочня Брянської губернії (нині м. Кіров Калузької області, Росія). Учасник Великої Вітчизняної війни. Закінчив Харківський художній інститут (1954). Член Спілки художників УРСР (з 1961). Автор пам`ятників А. Макаренку, М. Скрипнику, К. Шульженко, загиблим авіаторам, чорнобильцям (усі в Харкові), меморіального комплексу загиблим воїнам у харківському лісопарку (1977), меморіальних дощок, скульптурних портретів, барельєфів. Лауреат Державної премії УРСР ім. Шевченка (1977). Заслужений діяч мистецтв УРСР (1978). Помер у Харкові» [3].
***
«Михайло Овсянкін з дитинства захоплювався малюванням, мріяв стати художником. У 1940 році його призвали до армії й направили до танкової бригади. Потім почалася війна. Михайло пройшов сувору школу – бої, вихід із оточення, важке поранення, навіть арешт і фільтраційний табір НКВД. Він нагороджений орденом Великої Вітчизняної війни і багатьма медалями. Після війни працював учителем малювання. Бажання стати повноцінним фахівцем привело його до Харківського художнього інституту, скульптурне відділення якого він і закінчив у 1954 р. Добрим словом згадує він своїх вчителів – графіків Г. Бондаренка та П. Філонова, скульпторів І. Мельгунову та О. Кудрявцеву. Дипломну роботу “Сталевар” Овсянкін виконував під керівництвом В. І. Агібалова. Цей твір сподобався професору С. Ф. Бесєдіну, і молодого скульптора направили на творчу роботу у Харківську організацію Спілки художників України» [5].
***
«Далеко за пределами Украины известен почти тринадцатиметровый монумент Родины-Матери, возвышающийся над братской могилой в Лесопарке. Фигуру скорбящей женщины Овсянкин сначала в полном объеме вылепил из глины, затем под его пристальным вниманием колоссальную статую обработали огнерезами, а потом он уже никому не позволил прикоснуться к камню. С утра до поздней ночи скульптор осторожно обрабатывал гранитные блоки при помощи специальных инструментов. Во время этой работы он окончательно загубил искалеченные на войне ноги. Прототипом этой фигуры скульптору предложили сделать актрису театра им. Пушкина народную артистку УССР Нину Подовалову, но ее образ показался мастеру слишком красивым. Овсянкин решил создать собирательный образ, объединивший в одном лице множество простых и добрых черт. На Сумском рынке его внимание привлекла скромная женщина с очень печальным, выстраданным взглядом. Он уговорил ее позировать, и черты простой молочницы оказались увековечены. Те же, кто знал жену скульптора Надежду, находили в лице Родины-матери некоторое сходство с ней» [1].
***
«Много волнений было вокруг сооружения мемориального комплекса Славы в Лесопарке. При возведении 12-метровой статуи Матери-Родины возникла неожиданная проблема – ее голова дала трещину. Привезли другую заготовку – и опять трещина. А открытие памятника было намечено на День Победы. И скульптор отправился в карьер на Днепропетровщину, чтобы лично выбрать материал для памятника и проверить гранит на прочность. Третья голова была срублена удачно, и памятник открыли вовремя. В жизни Овсянкина было много такого, о чем вспоминать приятно. Например, из 38 проектов памятника педагогу А. Макаренко, предложенных разными авторами, именно его проект был признан лучшим. Скульптору и сейчас не стыдно за свою работу. Одной из самых больших своих творческих удач он считает памятник Г. Жукову. Дочери маршала говорили Овсянкину, что своего отца они узнают только в харьковском памятнике. Может быть, это потому, что автор видел своего героя воочию – во время войны, на Западном фронте. А на Ленинградском фронте, во время налета фашистской авиации Овсянкин оказался рядом с Клавдией Шульженко, приехавшей на фронт с концертом. Как вспоминает Овсянкин, бойцы видели много знаменитых артистов, но Шульженко любили больше всех. Это искреннее чувство к замечательной певице Михаил Федорович хочет передать в будущем памятнике, над которым он сейчас работает и который должен встать рядом с харьковским музеем К. И. Шульженко» [4].
Джерела
1.Анничев А Увы, только малая часть работ этого скульптора осталась в Харькове // Время. – 2009. – 7 июля : фот.
2. Григорьев А. О славном земляке // Гордость первой столицы. – Харьков, 2011. – С. 53–54.
3. Куделко С. Овсянкін Михайло Федорович // Харківщина : енциклопед. слов. / редкол.: С. І. Посохов та ін. – Харків, 2014. – С. 254 : фот.
4. Львов А. Как рубили третью голову «Матери-Родине» // Время. – 2000. – 6 апр.
5. Путятін В. Д. Слобожанський монументаліст М. Ф. Овсянкін // Пам’ятки монументального мистецтва Слобожанщини : зб. наук.-попул. ст. / В. Д. Путятін. – Харьков, 2011. – С. 90–99 : фот.

Комментариев нет:

Отправить комментарий