Харитонова В. Ф.


Дошку на честь В. Ф. Харитонової встановлено 15 червня 2017 року за адресою вулиця Волонтерська, 56.
 
«В этом доме жила и работала заслуженная артистка Украины, ведущая актриса Харьковского академического театра музыкальной комедии Харитонова Вера Федоровна».

Гусев, П. Вера Харитонова посвятила театру музкомедии почти 30 лет // Вечерний Харьков. – 2017. – 15 июня. – С. 6.
Про відкриття меморіальної дошки на будинку, де мешкала В. Ф. Харитонова.

З історії театрального життя Харкова: В. Ф. Харитонова

Я люблю оперетту безгранично, сумела прожить здесь, на этих подмостках, пучины страдания и настоящую безумную любовь. И потому, что самое главное для меня – это сцена, в моей душе – весна!
В. Ф. Харитонова
«Харитонова Віра Федорівна (09.08.1954 – 22.11.2015) – співачка (сопрано), солістка театру оперети, Заслужена артистка України (1988), Лауреат творчої премії ім. В. Чистякової харківського міськвиконкому за кращу акторську роботу року (2004).
Закінчила Харківський інститут мистецтв ім. І. П. Котляревського за спеціальністю ″сольний спів″, отримала кваліфікацію оперної, концертної співачки, викладача.
Недовго була керівником вокально-хорового колективу харківського БК ім. Леніна (1981–1982). У 1982–2010 рр. працювала в Харківському академічному театрі музичної комедії солісткою-вокалісткою. Маючи красивого тембру лірико-колоратурне сопрано повного діапазону, яскраву сценічну зовнішність і безсумнівний акторський талант, виконувала майже усі провідні партії в постановках театру.
Співачкою створено також багато концертних програм в Харківській обласній філармонії.
У 2002–2013 рр. артистка працювала на посаді доцента кафедри українського народного співу у ХДАК; доцентом кафедри вокально-хорової підготовки вчителя Харківської гуманітарно-педагогічної академії (2011–2014); у 2007–2015 рр. – в ХДІМ (нині ХНУМ) ім. І. П. Котляревського на кафедрі музичного мистецтва естради та джазу (від 2010 р. – доцентом), викладала естрадно-джазовий вокал, спів з естрадним ансамблем» [3].
***
«Все до одной героини В. Харитоновой полны внешней и внутренней динамики характеров, все они ввергают очарованный ее голосом зал в водоворот кипящих страстей, и легкое, воздушное, прозрачное полотно звуков этого голоса дарует зрителям истинное наслаждение. Недаром в одном из приветствий юбилярше на ее бенефисе прозвучали пушкинские строки: ″Я помню чудное мгновение…″
<…> Артистка наделяет своих героинь характерами цельными, азартными и веселыми. Возможно, кто-то упрекнет ее в отсутствии душевной мягкости, отличавшую, к примеру, давнишнего кумира на сцене Московского театра оперетты Татьяну Шмыгу. Но времена меняются. И то, что для публичного поздравления Веры Харитоновой на бенефисную сцену легкой танцующей походкой выходила примадонна харьковской оперетты 70-х годов Алла Дадалина, говорит о высоком признании юбилярши» [2].
***
«…скорее южный, так идущий к ролям в опереттах венгра Кальмана, темперамент; великолепные внешние данные статной красавицы; редкое чувство ритма в танце; ну и, конечно же, голос, который искрился, переливался, завораживал и пленял любовной страстью, интриговал вечной загадкой женственности, одним словом, уже создавал образ. А сколько их было!..
В. Харитонова останется в памяти боготворивших ее зрителей и своих коллег как блистательная героиня классической оперетты. Нет, она, конечно, играла в современных музыкальных комедиях. Трудно забыть, например, ее трогательно сентиментальную, такую беззащитную и столь безоглядно любящую своего ревнивого мужа, Кетти (″Моя жена – лгунья″). А ее сказочная Фея (″Золушка″) – буквально воплощение детского представления о могуществе и волшебстве сказки. Урожденная сибирячка (но как знать – туда ведь переселили так много наших!), Вера с правдивой национальной органикой играла героинь украинской музыкальной комедии – Уляну в ″Сватанье на Гончаровке″ и Парасю в ″Сорочинской ярмарке″.
Но для меня именно с голосом Харитоновой ассоциируется вся опереточная классика: изысканная, трепетная парижанка Одетта (″Баядера″); кокетливая, обольстительная, хотя и неистребимая мещанка Галатея (″Прекрасная Галатея″); исполненная решимости бороться за свое семейное счастье Розалинда (″Летучая мышь″); экзотическая цыганка Саффи (″Цыганский барон″)….<…> Все они были настоящими женщинами, со взглядом дерзким и томным одновременно. У Харитоновой ведь был неповторимый взгляд карих глаз под горделиво взметнувшимися бровями. Словно именно о ней поют в спектакле ″Сильва″: ″Частица черта в вас, сиянье женских глаз, и ваш коварный взгляд в душе рождает ад″.
<…> На протяжении последних лет уже тяжело больная Вера Харитонова всячески избегала сочувствия, несла свой крест сама и, по словам сына Богдана, тратила себя на сто процентов в семье, на двести – в университете искусств и в академии культуры, и на триста процентов на сцене» [1].
Джерела
1. Коваленко, Ю. В мир чистых светлых грез, где нет ни горя, ни слез… // Харьковские известия. – 2015. – 27 окт. – С. 6.
2. Седунова, Е. Бенефис Веры Харитоновой // Харьковские известия. – 2007. – 5 мая. – С. 1, 13.
3. Харитонова Віра Федорівна // Харківський Національний університет мистецтв імені І. П. Котляревського. 1917–2017 : мала енциклопедія : у 2 т. / [редкол. : Вєркіна Т. Б. (голова) та ін.]. – Харків, 2017. – Т. 1: Музичне мистецтво. – С. 354–355. – Бібліогр. наприкінці ст.

Комментариев нет:

Отправить комментарий