Попандопуло І. В.



Дошку на честь І. В. Попандопула відкрито у 1981 році за адресою вулиця Черепанових, 7.
Нині дошка відсутня.


«В этом здании с 1921 г. по 1937 г. работал участник Гражданской войны, один из организаторов советского здравоохранения на Украине, ученый, профессор Иван Васильевич Попандопуло».


З історії харківської медицини: І. В. Попандопуло

«Попандопуло Іван Васильович (30.10(12.11).1882 – 15.02.1938) – лікар, акушер-гінеколог. Народився у станиці Астагаєвській Краснодарського краю. Закінчив медичний факультет Харківського університету (1909). Працював в університетській акушерській клініці (з 1909). Учасник громадянської війни. Засновник і головний лікар акушерсько-гінекологічної лікарні № 15 (1921–1937). Одночасно завідувач гінекологічним відділенням лікарні № 9 (з 1925). Викладав у Харківському медичному інституті і Харківському інституті удосконалення лікарів (з 1932), професор (1932). Репресований у грудні 1937 року, розстріляний. Реабілітований посмертно (1955)» [2].
***
«Грек по национальности, сын простого крестьянина, Иван Попандопуло с детства подавал большие надежды. Окончив гимназию, он в 1903 году приехал в Харьков и поступил на медицинский факультет университета. Средств на обучение у Ивана не было: он подрабатывал санитаром и массажистом, чтобы заработать на учебу. Заметив способного юношу, один из профессоров посоветовал ему устроиться певчим в университетскую церковь: это освобождало студента от платы за обучение. Уже на старших курсах Попандопуло работал дежурным врачом на только что организованной станции скорой помощи. Тем не менее, учился он отлично, и после окончания факультета был оставлен ассистентом в университетской акушерской клинике.
Революцию 1917 года он встретил восторженно. “Это – моя власть! Кому же, как не мне, ее защищать?” – говорил он жене. Он добровольцем ушел на гражданскую войну, жертвуя личным ради идеи, казавшейся ему тогда незыблемой и высокой. Спустя двадцать лет эта власть обрушится на него каменной глыбой… А тогда Иван Васильевич – единственный хирург в перевязочном отряде 3-ей Латышской дивизии – оперирует, выхаживает, возвращает к жизни раненых бойцов. В 1919 году Попандопуло и его молодая жена потеряли единственную дочь: пятилетняя малышка умерла от скарлатины. Спустя два года Иван Васильевич вернулся с фронта на костылях после тяжелейшей контузии. Он повидал столько крови и смертей, что решил для себя: “Хватит! Хочу давать людям жизнь”.
Старожилы Москалевки до сих пор помнят прихрамывающего доктора в военной шинели, который подбирал здание для будущей больницы. В одном из беднейших рабочих районов Харькова 8 марта 1921 года Попандопуло открыл акушерско-гинекологическую больницу. На личные средства он покупал лекарства и инструменты. Его жена, сестра и брат-студент пожертвовали для роддома мебель, посуду, постельное белье. В то время 98 % родов проходили без медицинской помощи, при помощи бабок-повитух. Много женщин умирало при родах, а у выживших часто возникали патологии, калечившие их судьбы. Лечение таких женщин было занятием непрестижным, невыгодным и практически безнадежным. Взяться за него мог лишь такой бессребреник, как Попандопуло. Он отказался от квартиры в центре, чтобы жить поближе к больнице: “А вдруг не успею, и больная умрет”. Семья профессора таскала воду и колола дрова, его сестра носила обеды голодающим пациенткам.
Вскоре “попандопуловская больница”, как с любовью называли ее в народе, стала лучшим медицинским учреждением своего профиля. Иван Васильевич интересовался передовыми достижениями мировой медицины и внедрял многие из них в повседневную практику. В частности он работал над вопросом обезболивания родов. В 1925 году Попандопуло обратился к новой тогда отрасли медицины – женской урологии. Особо актуальной была в то время проблема лечения свищей, возникающих после трудных родов. Существующие методики не давали желаемого результата: женщины оставались инвалидами. Неудивительно, что за это дело взялся такой бескорыстный врач, как Иван Васильевич. Десять лет он кропотливо искал решение проблемы, разрабатывал каждый этап сложной операции. И наконец добился стопроцентного излечения. Десяткам, сотням пациенток было возвращено здоровье. Новый метод вызвал огромный интерес среди медиков. Ивана Васильевича пригласили читать курс лекций по женской урологии в Институт усовершенствования врачей, вскоре он возглавил здесь кафедру. В 1932 году ему по совокупности работ было присвоено звание профессора.
Попандопуло спасал жизнь и здоровье тысячам женщин и писал уникальный научный труд по урологии. Но в ночь с 29 на 30 декабря 1937 года Иван Васильевич был арестован по сфабрикованному обвинению в шпионаже. Его рукопись на следующий день сожгли во дворе вместе с другими бумагами, несмотря на мольбы жены. Лишь спустя десять лет по уцелевшим обрывочным заметкам удалось восстановить его методику и возобновить операции. А дома родные ждали возвращения сына, мужа, брата. “10 лет без права переписки” – сказали им в НКВД. На самом же деле Попандопуло был расстрелян через месяц после ареста. Лишь в 1955 году семья узнала правду о его судьбе и получила справку о посмертной реабилитации» [4].
***
Зі спогадів сестри І. В. Попандопуло – Афіни Василівни:
«В нашей семье не стремились к роскоши, богатству, у нас не было полезных знакомств. Иные были интересы. И хотя покупали все необходимое для того, чтобы дом был уютным, старательно следили за чистотой, о нарядах, к примеру, никогда не говорили, одевались скромно. Иван Васильевич любил, чтобы его ботинки блестели, но отвечают ли они моде, его не волновало. Его демисезонное пальто перелицовывалось, зато сумму, значительно большую, чем стоимость нового пальто, отдавали знакомому или совсем незнакомому человеку, попавшему в беду. Я лишь однажды слышала, как всегда спокойный и доброжелательный брат повысил голос – на мужа пациентки, пытавшегося “отблагодарить” деньгами. Единственным подарком, который он принимал от больных, были цветы. Иван Васильевич их очень любил и всегда передавал в столовую больницы, где был устроен зимний сад. Нередко случалось, что выздоровевшей женщине не на что было уехать домой. Тогда по просьбе брата и на его деньги покупали билет и сажали пациентку на поезд. Так было всегда. И позже, когда брата не стало, мы не могли бросить в беде никого из тех, кто обращался к нам за помощью. Потому что привыкли так жить» [1].
Джерела
1. Лебедева, В. П. Иван Васильевич Попандопуло // Мы есть. Мы были. Будем Мы : «Греческая операция» НКВД в Харькове / В. П. Лебедева, Е. А. Узбек, Н. А. Дзюбенко. – Харьков, 2009. – С. 364–390 : фот.
2. Лебедєва, В. П. Попандопуло Іван Васильович / В. П. Лебедєва, З. П. Петрова // Вчені Харківського державного медичного університету / за ред. А. Я. Циганенка. – Харків, 2003. – С. 203–204 : фот.
3. Лемищенко, О. Греческий кудесник с Москалевки // Время. – 2011. – 24 марта. – С. 6 : фот.
4. Шубенко, Н. Иван Васильевич Попандопуло // 100 знаменитых харьковчан / И. Ю. Можейко, К. Э. Кеворкян, В. К. Нестерук и др. – Харьков, 2004. – С. 216–218 : фот.
5. Шубенко, Н. Кудесник с Москалевки // Событие. – 2002. – № 22. – С. 14 : фот.
 

4 комментария:

  1. Ответы
    1. Фотографія дошки здійснена у листопаді 2014 року.

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить