Дошку
на честь 27-го окремого залізничного батальйону відкрито за адресою Григорівське шосе, 56 на будівлі
міського професійно-технічного училища №1.
«В этом здании 22 июня 1941 года
был сформирован 27-й отдельный батальон 28-й
железнодорожной бригады, прошедшей боевой путь от Харькова до Берлина. За
мужество, отвагу и героизм, проявленные в боях за освобождение Родины, бригаде
присвоено почетное звание “гвардейская” и впоследствии она переименована в 1-ю
гвардейскую железнодорожную Варшавскую ордена Кутузова бригаду».
З історії Другої світової війни:
залізнична бригада Харкова
«Есть
в Харькове на Комсомольском шоссе здание, дорогое каждому ветерану
железнодорожных войск. Здесь, в помещении городского
профессионально-технического училища №1 в грозные дни 1941 года формировались
части 27-го отдельного железнодорожного батальона, который затем был
преобразован в 1-ю гвардейскую железнодорожную бригаду, с честью пронесшую
гвардейское знамя от Харькова до Берлина. В училище уже несколько лет работает
патриотический клуб “Полет”, члены которого проводят походы по местам боевой
славы бригады. Они собрали богатейший материал и к 35-ой годовщине Победы
открыли музей 1-ой гвардейской железнодорожной Варшавской бригады. Фотографии,
статьи из фронтовых газет, личные вещи бойцов и командиров – все это заняло
достойное место в экспозиции музея» [1].
***
«27-й
отдельный восстановительный железнодорожный батальон 28-ой железнодорожной
бригады в конце июля 1941 года был направлен в Одессу, в распоряжение
командующего Отдельной Приморской армией, с задачей восстановления
железнодорожного пути после налетов вражеской авиации, постановки заграждений и
эвакуации народнохозяйственного имущества. Прибыв на место, батальон приступил
к эвакуации железнодорожного пути и грузов на участке Одесса – Кремидовка. Было
эвакуировано около 15 км пути. В это время в районе Одессы сложилась тяжелая
для наших войск обстановка: ведя упорные бои с превосходящими силами
противника, Приморская армия отходила к городу. К исходу 10 августа войска
армии заняли оборону на рубеже Коблево – Днестровский лиман. Командующий армией
привлек к обороне все имеющиеся войска. В ночь на 10 августа 27-й батальон
занял оборону в районе Павлинка – Севериновка – Вандалинка. На рассвете войска
противника, обладавшие пятикратным численным превосходством, предприняли атаку
по всему фронту, стремясь овладеть Одессой с ходу. На участке 27-го батальона наступали
части 11-ой пехотной румынской дивизии. Подразделения батальона стойко
удерживали занимаемые оборонительные рубежи в течение шести дней. Потом на
подмогу пришли стрелковые части. Бойцы и командиры 27-го батальона при обороне
Одессы проявили героизм и самоотверженность. Особенно отличились политрук 2-ой
роты А. Г. Кривогуз, командир батальона капитан С. И. Трофименко,
пулеметчик старшина И. И. Белоус, политрук батальона Н. Ф. Гонтаренко,
павший смертью храбрых. Многие воины-железнодорожники были награждены орденами
и медалями. 5 октября 1941 года 27-й батальон был снят с обороны Одессы и
на крейсере “Красный Кавказ” эвакуирован в Севастополь, а оттуда на пароходе
“Березина” – в Туапсе и далее по железной дороге на станцию Зверево, где
получил пополнение и возвратился в свою 28-ю бригаду» [2, с.33–35].
Джерела
1. Дацик, Г. Традиции живут // Красное знамя. –
1980. – 8 июня.
2. Терехин, К. П. Гвардейцы-железнодорожники :
боевой путь 1-ой гвардейской железнодорожной Варшавской ордена Кутузова бригады
(1941 – 1945 гг.) / К. П. Терехин, А. С. Таралов.
– Москва : Воениздат, 1966. – 144 с. : фот.
Комментариев нет:
Отправить комментарий