Залізнична бригада Харкова



Дошку на честь 27-го окремого залізничного батальйону відкрито за адресою Григорівське шосе, 56 на будівлі міського професійно-технічного училища №1.

«В этом здании 22 июня 1941 года был сформирован 27-й отдельный батальон 28-й железнодорожной бригады, прошедшей боевой путь от Харькова до Берлина. За мужество, отвагу и героизм, проявленные в боях за освобождение Родины, бригаде присвоено почетное звание “гвардейская” и впоследствии она переименована в 1-ю гвардейскую железнодорожную Варшавскую ордена Кутузова бригаду».

З історії Другої світової війни: залізнична бригада Харкова

«Есть в Харькове на Комсомольском шоссе здание, дорогое каждому ветерану железнодорожных войск. Здесь, в помещении городского профессионально-технического училища №1 в грозные дни 1941 года формировались части 27-го отдельного железнодорожного батальона, который затем был преобразован в 1-ю гвардейскую железнодорожную бригаду, с честью пронесшую гвардейское знамя от Харькова до Берлина. В училище уже несколько лет работает патриотический клуб “Полет”, члены которого проводят походы по местам боевой славы бригады. Они собрали богатейший материал и к 35-ой годовщине Победы открыли музей 1-ой гвардейской железнодорожной Варшавской бригады. Фотографии, статьи из фронтовых газет, личные вещи бойцов и командиров – все это заняло достойное место в экспозиции музея» [1].
***
«27-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон 28-ой железнодорожной бригады в конце июля 1941 года был направлен в Одессу, в распоряжение командующего Отдельной Приморской армией, с задачей восстановления железнодорожного пути после налетов вражеской авиации, постановки заграждений и эвакуации народнохозяйственного имущества. Прибыв на место, батальон приступил к эвакуации железнодорожного пути и грузов на участке Одесса – Кремидовка. Было эвакуировано около 15 км пути. В это время в районе Одессы сложилась тяжелая для наших войск обстановка: ведя упорные бои с превосходящими силами противника, Приморская армия отходила к городу. К исходу 10 августа войска армии заняли оборону на рубеже Коблево – Днестровский лиман. Командующий армией привлек к обороне все имеющиеся войска. В ночь на 10 августа 27-й батальон занял оборону в районе Павлинка – Севериновка – Вандалинка. На рассвете войска противника, обладавшие пятикратным численным превосходством, предприняли атаку по всему фронту, стремясь овладеть Одессой с ходу. На участке 27-го батальона наступали части 11-ой пехотной румынской дивизии. Подразделения батальона стойко удерживали занимаемые оборонительные рубежи в течение шести дней. Потом на подмогу пришли стрелковые части. Бойцы и командиры 27-го батальона при обороне Одессы проявили героизм и самоотверженность. Особенно отличились политрук 2-ой роты А. Г. Кривогуз, командир батальона капитан С. И. Трофименко, пулеметчик старшина И. И. Белоус, политрук батальона Н. Ф. Гонтаренко, павший смертью храбрых. Многие воины-железнодорожники были награждены орденами и медалями. 5 октября 1941 года 27-й батальон был снят с обороны Одессы и на крейсере “Красный Кавказ” эвакуирован в Севастополь, а оттуда на пароходе “Березина” – в Туапсе и далее по железной дороге на станцию Зверево, где получил пополнение и возвратился в свою 28-ю бригаду» [2, с.33–35].
Джерела
1. Дацик, Г. Традиции живут // Красное знамя. – 1980. – 8 июня.
2. Терехин, К. П. Гвардейцы-железнодорожники : боевой путь 1-ой гвардейской железнодорожной Варшавской ордена Кутузова бригады (1941 – 1945 гг.) / К. П. Терехин, А. С. Таралов. – Москва : Воениздат, 1966. – 144 с. : фот.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий