Дошку на честь Першої
Гвардійської Варшавської залізничної
бригади відкрито за адресою вулиця Гвардійців-залізничників, 3.
«Улица
названа в честь подвигов воинов 1-й Гвардейской Варшавской ордена Кутузова
железнодорожной бригады в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., сформированной 1.VII.1941 г. в городе Харькове».
З історії Другої світової війни: Перша Гвардійська
Варшавська залізнична бригада
«28-я
отдельная железнодорожная бригада формировалась в Харькове на базе отдельного
железнодорожного полка. Во главе бригады стояли опытные кадровые офицеры
железнодорожных войск: полковник Н. В. Борисов, подполковник В. А. Чигарков,
старший батальонный комиссар Л. А. Гавенко. 1 июля 1941 г.
командование бригады доложило Военному совету Харьковского военного округа, что
бригада сформирована в составе 11, 12 и 27-го отдельных путевых железнодорожных
батальонов, 20-го отдельного мостового батальона и 13-ой отдельной эксплуатационной
железнодорожной роты.
С
этого дня начинается история 28-ой (впоследствии 1-ой гвардейской) отдельной
железнодорожной бригады. Личный состав приступил к занятиям по боевой,
политической и специальной подготовке. Воины-железнодорожники обучались
владению оружием, готовились к работам по заграждению и восстановлению железных
дорог. Учитывая тяжелую обстановку на фронте, личный состав бригады не считался
со временем – напряженная учеба шла днем и ночью. Все горели желанием внести
свой вклад в защиту Родины. Комиссия Харьковского военного округа, проверявшая
подготовку личного состава бригады, дала высокую оценку готовности ее частей. 17 июля
1941 г. бригада получила приказ в полном составе отправиться на Южный
фронт для обслуживания железнодорожных участков в полосе действия 18-ой армии.
26 июля 1941 г. эшелоны бригады прибыли на станцию Цветково Одесской
железной дороги и спешно приступили к разгрузке. В это время вражеская авиация
подвергла станцию бомбардировке. Бригада понесла первые потери: было убито пять
человек и ранено восемь. Воины-железнодорожники поклялись отомстить врагу за смерть
погибших товарищей. И слово свое они сдержали» [3, с. 8–12].
***
«Осенью
1941 года 28-я отдельная железнодорожная бригада заняла оборону на участке
Сентяновка – Водопровод. Немало было пролито крови в бою личным составом
бригады. Но своей упорной обороной и контратаками части бригады прочно
прикрывали правый фланг 12-ой армии, нанесли врагу большие потери и преградили
путь 4-му корпусу противника к одному из центров Донбасса – Луганску. Военный
совет 12-ой армии в своем приказе отмечал: “Сводный батальон частей 28-ой
отдельной железнодорожной бригады под прикрытием бронепоездов, несмотря на
превосходство в несколько раз сил противника, показал образцы бесстрашия и
мужества, обороняя район Сентяновки на протяжении 19–21 ноября 1941 года
до подхода стрелковых частей”. Военный совет армии объявил всему личному
составу бригады благодарность. За мужество и героизм, проявленные в боях у
Голубовки, станций Водопровод и Сентяновка, 56 солдат и офицеров 28-ой бригады
были отмечены правительственными наградами, а бригада преобразована в 1-ю
гвардейскую отдельную железнодорожную бригаду. В истории Советских Вооруженных
Сил это была первая гвардейская бригада железнодорожников» [1].
***
«Вслед
за войсками 1-го Белорусского фронта шли по польской земле железнодорожники. Им
предстояло обеспечить пропуск первого поезда на Берлин. Одним из главных
объектов на этом направлении был мост через Вислу у Варшавы. Восстановление мостового
перехода возложили на 1-ю гвардейскую железнодорожную бригаду. Так как были
разрушены все пролеты и большинство опор, решили строить новый временный мост
общей длиной 515,7 метра. 17 января 1945 г. была освобождена Варшава,
а уже на следующий день началось строительство моста. На помощь гвардейцам
пришли жители Варшавы. Военный совет 1-го Белорусского фронта обратился к
строителям с призывом быстрее восстановить мост, подчеркнув, что каждый метр
восстановленных железных дорог и мостов – это шаг к Берлину, шаг к победе. И
железнодорожники не подвели. Первый поезд с боеприпасами и продовольствием для
армии прошел по мосту на запад 29 января в 17 часов 30 минут –
более, чем на семь суток раньше установленного срока. За трудовой героизм и
мужество железнодорожники были награждены орденами и медалями, а 1-ой
гвардейской бригаде присвоено наименование Варшавской» [2, с. 390–392].
***
«Наряду
с участием в боевых действиях железнодорожникам приходилось заниматься
заградительными и восстановительными работами. За годы войны бригадой были
восстановлены 5063 километра пути, 535 мостов, вокзалы, депо в СССР, Польше и
Германии. Правительство высоко оценило боевые и трудовые подвиги солдат и
офицеров бригады. Два гвардейца были удостоены звания Героя Социалистического
Труда, более двух тысяч бойцов и командиров награждены орденами и медалями.
Недавно решением Харьковского горисполкома в ознаменование 50-летия
железнодорожных войск одна из улиц Харькова переименована в улицу
Гвардейцев-железнодорожников» [1].
Джерела
1. Гавенко, Л. Слава героев-гвардейцев безсмертна //
Красное знамя. – 1968. – 23 нояб.
2. Железнодорожники в Великой Отечественной войне
1941–1945 / под ред. Н. С. Конарева. – Москва : Транспорт,
1985. – 575 с. : фот.
3. Терехин, К. П. Гвардейцы-железнодорожники :
боевой путь 1-ой гвардейской железнодорожной Варшавской ордена Кутузова бригады
(1941–1945 гг.) / К. П. Терехин, А. С. Таралов. –
Москва : Воениздат, 1966. – 144 с. : фот.
Комментариев нет:
Отправить комментарий