Перша Гвардійська Варшавська залізнична бригада



Дошку на честь Першої Гвардійської Варшавської залізничної бригади відкрито за адресою вулиця Гвардійців-залізничників, 3.
 
«Улица названа в честь подвигов воинов 1-й Гвардейской Варшавской ордена Кутузова железнодорожной бригады в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., сформированной 1.VII.1941 г. в городе Харькове».

З історії Другої світової війни: Перша Гвардійська Варшавська залізнична бригада
 

«28-я отдельная железнодорожная бригада формировалась в Харькове на базе отдельного железнодорожного полка. Во главе бригады стояли опытные кадровые офицеры железнодорожных войск: полковник Н. В. Борисов, подполковник В. А. Чигарков, старший батальонный комиссар Л. А. Гавенко. 1 июля 1941 г. командование бригады доложило Военному совету Харьковского военного округа, что бригада сформирована в составе 11, 12 и 27-го отдельных путевых железнодорожных батальонов, 20-го отдельного мостового батальона и 13-ой отдельной эксплуатационной железнодорожной роты.
С этого дня начинается история 28-ой (впоследствии 1-ой гвардейской) отдельной железнодорожной бригады. Личный состав приступил к занятиям по боевой, политической и специальной подготовке. Воины-железнодорожники обучались владению оружием, готовились к работам по заграждению и восстановлению железных дорог. Учитывая тяжелую обстановку на фронте, личный состав бригады не считался со временем – напряженная учеба шла днем и ночью. Все горели желанием внести свой вклад в защиту Родины. Комиссия Харьковского военного округа, проверявшая подготовку личного состава бригады, дала высокую оценку готовности ее частей. 17 июля 1941 г. бригада получила приказ в полном составе отправиться на Южный фронт для обслуживания железнодорожных участков в полосе действия 18-ой армии. 26 июля 1941 г. эшелоны бригады прибыли на станцию Цветково Одесской железной дороги и спешно приступили к разгрузке. В это время вражеская авиация подвергла станцию бомбардировке. Бригада понесла первые потери: было убито пять человек и ранено восемь. Воины-железнодорожники поклялись отомстить врагу за смерть погибших товарищей. И слово свое они сдержали» [3, с. 8–12].
***
«Осенью 1941 года 28-я отдельная железнодорожная бригада заняла оборону на участке Сентяновка – Водопровод. Немало было пролито крови в бою личным составом бригады. Но своей упорной обороной и контратаками части бригады прочно прикрывали правый фланг 12-ой армии, нанесли врагу большие потери и преградили путь 4-му корпусу противника к одному из центров Донбасса – Луганску. Военный совет 12-ой армии в своем приказе отмечал: “Сводный батальон частей 28-ой отдельной железнодорожной бригады под прикрытием бронепоездов, несмотря на превосходство в несколько раз сил противника, показал образцы бесстрашия и мужества, обороняя район Сентяновки на протяжении 19–21 ноября 1941 года до подхода стрелковых частей”. Военный совет армии объявил всему личному составу бригады благодарность. За мужество и героизм, проявленные в боях у Голубовки, станций Водопровод и Сентяновка, 56 солдат и офицеров 28-ой бригады были отмечены правительственными наградами, а бригада преобразована в 1-ю гвардейскую отдельную железнодорожную бригаду. В истории Советских Вооруженных Сил это была первая гвардейская бригада железнодорожников» [1].
***
«Вслед за войсками 1-го Белорусского фронта шли по польской земле железнодорожники. Им предстояло обеспечить пропуск первого поезда на Берлин. Одним из главных объектов на этом направлении был мост через Вислу у Варшавы. Восстановление мостового перехода возложили на 1-ю гвардейскую железнодорожную бригаду. Так как были разрушены все пролеты и большинство опор, решили строить новый временный мост общей длиной 515,7 метра. 17 января 1945 г. была освобождена Варшава, а уже на следующий день началось строительство моста. На помощь гвардейцам пришли жители Варшавы. Военный совет 1-го Белорусского фронта обратился к строителям с призывом быстрее восстановить мост, подчеркнув, что каждый метр восстановленных железных дорог и мостов – это шаг к Берлину, шаг к победе. И железнодорожники не подвели. Первый поезд с боеприпасами и продовольствием для армии прошел по мосту на запад 29 января в 17 часов 30 минут – более, чем на семь суток раньше установленного срока. За трудовой героизм и мужество железнодорожники были награждены орденами и медалями, а 1-ой гвардейской бригаде присвоено наименование Варшавской» [2, с. 390–392].
***
«Наряду с участием в боевых действиях железнодорожникам приходилось заниматься заградительными и восстановительными работами. За годы войны бригадой были восстановлены 5063 километра пути, 535 мостов, вокзалы, депо в СССР, Польше и Германии. Правительство высоко оценило боевые и трудовые подвиги солдат и офицеров бригады. Два гвардейца были удостоены звания Героя Социалистического Труда, более двух тысяч бойцов и командиров награждены орденами и медалями. Недавно решением Харьковского горисполкома в ознаменование 50-летия железнодорожных войск одна из улиц Харькова переименована в улицу Гвардейцев-железнодорожников» [1].
Джерела
1. Гавенко, Л. Слава героев-гвардейцев безсмертна // Красное знамя. – 1968. – 23 нояб.
2. Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945 / под ред. Н. С. Конарева. – Москва : Транспорт, 1985. – 575 с. : фот.
3. Терехин, К. П. Гвардейцы-железнодорожники : боевой путь 1-ой гвардейской железнодорожной Варшавской ордена Кутузова бригады (1941–1945 гг.) / К. П. Терехин, А. С. Таралов. – Москва : Воениздат, 1966. – 144 с. : фот.

Комментариев нет:

Отправить комментарий