Гіршман Л. Л.



Дошку на честь Л. Л. Гіршмана відкрито у 1995 році за адресою вулиця Гіршмана, 5 (знайти на мапі Харкова).


«В цьому будинку мешкав заслужений професор-офтальмолог Леонард Леопольдович Гіршман 1859 – 1921 р.р.».



З історії медичної науки Харкова: Л. Л. Гіршман


Гіршман Леонард Леопольдович (13(25).03.1839 – 3.01.1921) – лікар-офтальмолог. Народився у м. Тукум Курляндської губернії (нині м. Тукумс, Латвія). Закінчив 1-у Харківську гімназію (1855) і медичний факультет Харківського університету (1860), навчався в Німеччині та Франції. Доктор медицини (1868). Працював у Харківському університеті (з 1868), професор (з 1875), засновник і перший завідувач кафедри очних хвороб (з 1895), заслужений професор (з 1893). Засновник і керівник офтальмологічної клініки при університеті (з 1872), засновник Харківського училища для сліпих (1886). У 1905 р. звільнився з університету на знак протесту проти відрахування студентів, які брали участь у революційних виступах. З 1908 р. працював у офтальмологічній лікарні, відкритій спеціально для нього. У 1912 р. на кошти, зібрані приватними особами та організаціями, збудовано нову лікарню, де він і працював до кінця життя (нині носить його ім’я). Почесний громадянин Харкова (1914). Помер у Харкові [4, 5].
***
«Наиболее ярко и отчетливо замечательные душевные качества человека и врача проявлялись во время приема больных в домашней амбулатории Гиршмана. Обстановка амбулатории поражала своей скромностью, аскетической простотой. Комната, где больные ожидали приема, не имела иной мебели, кроме деревянных скамей со спинками вдоль стены. Она была до отказа набита больными, среди которых было много крестьян. Были тут и сановники из Петербурга, и бедняки, живущие на подаяние. Все спокойно ждали своей очереди, зная, что никому не будет отказа. Никаких преимуществ высокое общественное положение пациенту не давало. Профессор не прекращал приема, пока не был принят последний в очереди больной, хотя бы прием затягивался до 12 часов ночи и даже позже. Гиршман строго придерживался собственного принципа: "У меня нет последнего часа работы, а есть последний больной". Знаменитый врач не только оказывал высококвалифицированную медицинскую помощь, но и давал советы, утешал несчастных, каждому говорил ласковое слово, часто помогал больным материально» [3].
***
«Приемом в клинике дело не ограничивалось. Пациенты ждали Гиршмана дома. И здесь он консультировал, осматривал, не ложился спать до полуночи. Часто он не брал платы с неимущих больных, более того, сам ссужал деньгами. Люди просили у него советов не только по поводу глазных болезней, рассказывали о своих бытовых проблемах, просили помочь с устройством в университет, похлопотать за арестованных. К Гиршману ехали не только со всех концов Российской империи, но и из Италии, Персии, Индии. За свою жизнь окулист лично принял около миллиона человек… Послереволюционная биография Гиршмана напоминает булгаковскую историю о профессоре Преображенском. Престарелого врача, потомственного дворянина и действительного статского советника не тронули. Более того, по настоянию министра просвещения чекисты отказались от намерения забрать просторный дом окулиста. Советская власть назначила Гиршману именную пенсию. На смерть врача в 1921 г. газеты откликнулись некрологами, в которых, в частности, отмечалось, что Гиршман был "великий интернационалист духа, не знавший ни эллина, ни иудея, великий работник, не знавший ни устали, ни корысти, человек, никого не обидевший и никогда не солгавший"… А. П. Чехов называл Л. Л. Гиршмана святым человеком. Действительно, для того чтобы стать святым, не обязательно быть мучеником. Достаточно посвятить свою жизнь людям» [2].
***
«К 1880 году на средства Гиршмана был выстроен двухэтажный дом по Сорокинскому переулку. Дом принадлежал профессору и его брату, затем он был продан А. А. Иозефовичу, издателю и редактору газеты "Южный край". Л. Л. Гиршман оставил себе 11 комнат. Часть их использовалась для приема больных. С 1880 по 1918 гг. здесь прошли лечение 108 тысяч человек (и это только по книгам регистрации). Советская власть дом экспроприировала. Гиршмана не выселили, не "уплотнили". Он оказался нанимателем своей собственности. После смерти профессора его вдова получила квартиру в бесплатное пожизненное пользование… 15 октября 1926 года Президиум Харьковского Окрисполкома принял решение переименовать Сорокинский переулок в переулок Гиршмана» [1]

Джерела
1. Авербух, С. И. К библиографии профессора Л. Л. Гиршмана // Колосья нивы Слобожанской : из публикаций историка и краеведа / С. И. Авербух. – Харьков, 2009. – С. 213–225.
2. Карнацевич, В. Л. Гиршман Леонард Леопольдович // 100 знаменитых харьковчан / В. Л. Карнацевич. – Харьков, 2005. – С. 103–106 : фот.
3. Лесовой, В. Н. Идеал врача и человека : к 170-летию со дня рождения Л. Л. Гиршмана // Universitates. – 2009. – №1. – С. 16–27 : фот.
4. Перцева, Ж. М. Гіршман Леонард Леопольдович // Енциклопедія Сучасної України. – Київ, 2006. – Т. 5. – С. 642 : фот.
5. Петрова, З. П. Гіршман Леонард Леопольдович // Видатні вихованці Харківської вищої медичної школи : біобібліогр. довід. / за заг. ред. В. М. Лісового. – Харків, 2010. – С. 48–49 : фот.
6. Юбилей Л. Л. Гиршмана. 1860 – 1895. – [Харьков : б. и., 1895]. – 85 с. : фот.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий