Дошку
на честь І. О. Дунаєвського відкрито 14 жовтня
1989 року за адресою вулиця Ярослава Мудрого, 24. Дошку демонтовано у вересні 2024 року.
«В этом доме жил в 1923 –
1924 гг. выдающийся советский композитор Исаак Осипович Дунаевский».
Калашник,
М. С уважением и любовью // Красное знамя. – 1989. – 17 окт.
У межах
фестивалю радянської музики в Харкові відкрито меморіальні дошки І. І. Слатіну,
І. О. Дунаєвському та В. Т. Борисову.
З історії музичного життя Харкова
І. О. Дунаєвський
Дунаєвський Ісак Осипович (18(30).01.1900 – 25.07.1955) –
композитор. Народився у м. Лохвиця (нині Полтавської області). З 1910 р.
жив у Харкові, навчався у музичному училищі. Закінчив Харківську консерваторію
(1919). Працював диригентом у Харківському російському драматичному театрі (1919
– 1924). У 1924 – 1929 рр. жив і працював у Москві, у 1929 – 1941 рр.
– у Ленінграді, з 1943 р. – знов у Москві. Автор 15 оперет, трьох балетів,
близько 300 пісень і романсів, музики до 40 кінофільмів і більше 80 театральних
вистав. Народний артист РРФСР (з 1950). Лауреат Державної премії СРСР (1941,
1951). Помер у Москві [3, 4].
***
«Чтобы
получить право на жительство в Харькове, старшему брату Борису пришлось срочно
освоить профессию подмастерья-переплетчика, а Исаак был приписан к нему в
качестве ученика-переплетчика. Из воспоминаний Бориса Дунаевского: “Когда мы
приехали в Харьков, приемные экзамены в музыкальном училище уже закончились.
Однако нас все же допустили к испытаниям. Экзаменовал нас директор училища И. И. Слатин-старший.
Исаак был зачислен по классу скрипки преподавателя Горского, а я принят в класс
Чеботаревой. В тот же день отец приобрел для нас “форменные” костюмы училища с
позолоченными лирами на бархатных петлицах и золочеными пуговицами на черных
курточках. Счастливые, ходили мы по улицам большого города…”
После
размеренной провинциальной жизни в Лохвице мальчиков встретила кипучая
атмосфера крупного культурного центра с его университетом, институтами,
театрами. Новизна обстановки в музыкальном училище стимулировала занятия Исаака
в классе К. К. Горского. По окончании приготовительного отделения
ученик был переведен сразу на третий курс. В 1913 г. Дунаевский
оказывается в классе приглашенного из Петербурга нового преподавателя И. Ю. Ахрона
– блестящего скрипача и композитора. Ему И. Дунаевский отводит особое
место в своих воспоминаниях: “Он был не только педагогом, но и старшим
другом-воспитателем, ему я обязан своей музыкальной культурой и первыми своими
композиторскими работами”. К учебе в музыкальном училище прибавились занятия в
частной мужской гимназии “Общества 2-ой группы преподавателей”, куда братья
Дунаевские поступили в 1912 г. (Борис – в пятый класс, Исаак – в третий).
В отличие от казенных учебных заведений в этой гимназии царила редкая для того
времени свободная, творческая обстановка, оказавшая значительное влияние на
формирование мировоззрения будущего композитора. Директор гимназии Н. Н. Кнорринг
был инициатором многих музыкальных начинаний и сам руководил ученическим
струнным оркестром. В гимназии работали литературно-музыкальный, театральный,
философско-эстетический кружки, издавались рукописные журналы, устраивались
художественные выставки, тематические вечера.
Братья
Дунаевские сразу же активно включились в музыкальную жизнь гимназии и часто
выступали на вечерах: сначала с сольными номерами, позже в составе струнного
оркестра. В этом оркестре исполнялись и первые сочинения Исаака. Много лет
спустя Дунаевский писал Н. Кноррингу: “Конечно, я не забыл Вас и не мог
забыть чудесных воспоминаний моей гимназической юности, наших музыкальных
вечеров, путешествий к Вам на Карповку, обратных путешествий от Вас на
Грековскую улицу, когда, полные музыкальных впечатлений, наперебой распевали на
ночных улицах Харькова любимые темы, невольно ускоряя и замедляя темп шага…”
Участвует И. Дунаевский и в публичных концертах наиболее успевающих
учеников музыкального училища. Совершенствуется его исполнительское мастерство,
расширяется музыкальный кругозор. Наряду с учебными занятиями этому
способствует и интенсивная музыкальная жизнь Харькова. Имя Дунаевского как
интересного исполнителя приобретает всё большую известность в музыкальных
кругах города. Его приглашают участвовать в концертах профессиональных
артистов…
Весной
1917 г. Харьковское музыкальное училище было преобразовано в
консерваторию, куда был переведен Дунаевский. Здесь он посещает класс
свободного сочинения С. С. Богатырева, пробует свои силы в разных
жанрах: пишет романсы, инструментальные пьесы. Параллельно с музыкальными занятиями
в 1918 г. Дунаевский с золотой медалью оканчивает гимназию и поступает в
Харьковский университет на юридический факультет. Но проучившись около трех
лет, он оставляет университет, чтобы полностью посвятить себя музыке… “Осенью
1919 года, – вспоминал композитор, – я поступил в качестве скрипача в оркестр
драматического театра под руководством Н. Н. Синельникова. Через
небольшой отрезок времени я назначаюсь заведующим музыкальной частью театра.
Здесь я начинаю свою композиторскую деятельность…” В этот период Дунаевский
создает музыку к постановкам комедий Мольера, Бомарше, Лопе де Вега, пишет
музыку для других харьковских театров, принимает участие в создании
музыкального общества “Молодая филармония”. В Харькове он дебютировал как
дирижер, сделал первые шаги в освоении жанров оперетты и балета. В 1924 г. группа харьковских
актеров была приглашена для работы в московские театры. Уехал в Москву и
Дунаевский – в театр “Эрмитаж”.
Впереди
были годы работы в Москве и Ленинграде, создание музыки к кинофильмам и ярких
песен, впереди было всенародное признание. После Дунаевский не раз приезжал в
Харьков с концертами. А в конце 1954 г. по просьбе харьковского радио он
написал для новогодней передачи следующее: “Мне нередко задают вопрос: с какими
городами связаны у меня наиболее яркие периоды моей жизни? Я никогда не
задумываюсь первым назвать город Харьков. И действительно, если не считать
маленького городка Лохвицы, где я родился и прожил первые десять лет, то
Харьков – это город моего детства, моей юности, моей учебы, первых творческих
работ, это город, в котором формировались мои чувства, мои вкусы, мое сознание.
Это город, в котором я начал свою профессиональную трудовую жизнь, в котором сформировались
мои творческие устремления… Вот почему мне близок и дорог Харьков. Мне дорог
каждый уголок старого Харькова, но бесконечно дорого и все то новое, с чем я
встречаюсь в Харькове на каждом шагу…”» [3, с. 9 – 17, 21 – 27, 33].
***
«Перед
отъездом в Москву в 1923 – 1924 гг.
И. Дунаевский
жил в доме по улице Бассейной (ныне Петровского), 24, кв. 4 (правое крыло на
первом этаже). 14 октября 1989 г. на доме была открыта мемориальная
доска с горельефом композитора. Дом неоднократно менял своих хозяев. Сейчас
здесь находится модный женский магазин. Эта часть дома выглядит не так, как при
жизни композитора – окна переделаны на витрины, но мемориальная доска осталась
на прежнем месте. Пожалуй, у самого Исаака Осиповича соседство с модными
стройными девушками в витринах вызвало бы улыбку – он всегда ценил молодость и
красоту и в музыке был непревзойденным певцом радости» [2].
Джерела
1. Боженко, Н. Друзья меня
зовут «Дуней» // Слобода. – 2001. – 26 июня :
фот.
2.
Воловик, Л. Исаак Осипович Дунаевский : харьковский период //
Дайджест-Е. – 2015. – №2. – С. 2, 4 : фот.; №3. – С. 2, 4 :
фот.
3. Дунаевский и Харьков :
(Памятные места Харькова, связанные с жизнью и деятельностью выдающегося
советского композитора И. О. Дунаевского) : метод. рекомендации
лекторам / подгот. Ю. Т. Калачев. – Харьков : [б. и.], 1985. – 38 с.
4. Дунаєвський Ісак Осипович // Мистецтво України :
біогр. довід. – Київ, 1997. – С. 226.
5. Карнацевич, В. Л. Дунаевский Исаак Осипович //
100 знаменитых харьковчан / В. Л. Карнацевич. – Харьков, 2005. –
С. 143–148 : фот.
6. Лыжник, И. А.
Харьковский период в становлении творческой индивидуальности И. О. Дунаевского // Харків у контексті світової музичної культури: події
та люди: матеріали міжнар. наук.-теорет. конф., 3 – 4 квіт. 2008 р. –
Харків, 2008. – С. 27–29.
7. Терещенко, К. Недоспівана пісня Дунаєвського //
Слобідський край. – 2014. – 6 груд. – С. 10 : фот.
Комментариев нет:
Отправить комментарий