Храмов М. І.


Дошку на честь М. І. Храмова відкрито на розі вулиць Храмова та Тарасівської, 6.

«Эта улица названа именем бесстрашного летчика-харьковчанина Героя Советского Союза Храмова Николая Ивановича 1911 г. – 1950 г.».


Харківяни – Герої Радянського Союзу: М. І. Храмов

«Храмов Николай Иванович (17.10.1913 – 18.10.1950) – летчик. Родился в Харькове. Работал фрезеровщиком на Харьковском электромеханическом заводе. Служил в армии (с 1933). Окончил Харьковскую военную школу летчиков (1934). Участник Великой Отечественной войны (с 1942), командир эскадрильи. Герой Советского Союза (1948), награжден орденами и медалями. После войны работал летчиком-испытателем, осваивал реактивные самолеты. Начальник отдела Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС, полковник авиации. Погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В Харькове его именем названы улица и школа, установлена мемориальная доска» [8].
***
«Весомый вклад внесли эскадрилья капитана Храмова и лично комсэк в разгром врагов под Москвой. Десятки сбитых самолётов врага, сотни штурмовых ударов по наземным целям, непрерывная разведка противника – таков краткий перечень боевых заданий, выполненных эскадрильей. В последующих боях Храмов не раз водил в бой своё подразделение, воспитывал молодых лётчиков. В жестоких схватках с врагом закалялся характер, крепла воля, росло мастерство лётчика.
Командование высоко оценило его боевые заслуги. На Воронежском фронте Николай Иванович уже командовал авиационным полком. Обучал молодые лётные кадры, передавал им свой боевой опыт. Именно в этот период он сбил 8 фашистских самолётов. Вызов в Москву, в штаб ВВС, в разгар боёв 1942 года для майора Храмова был неожиданным. Ему предложили новую должность – лётчика-инспектора. Объяснили задачу: работать в войсках, анализировать организацию и проведение полётов, уровень боевой выучки, проводить показательные занятия, разбор боевых действий групп, улучшать организацию боевых полётов, учений. А также бывать в тылу, на испытательных аэродромах – испытывать самолёты новых типов, давать по ним заключения, рекомендации, словом, "крестить" новые образцы боевых машин. Храмов дал согласие на новую работу. И сразу получил первое задание: отправиться на фронт в корпус генерала Благовещенского, где что-то не ладилось с самолётами Ла-5. Летчики жаловались, что в бою эти машины не показывают должной скорости и маневренности. Храмов с группой инспекторов прибыли на место, стали выяснять, как идёт эксплуатация Ла-5. Нашли ошибки и в работе летчиков, и в обслуживании истребителей механиками. Несколько раз летал майор Храмов с лётчиками на боевые задания, проверял их в учебных полётах. Затем группа инспекторов подвела итоги и дала ряд рекомендаций. А спустя некоторое время из корпуса в Москву стали приходить известия о том, что Ла-5 – отличная боевая машина, и лётчики на ней успешно бьют "Мессеров".
Вскоре Храмов с сослуживцами полетели в глубокий тыл, в один из центров переучивания лётчиков на новые для них самолёты. Инспекторы сразу заметили существенный недостаток в методике обучения лётчиков: главное внимание было сосредоточено на отработке техники пилотирования в ущерб боевому применению. “Каков налёт на каждого человека?” – спросил Храмов у командира полка. “Двадцать часов”, – ответил тот. “Но ведь положено тридцать!” – “Экономим горючее. Оно нам пригодится для боёв!” –  “Сэкономим бочку бензина, а в бою потеряем бочку крови”, – возразил Храмов. После доклада инспекторов командованию обучение лётного состава существенно и быстро улучшилось. Кроме того инспекторы познакомили лётчиков с немецким самолетом Ме-109, а Храмов провёл несколько показательных воздушных боёв на трофейном "Мессере" против "Яка", продемонстрировав сильные и слабые стороны немецкой машины.
Изумлял своим высоким лётным мастерством Николай Храмов не только своих собратьев по оружию, но и американских и английских лётчиков. В середине 1942 года его в группе наших лётчиков и инженеров направили в Архангельск принимать американские самолёты, прибывшие на кораблях морем. На аэродроме собрали машины. Храмову приглянулся один из истребителей. Он осмотрел его, "поколдовал" в кабине самолёта, прочитал документацию и попросил своего командира полковника Б. А. Смирнова разрешить ему облетать эту машину. “Этого делать нельзя. Нужно много и долго учиться, чтобы взлететь на таком сложном самолёте”, – заявил представитель американцев. Но Смирнов хорошо знал Храмова и удовлетворил его просьбу. Храмов взлетел, набрал высоту, спикировал, а затем безукоризненно "выписал" в небе такие фигуры высшего пилотажа, на которые не решались американские лётчики.
Шли дни, недели, месяцы боевой, организаторской, воспитательной работы лётчика-инспектора Храмова. Росло число его учеников, возрастал личный счёт уничтоженных им вражеских самолётов. Он изучил не только истребительную, но и бомбардировочную, штурмовую авиацию, решая вопросы их взаимодействия и грамотного использования в бою. И всё это во имя победы, в которую он вложил весь пыл своего сердца, всё своё лётное мастерство. На фронте Николай Иванович часто думал о родном Харькове, о родителях, оставшихся там. Вспоминал электромеханический завод, где работал фрезеровщиком, откуда по путёвке комсомола ушёл в училище лётчиков. За родной город он сражался, не зная страха, не ведая усталости. В освобожденном Харькове ему посчастливилось увидеться с родителями. Боевой путь летчика Храмова пролег от Москвы до Берлина и Праги. Он совершил 325 боевых вылетов, провёл свыше ста воздушных боёв, сбил шестнадцать вражеских самолётов лично и четыре в группе. В самом конце войны майору Храмову предложили ещё раз перейти на новую работу. Наша авиация вышла в своём развитии на порог новой эры реактивных самолётов, и боевой лётчик стал одним из первых её разведчиков. С присущей ему энергией он целиком отдался освоению новой техники, тщательно изучал возможности новых самолётов и овладевал искусством управления ими. Как и раньше, он не только учился сам, но достигнутое и познанное щедро передавал другим, ясно сознавая, что будущей реактивной авиации потребуются не единицы, а тысячи крылатых специалистов. На воздушном параде в августе 1947 года звено лётчиков впервые в истории авиации продемонстрировало высший групповой пилотаж на реактивных самолётах. Звено вёл полковник Храмов. В прессе этот полёт называли триумфом нашей авиации. 23 февраля 1948 года Николаю Ивановичу Храмову было присвоено звание Героя Советского Союза. В последующие годы он отдал много сил освоению новой реактивной техники, обучению и воспитанию молодых воздушных бойцов» [3].
***
«К сожалению, жизненный путь отважного летчика оборвался в расцвете сил: в 1950 году Н. И. Храмов погиб в авиакатастрофе. Харьковчане чтут память своего земляка. Имя героя присвоено бывшей Старобельской улице и школе, где он учился. О его ратных подвигах рассказывают материалы специального стенда в музее Дворца культуры Харьковского электромеханического завода: здесь выставлены документы и фотографии летчика, а также его скульптурное изображение» [7].
Джерела
1.В небе Храмов // Имени героя : докум. очерки / Я. Е. Донской и др. – Харьков, 1984. – С. 130–135 : фот.
2. В небе – Храмов! : Храмов Николай Иванович // Подвиги во имя Отчизны : докум. очерки о Героях Совет. Союза – уроженцах Харькова и Харьков. обл. / сост. В. Т. Милюха. – 2-е изд., перераб. и доп. – Харьков, 1985. – С. 625627 : фот.
3. Голышев, М. В небе фронтовом : Храмов Николай Иванович // Герои огненных лет / [Редкол.: А. М. Синицын и др.] – Москва, 1986. – Кн. 8. – С. 631–638 : фот.
4. Дикань, А. П. Храмов Николай Иванович // Герои Харьковщины / А. П. Дикань. – Харьков, 1998. – С. 58 : фот.
5. Корсунский, В. Улица Никиты Гомоненко и улица Николая Храмова // Панорама. – 2002. – № 19. – С. 12.
6. Лозинський, С. Вулиця Миколи Храмова // Вечірній Харків. – 1975. – 14 лип.
7. Строков, Л. Сбил восемнадцать вражеских самолетов / Л. Строков, М. Уманский // Красное знамя. – 1984. – 9 окт.: фот.
8. Храмов Николай Иванович // Герои Советского Союза : крат. биогр. словарь. – Москва, 1988. – Т. 2. – С. 693–694 : фот.
9. Целинський, Р. Крилата людина // Ленінська зміна. – 1963. – 25 верес.

Комментариев нет:

Отправить комментарий