Титов І. А.




Дошку на честь І. А. Титова встановлено у 2013 році за адресою вулиця Чугуївська, 29.

«В этом доме жил Герой Советского Союза Титов Иван Антонович».
Харків’яни – Герої Радянського Союзу: І. А. Титов

Титов Іван Антонович (19.01.1918 – 09.04.1995) – командир ескадрильї 5-го гвардійського бомбардувального авіаційного полку (11 гвардійська бомбардувальна авіаційна дивізія, 18-та повітряна армія). Народився в с. Захисне (зараз Щигровського району Курської області). Закінчив два курси медичного технікуму в Курську. У 1937 році закінчив Качинську військову авіаційну школу пілотів.
На фронтах Другої світової війни з червня 1941 року. Гвардії майор І. А. Титов до кінця лютого 1945 року здійснив 259 бойових вильоти на бомбардування живої сили та техніки супротивника. Звання Героя Радянського Союзу присвоєно 18 серпня 1945 року.
У 1949 році закінчив Вищу офіцерську льотно-тактичну школу командирів частин дальньої авіації. З 1954 року підполковник І. А. Титов – в запасі. Жив та працював у Харкові. Нагороджений орденом Леніна, двома орденами Червоного Прапору, двома орденами Вітчизняної війни 1-го ступеню, орденом Червоної Зірки, медалями [1].
***
Зі спогадів І. А. Титова:
«В Великой Отечественной войне противник прикрывал важные стратегические узлы от налетов ночной авиации сильной ЗА [зенітна артилерія], ночными истребителями, прожекторами, взаимодействовавшими между собой.
Прожекторы, поймав в свои лучи самолет, дают возможность ЗА вести прицельный огонь, а патрулирующему истребителю – быстро обнаружить самолет.
Экипаж бомбардировщика чаще всего попадает в лучи прожекторов на боевом курсе, когда прекращается противозенитный маневр.
Попадая в лучи прожекторов, экипаж должен отдать максимум внимания наблюдению за воздухом, после бомбометания – возможно быстрее выйти из них.
За время Отечественной войны мне неоднократно приходилось попадать в лучи прожекторов. Действия в лучах во многом зависят от скорости и маневренности самолета и от умения правильно выходить из них.
Так, 4 июня 1942 года, выполняя задание по бомбометанию железнодорожного узла Брянск на самолете ТБ-3, на боевом курсе я был взят перекрытием 18 прожекторов. Вследствие малой скорости и плохой маневренности самолета я долгое время не мог выйти из лучей, в результате чего ЗА имела возможность вести прицельный огонь. Самолет был сильно поврежден.
Впоследствии, летая на самолете Ил-4, я неоднократно попадал в лучи прожекторов, но быстро выходил из них.
Выполняя задание по освещению цели города Будапешт, где в системе ПВО было более 60 прожекторов, мой самолет был взят в перекрытие лучей на боевом курсе. В лучах прожекторов я находился до момента сбрасывания бомб, после чего резко перевел самолет на снижение и резким переходом в набор высоты с отворотом на 120-200 градусов от курса вышел из лучей.
Из-за резкого и неожиданного изменения профиля полета самолета прожекторы не успевали сопровождать цель лучами и теряли ее.
Довольно часто мной применялся скрытый подход к цели за счет потери избытка высоты на задросселированных моторах. В большинстве случаев я получил положительный результат. Прожекторы начинали поиск тогда, когда я уже находился на выходе из зоны их действия.
При наличии облачности я смело шел под кромкой облаков, так как в случае попадания в лучи прожекторов достаточно было небольшого движения штурвала на себя, чтобы скрыться в облаках. Кроме того, истребители противника не могли ходить выше меня, так как сразу обнаруживали себя на белом фоне облаков.
При полетах ночью на воздушных стрелках лежит полная ответственность за наблюдение, особенно на боевом курсе, так как штурман занят боковой наводкой и прицеливанием, а летчик – техникой пилотирования в лучах, отнимающей все внимание» [3].
***
«По военно-промышленным объектам, политическим центрам, аэродромам, скоплению техники и живой силы противника экипажем тов. Титова сброшено 344 тонны бомб разного калибра, выброшено в тыл врага 273 десантника.
При нанесении бомбардировочных ударов экипажем уничтожено: 16 танков, 43 автомашины с войсками и грузами, 12 складов с горючим, 13 складов с боеприпасами, шесть артиллерийских батарей, разрушено шесть переправ и мостов. В воздушных боях и на аэродромах уничтожено 16 самолетов противника» [2].
Джерела
1. Титов Иван Антонович // Герои Светского Союза : крат. биограф. слов. / редкол.: И. Н. Шкадов (председатель) [и др.]. – Москва, 1988. – Т. 2 Любов – Ящук. – С. 580.
2. Титов Иван Антонович // Золотые Звезды курян : (сб. очерков, док. и материалов). – Воронеж, 1966. – С. 326327.
3. Титов Иван Антонович [Электронный ресурс] / биогр. предоставлена ИСердюковым // Герои страны. – Текст. и граф. дан. – URL: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=4056 свободный (дата обращения: 22.03.2019). – Название с экрана.

Комментариев нет:

Отправить комментарий