Дошку на честь О. П. Петросяна
встановлено за адресою вулиця Григорія Сковороди, 79 на фасаді Палацу студентів Національного
технічного університету «Харківський політехнічний інститут».
«У Палаці студентів ХПІ у
1980–1996 рр. працював заслужений діяч мистецтв України, професор Петросян
Олександр Петрович (1928–1996)».
З історії хорового мистецтва Харкова
О. П. Петросян – керівник хору
Палацу студентів ХПІ
«Оставшись после войны круглым сиротой,
он [А. П. Петросян] однажды совершенно случайно познакомился с
преподавательницей Харьковского музыкального училища. Преподаватель услышала его
голос, когда он пел на улице, зарабатывая себе на кусок хлеба. С помощью этой удивительной
женщины он и стал студентом Харьковского музучилища. После его окончания он
служил в армии, и там он со своим солдатским хором победил на фестивале самодеятельного
творчества в военном округе. Отслужив в армии, он поступил в Харьковский институт
искусств, после чего и был направлен на работу в город Краматорск, где руководил
хоровыми коллективами управления железной дороги и Новокраматорского машиностроительного
завода. Став лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве,
А. П. Петросян был удостоен высокого звания «Заслуженный деятель искусств
Украины». Затем он работал главным хормейстером государственного ансамбля песни
и пляски "Шахтер", а позднее преподавателем в Таганрогском музыкально-педагогическом
институте, откуда и приехал в свой родной город Харьков. Его верным другом и
помощником в организационной работе с хором была жена Лидия Петровна Петросян,
которая уже в годы независимости Украины стала директором Дворца студентов» [1,
с. 136].
«Камерный хор Дворца студентов Харьковского
политехнического института был основан в 1951 году. Первым руководителем стал Александр
Польшин. Вскоре его сменил молодой, но подающий надежды, студент первого курса консерватории
Вячеслав Палкин – легенда харьковской хоровой культуры. Он работал с
коллективом до 1977 года. Под его руководством хор поднялся на высокий уровень,
выступал на центральных сценах Харькова, в том числе, в Харьковском академическом
театре оперы и балета им. Н. В. Лысенко.
В 1980 году руководство ХПИ
предложило взять хор под свое руководство заслуженному деятелю искусств Александру
Петровичу Петросяну. Концертмейстером был приглашен Леонид Маргариус, выпускник
Московской консерватории, известный в музыкальном мире пианист.
Первые репетиции хора прошли в
октябре, сразу же после набора состава из студентов младших курсов. Около сотни
молодых людей, большей частью без музыкального образования, постигали основы пения
и музыкальной грамоты. Одним из первых произведений в репертуаре стал "Dies
Irae" из "Реквиема" Моцарта.
<…> А. П. Петросяну за
короткое время удалось поднять исполнительское мастерство хора практически до профессионального
уровня. С весны 1981 года хор принял участие в ряде праздничных концертов. Хор
приглашают участвовать в сводных концертах города наряду с ведущими коллективами
Харьковской филармонии, театра оперы и балета, консерватории. Сольные концерты хора
проходили с неизменным успехом на лучших сценах города. В наследии коллектива —
записи на Харьковском телевидении и на Всесоюзном радио.
<…> В 1984 году коллектив получил
звание народного, а в 1985 году участвовал в XII Всемирном фестивале молодежи и
студентов в Москве. Была подана заявка, прослушаны произведения и получено приглашение
на фестиваль. Поездка получилась яркой и насыщенной: в течение месяца в рамках
фестиваля харьковчане знакомились и общались с творческой молодежью из разных стран,
записывались на главной музыкальной студии страны. По итогам фестиваля хоровой коллектив
ХПИ получил почетное звание дипломанта.
С 1983 по 1987 год хор выезжал для
участия в различных фестивалях в республики СССР и за границу (Польша),
принимал в Харькове хоровые коллективы из других республик (Грузия).
В феврале 1987 года на съезде комсомола
Украины хору ХПИ было присвоено звание Народного» [1, с. 131–132].
Зі спогадів
учасника хору Володимира Гущіна:
«Мне, как и многим восьмидесятникам,
посчастливилось во время учебы прийти во Дворец студентов и стать участником хорового
коллектива, руководителями которого тогда были Александр Петрович и Лидия Митрофановна
Петросян. Большая удача — встретить на своем пути таких ярких, творческих, одержимых,
любящих свое дело людей. И это понимание, как и огромная им благодарность, за
ту оставленную частичку себя в нас, продолжает согревать наши сердца и поныне.
Я уверен, что если бы не было этой встречи — мы пропустили бы что-то очень важное,
влияющее на всю нашу последующую жизнь, событие! А тогда, еще совсем "зеленые",
некоторые даже по принуждению, собирались на репетиции и усаживались поудобнее
в скрипучие деревянные кресла, и начиналось чудо! Мощная лавина энергии!
Магнетизм! Творческая требовательность и целеустремленность! Все это через
музыку вливалось в наши умы, сердца и мы становились полностью подвластны лишь
одному — назовите это как хотите — гению, таланту, харизме того человека,
который стоял перед нами с дирижерской палочкой! После такого равнодушным к этому
искусству оставаться было трудно, влюблялись раз и навсегда!
Хор — это не только разучивание и
исполнение музыкальных произведений, а как целая жизнь, объединяющая людей со
схожими интересами, где растут, воспитываются, укрепляются и продолжаются общие
человеческие ценности — так думали, говорили, видели в этом основной смысл своей
деятельности, наши любимые руководители, учителя и наставники!
Может именно поэтому, спустя много
лет у всех, кто прошел через этот коллектив, сохранился какой-то особый дух
единения с прошлым и родственное отношение друг к другу, пронесенное сквозь время!»
[1, с.133].
Джерела
1. Дворец студентов ХПИ. 50 лет. Дом, где зажигаются сердца: к 50-лет. годовщине открытия Дворца Студентов Нац. политехн.
ун-та «ХПИ» / Нац. техн. ун-т «Харьк. политехн. ин-т». – Харьков : АССА, 2013. – 256 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий