Фісанович І. І.

 Дошку на честь І. І. Фісановича відкрито 8 травня 1994 року за адресою вулиця Івана Камишева, 21/5. Нині дошка відсутня.

 

«Улица названа в честь Героя Советского Союза, легендарного подводника, бывшего рабочего завода “Серп и Молот” И. И. Фисановича 1914 – 1944 гг.».

Краснопольская, Н. Живой памятью возвращаясь... // Вечерний Харьков. – 1994. – 12 мая.

Про відкриття анотаційної дошки на будинку № 5 по вул. Фісановича.

Пізніше, 3 квітня 2012 року, встановлено нові дошки на честь І. І. Фісановича за адресою Салтівське шосе, 63/2. Одна дошка з тим же текстом, що на вулиці Івана Камишева, 21/5, інша з новим текстом.

«Ізраїль Ілліч Фісанович у термін 1941 – 1943 рр. – командир підводного човна “М-172” Північного флоту. Звання Герой Радянського Союзу присвоєне 3 квітня 1942 року. Здійснив 19 бойових походів, затопив 13 ворожих транспортів і кораблів. В 1943 році став самим молодим морським офіцером з історії ВМФ в званні гвардії капітана 2-го рангу. Кавалер ордена Леніна, двох орденів Червоного Прапора, ордена Вітчизняної війни 1-го ступеня, вищої морської нагороди США – “Морський хрест”. Встановлено 3 квітня 2012 року до 70-річчя присвоєння Ізраїлю Фісановичу звання Герой Радянського Союзу. За сприянням Товариства ветеранів-підводників ім. І. І. Фісановича, Харківського музею Голокосту, ХОК “Дробицький Яр”, ХОВ “Мариніст” ВСПМ».

Харків’яни – Герої Радянського Союзу : І. І. Фісанович

«Фисанович Израиль Ильич (10(23).11.1914 – 27.07.1944) – моряк-подводник. Родился в г. Елисаветград (ныне Кировоград). С 1922 г. жил в Харькове, окончил ФЗУ при заводе “Серп и молот”. Окончил Военно-морское училище им. Фрунзе (1936). Служил на флоте. Участник Великой Отечественной войны (с июня 1941). Командир подводной лодки, потом дивизиона подводных лодок Северного флота, капитан-лейтенант. Герой Советского Союза. Награжден также орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-ой степени. Погиб при исполнении боевого задания в Норвежском море» [6].

***

«В июне 1929 года Израиль (в семье его называли Зорей) закончил семилетку. Но что делать дальше? В вуз не примут: только после рабфака. А на рабфак берут только рабоче-крестьянскую молодежь. Значит надо самому зарабатывать производственный стаж. И хотя мальчику еще не было шестнадцати, он стал наведываться на биржу труда. В это время завод сельскохозяйственных машин “Серп и молот” расширял производство, требовалось обучить новым специальностям сотни рабочих. Руководство обратилось на биржу труда с просьбой направить на завод сотню безработных подростков из числа закончивших семилетку. И Зоря попал в число счастливчиков. Занятия начались в феврале 1930 года. Фисановичу повезло: его приняли в группу слесарей-инструментальщиков ФЗУ при заводе. Эта специальность требовала разносторонних знаний и навыков. Преподавали лучшие мастера и инженеры завода. Учился Зоря легко и азартно. Занятия в ФЗУ начинались строго по заводскому гудку. Чтобы не опаздывать, приходилось вставать в пять утра и быстро собираться. Это трудно давалось вчерашнему школьнику, но потом очень пригодилось на флоте. Стипендия учащимся не полагалась, но рабочая продовольственная карточка и кое-какие деньги за работу на производственной практике стали существенным подспорьем семье.

Во время учебы Зоря много читал – на заводе была прекрасная библиотека. Активно занимался общественной работой: оформлял стенную газету, организовывал субботники и культпоходы в кино. К 1 мая 1932 года Фисанович сдал выпускные экзамены и получил свидетельство с присвоением 4-го разряда слесаря-инструментальщика. Теперь он стал кадровым рабочим, избавившись от дискриминирующего в те годы клейма члена семьи служащих. Но в двадцатых числах мая его неожиданно вызвали в заводской комитет комсомола и объявили: “Ты рекомендован в Ленинградское военно-морское училище”. Фисанович окончил его в 1936 году первым по выпуску: за четыре года учебы ни одной четверки. Был сфотографирован у развернутого знамени – высшая награда курсанта того времени – и получил от наркома обороны именные серебряные часы» [7].

***

«С мая 1936 года лейтенант Фисанович служил на Балтике штурманом, потом командиром подводной лодки. В августе 1938 года он назначен на должность флагманского штурмана штаба Северного флота. Ему было только 24 года, и в звании старшего лейтенанта он занял должность, соответствующую капитану 1-го ранга. В это время в Харькове был арестован его отец по надуманному обвинению в шпионаже. Израиль Фисанович, как требовал долг офицера, известил об этом командование, прекрасно понимая, чем ему это может грозить. А в апреле 1939 года поехал на похороны отца, скоропостижно скончавшегося в тюремной больнице. Из-за этого Израиля не направили на учебу в академию и понизили по службе – перевели на должность флагманского штурмана бригады подводных лодок. Война застала Фисановича на курсах инженеров подводного плавания. Успешно окончив курсы, 22 июля 1941 года он был назначен командиром подводной лодки М-172 (“Малютка”). 18 августа 1941 года капитан-лейтенант Фисанович вывел свой корабль в первый боевой поход. 21 августа его “Малютка” первой проникла во вражескую гавань Лиинахамари  и торпедировала транспорт, стоявший у пирса. Спустя сутки лодка под носом у вражеских батарей отправила на дно Баренцева моря паровую яхту противника. Тогда Фисановича наградили орденом Красного Знамени. К середине декабря 1941 года отважный подводник совершил семь боевых походов, доложил о потоплении торпедными атаками трех транспортов врага. Кроме того он выполнил два спецзадания по высадке на побережье Норвегии и снятию с него разведгрупп.

3 апреля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитан-лейтенанту Фисановичу Израилю Ильичу было присвоено звание Героя Советского Союза. На тот момент ему было 28 лет. В июле 1943 года его лодка М-172 стала гвардейской. Тогда же Фисановича назначили командиром шестого дивизиона подводных лодок Северного флота. Его родная подводная лодка М-172 под началом другого командира погибла при выполнении боевого задания. Не дожил до конца войны и сам Фисанович. В 1944 году его с группой моряков откомандировали в Англию, чтобы освоить и принять под свое командование трофейную лодку итальянского флота. 25 июля лодка вышла из порта Леруик, а через два дня связь с ней прервалась. Долгое время причины её гибели оставались невыясненными. Только в послевоенные годы историкам удалось установить, что в 9 часов 39 минут по Гринвичу 27 июля 1944 года в 230 милях к северу от Шетландских островов лодку атаковал и потопил британский самолёт “Liberator”, ошибочно приняв ее за немецкую… Фисанович был очень одарённым человеком, он сочинял стихи, песни, писал газетные и журнальные статьи. В 1944 году, ещё при жизни, была издана его книга “Записки подводника”. Им же подготовлена рукопись книги “История Краснознамённой М-172”, которая вышла в свет в 1956 году» [1].

Джерела

1. Воловик, Л. Путь на флот и в бессмертие // Дайджест-Е. – 2014. – №11. – С. 2–3 : фот.

До 100-річчя від дня народження.

2. Зозуля, И. Харьковский подводник стал Героем Советского Союза в 28 лет // Вечерний Харьков. – 2012. – 1 марта. – С. 4 : фот.

3. Краснопольская, Н. Так быть ли улице героя? // Красное знамя. 1989. 2 нояб.

Про пропозицію перейменування вулиці на честь І. І. Фісановича.

4. Лемищенко, О. У него было два оружия – стихи и торпеды // Время. – 2010. – 25 марта : фот.

5. Підводник : Фісанович І. І. // Подвиги в імя Вітчизни. – Харків, 1971. – С. 458–460 : фот.

6. Фисанович Израиль Ильич // Герои Советского Союза : крат. биогр. словарь. – Москва, 1988. – Т. 2. – С. 658 : фот.

7. Фисанович Т. И. И. И.Фисанович : штрихи к биографии // Не вернулся из боя : воспоминания о Герое Советского Союза И. И. Фисановиче / сост. Т. И. Фисанович. – Харьков, 1990. – С. 6–16.

Комментариев нет:

Отправить комментарий