Гмиря Б. Г.

 Дошку на честь Б. Р. Гмирі відкрито у 2020 р. за адресою вулиця Культури, 3.

«В цьому будинку кв. № 60 у 1930 році мешкав народний артист СРСР видатний співак України та світу Борис Романович Гмиря».

 

З історії харківської опери: Б. Р. Гмиря

«Гмиря Борис Романович (23.07(5.08).1903 – 1.08.1969) – оперний співак, бас. Народився у м. Лебедин Харківської губернії (нині Сумської області). Закінчив Харківський інженерно-будівельний інститут (1935) і Харківську консерваторію (1939). Соліст Харківського (1936 – 1939, 1941 – 1942), Полтавського (1942 – 1943) та Київського (1939 – 1941, 1944 – 1957) театрів опери та балету. Народний артист СССР (1951). Лауреат Державної премії СРСР (1952). Помер у Києві. Похований на Байковому кладовищі [1].

***

«Великий украинский певец Борис Гмыря родился на Сумщине в семье рабочего-каменщика. Жили очень бедно, но пели все: отец, мать, братья и сестры. “Песня украинская – словно солнце, словно вода, словно материнская любовь. Она ласкала меня еще в те времена, когда я совсем не умел говорить, но уже пел. Я воспитывался на украинской песне”, – писал Гмыря на склоне лет в своем дневнике. В одиннадцать лет Борис пошел “в наймы”, чтобы помогать семье. Сменил много профессий – был и кочегаром, и грузчиком, и курьером, но всегда мечтал учиться. “Я принял для себя решение во что бы то ни стало получить высшее образование. Задача нелегкая, если учесть, что кроме элементарной грамотности, полученной в церковно-приходской школе, я не имел никаких знаний”, – вспоминал Гмыря. С этой целью он перебрался в Харьков. Только в 23 года юноша поступил на рабфак, совмещал дневную работу с вечерними занятиями и в 27 лет получил, наконец, аттестат зрелости. После этого он подал документы в Харьковский инженерно-строительный институт. Выбор вполне понятен. Шел 1930 год, столичный Харьков превращен в гигантскую стройку, инженеры-строители были нужны, как воздух. Борис прилежно учился, но его влекло искусство. Обладая от природы прекрасным голосом, он принимал активное участие в студенческой самодеятельности: пел, руководил хором. Наконец созрело решение показаться преподавателю пения – профессору Харьковской консерватории П. В. Голубеву» [5].

***

Зі спогадів Б. Р. Гмирі:

«Павел Васильевич попросил меня спеть несколько упражнений. После прослушивания сказал: “Голос у вас есть, и превосходный. Пению надо учиться. Но и институт следует окончить, чтобы была специальность”. Меня зачислили в музыкальный техникум, где Голубев также преподавал. Так началась моя дружба с этим чудесным педагогом и замечательным человеком, открывшим мне глубины музыкальной культуры. Но вдруг – неприятность. Вызывает меня директор техникума и вежливо сообщает, что учиться одновременно в двух учебных заведениях не разрешается. Мол, вы почти инженер, уже имеете назначение на стройку, бросить эту специальность не можете, поэтому мы обязаны исключить вас из техникума. Павел Васильевич весьма энергично заступился за меня. Он организовал комиссию из ведущих педагогов-вокалистов, которая прослушала меня и постановила ходатайствовать перед наркомом просвещения Н. Скрипником, чтобы мне в порядке исключения разрешили учиться в двух учебных заведениях. Встреча с товарищем Скрипником имела полушутливый характер. Он рассматривал меня глубоким, пытливым взглядом из-под черных нависших бровей. Скрывая под пышными усами улыбку, спросил: “Так вы хотите сначала строить театр или концертный зал, а потом в нем петь?” Я как-то смело, не задумываясь, ответил: “А хотя бы и так!” Он весело улыбнулся: “Ну что ж, идите, стройте и пойте”. Радость наша была безмерной. Больше всех торжествовал Павел Васильевич. Меня определили на подготовительные курсы, потому что тогда я не знал ни одной ноты. На этих курсах я проучился три летних месяца. Вокалом со мной занимался Леонид Новский. К экзамену в консерватории мы с ним подготовили две арии. И вот, наконец, я в классе Голубева. Занятия шли с большим успехом. Павел Васильевич увлекался сам и увлекал меня. В учебе я был не очень покладистый, старался до всего дойти сам, все понять, во всем убедиться, всему найти обоснование в специальной литературе. Уроки проходили живо, интересно, с большим воодушевлением и продолжались больше отведенного на них времени» [3].

***

«Кроме учебы в двух вузах Борис, живший на Шатиловке, по вечерам ездил через полгорода на велосипеде к Голубеву домой – на дополнительные занятия вокалом. И не только вокалом. Жена Голубева вспоминала, что молодого лебединца избавляли от характерного акцента, учили правилам этикета. “Гмыря впитывал все, как губка”, – говорила Голубева. В это же время Борис познакомился со студенткой Харьковского педагогического института Анной Грецкой и вскоре женился на ней» [4].

***

«Параллельно он окончил с отличием строительный институт, получил должность младшего научного сотрудника и возможность делать карьеру. Но тяга к музыке была сильнее. С первых дней учебы в консерватории Борис выступал в концертах, а на третьем курсе был приглашен в Харьковский театр оперы и балета в качестве солиста. 16 августа 1936 года он впервые вышел на оперную сцену. В 1939 году окончил консерваторию и сразу же получил предложение от Киевского оперного театра – уже столичного. Там карьера певца складывалась успешно. Но ему было суждено вернуться в Харьков – в трагический для всей страны момент. В июне 1941 года Борис Гмыря, в то время уже заслуженный артист Украины, отдыхал с женой в Крыму. Началась война, и выехать в Киев они уже не смогли. Добрались до Харькова, но не успели на поезд, которым ехали в эвакуацию местные артисты. Здесь певец тяжело заболел, а когда вышел из больницы, в город уже входили немцы. В оккупации, стремясь выжить, люди делали то, что умели. Гмыря умел петь и он пел. Немцы сразу оценили его талант и мастерство. К певцу был приставлен офицер с поручением о нем заботиться. Был в его распоряжении и автомобиль. А вот легенда о том, что Гмырю вывозили в Германию петь лично для Гитлера, – не более, чем домысел. Но этот живучий миф позже отравлял певцу жизнь, а теперь оскверняет память о нем. Когда немцы отступали, некоторые коллеги Гмыри уехали с ними. А он остался, хотя понимал, что его может ждать. По еще одной легенде певца спас Н. Хрущев, якобы сказавший: “Пел для немцев, теперь пусть поет для народа Украины”. И Гмырю не тронули. Он пел в Киевской опере, давал многочисленные концерты, получал правительственные награды. Но за границу его выпускали только в страны соцлагеря, хотя были предложения и из Ла-Скала, и из Метрополитен, и из Гранд-опера. Борис Гмыря умер от обширного инфаркта за четыре дня до своего 66-го дня рождения. На его сберкнижке было всего 430 рублей – к деньгам он всегда относился спокойно. Зато осталось огромное вокальное наследие: сотни записей украинских народных песен, оперных арий и романсов» [5].

***

Зі щоденника Б. Р. Гмирі:

«Июль 1937 г.

1.07. Приехал из Москвы с вокальной конференции.

2 – 19.07. Нахожусь в Харькове из-за квартиры, которую никак не можем оформить (от оперы), и наконец 19.07 перебираюсь на Барачный переулок, № 3, кв. 60.

Август 1937 г.

28.08. Событие, в некоторой степени касающееся меня. Ночью НКВД арестовал мою квартирную хозяйку. Всю мебель, находящуюся в моей комнате, но принадлежащую хозяйке, забрали и опечатали, т. к. все имущество ее конфисковано. Я остался форменным образом на полу, не очень удобно. Через несколько дней получил в пользование мебель из оперы. Не знаю, возможно выселят и из квартиры. В Жилкопе говорят, что мне жить на территории врага народа нельзя. Снова переезды, снова столько хлопот с барахлом. Хочется уже поскорее уладить с квартирой, чтобы спокойно начать работать» [2, с. 183–184].

Джерела

1.Гамкало, І. Д. Гмиря Борис Романович // Енциклопедія Сучасної України. – Київ, 2006. – Т. 5. – С. 698–699 : фот.

2. Гмыря, Б. Р. Дневники. Щоденники, 1936 – 1969 / сост. А. В. Принц. – Харьков : Фолио, 2010. – 880 с. : фот.

3. Гмыря, Б. Статьи. Дневники. Письма. Воспоминания. – Москва : Музыка, 1988. – 238 с.: фот.

4. Карнацевич, В. Гмыря Борис Романович (1903 – 1969) // 100 знаменитых харьковчан / Владислав Карнацевич. – Харьков, 2005. – С. 106–111 : фот.

5. Можейко, И. Ю. «Я горжусь тем, что меня не признают сегодня» // Харьков : пульс прошлого : ист. очерки / И. Ю. Можейко. – Харьков, 2012. – С. 114–117.

6. Тараненко, Ю. Борис Романович Гмыря (1903 – 1969) // 100 знаменитых харьковчан / Ю. Тараненко, И. Можейко и др. – Харьков, 2004. – С. 67–70 : фот.

Комментариев нет:

Отправить комментарий