Шульженко К. І.

Дошку на честь К. І. Шульженко встановлено 21 серпня 2003 року на будівлі Палацу культури Харківського електромеханічного заводу (ХЕМЗ) за адресою проспект Героїв Харкова, 94. Скульптор Сейфаддін Гурбанов.

 

«В этом здании летом 1925 года состоялось выступление Народной артистки СССР Клавдии Ивановны Шульженко».

 

Воинов, А. Под песню Шульженко наши войска входили в Харьков // Время. – 2003. – 23 авг. – С. 6.

Мемориальная доска К. Шульженко 21 августа открыта в Харькове [Электронный ресурс] // Status Quo. – Текст. и граф. дан. – 2003. – 21 авг. – URL : https://www.sq.com.ua/rus/news/no_rubric/21.08.2003/memorialnaya_doska_k_shulzhenko_21_avgusta_otkryta_v_harkove/, свободный (дата обращения : 09.12.2019). – Название с экрана.

Про встановлення меморіальної дошки К. І. Шульженко на фасаді Палацу культури Харківського електромеханічного заводу.

Життя видатних харків’ян: К. І. Шульженко

«Шульженко Клавдія Іванівна (24(11).03.1906 – 17.06.1984) – естрадна співачка. Народна артистка РРФСР (1962), народна артистка СРСР (1971). Народилася у Харкові. Займалася вокалом з М. Чемізовим. 1923 стала актрисою драматичної трупи М. Синельникова (Харківський драматичний театр), того ж року дебютувала як співачка, виконавши романс ″Зорі на небі″ у виставі ″Страта″. 1925 почала працювати в Краснозаводському драматичному театрі Харкова. 1928 дебютувала як співачка на сцені Маріїнського театру в Ленінграді (нині м. Санкт-Петербург), 1929 – у Московському мюзик-холі. Із 1929 працювала в Ленінградському мюзик-холі. 1931 там відбулася прем’єра вистави ″Умовно вбитий″, в якій Шульженко зіграла роль Машеньки Фунтикової. 1934 знялася в кінофільмі ″Хто твій друг″ (режисер – М. Авербах). У 1936 році були зроблені її перші грамофонні записи. 1939 стала лауреатом 1-го Всесоюзного конкурсу артистів естради. 1940 було організовано джаз-концерт під управлінням Шульженко та В. Кораллі (її чоловіка), який проіснував до 1945 року. Під час війни Клавдія Іванівна продовжувала активну концертну діяльність; лише за період блокади Ленінграда дала близько 500 концертів. 1954 року вийшла її перша довгограюча платівка. Серед пісень, що були тривалий час у репертуарі співачки: ″Записка″, ″Синий платочек″, ″Давай закурим″, ″Где же вы теперь, друзья-однополчане″, ″Три вальса″, ″Возьми гитару″ та ін. 1980-го року записала свою останню довгограючу платівку ″Портрет″.

1995 року в Харкові відбувся перший Міжнародний фестиваль естрадної пісні ім. К. Шульженко, а у 1996 – відкрито Міський музей К. Шульженко (зараз Музей видатних харків'ян ім. К. І. Шульженко)» [1].

***

«Летом 1925 года театр Синельникова собрался на гастроли в Ростов-на-Дону. Родители, считая, что меня отпускать ″одну″ в чужой город еще рано, настояли на том, чтобы я осталась в Харькове. Друзья-актеры посоветовали не терять времени даром и устроиться в Краснозаводской драматический театр. Он находился не в центре, а за Старо-Московской, что тогда считалось окраиной, но пользовался успехом и имел своего постоянного, главным образом рабочего зрителя.

Руководитель театра, главный режиссер, носивший звучный псевдоним Нелли Влад (в жизни все его звали просто Владимир Александрович), принял меня в труппу без экзаменов, как профессиональную актрису, да еще ″синельниковскую″, – марка, ценившаяся высоко. Будучи наслышанным о моих вокальных выступлениях, Владимир Александрович сделал для меня в уже почти готовом к выпуску спектакле вставной номер: в пьесу из испанской жизни ″Кровь и песок″ ввел новый персонаж – уличную певицу.

<…> В Краснозаводском театре работал молодой, начинающий артист Евгений Брейтигам. Как-то я столкнулась с ним в Посредрабисе (под этим громоздким названием скрывалась организация, призванная помогать работникам искусств трудоустроиться, посредничать между артистами и предприятиями или учреждениями в организации различных зрелищ, концертов и т.д.), он подошел ко мне и протянул листок бумаги.

– Я слыхал, вы ищете репертуар, – сказал он, – посмотрите, я написал стихи, которые могут стать песней.

Стихи мне понравились: это было вольное переложение сюжета чеховского рассказа ″Шуточка″. Правда, герои песни получили новые, модные, в духе времени имена – Жорж и Кэтти (песня так и называлась), и многократное их катание на санках с высокой горы заканчивалось не как у Чехова, а счастливо. Все это не смутило меня – в тексте был юмор, и из него могла получиться шуточная песенка. А главное – тогда это мне казалось самым главным – в тексте было и быстро развивающееся действие, и лиризм, и характеры, то есть было что играть.

<…> Концерты в те годы собирали цвет артистических сил Харькова. Лучшие актеры синельниковского театра, Краснозаводского, оперетты украшали программы» [11, с. 31–32, 3334].

***

«В конце сентября в помещении Краснозаводского театра после спектакля состоялся дивертисмент. Шульженко решилась показать свои новые работы. Она исполнила привычное – "Снился мне сад". Потом чуть томным, немного утомленным голосом сказала: "А сейчас… (пауза) я исполню две новые песни (пауза) из своего репертуара".

Молодой актер "второго положения" Женя Брейтигам хихикнул. Нелли Влад, вытаращив глаза, смотрел на нее и думал: ну вот, началась "звездная болезнь".

После "Шахты № 3" вежливо и с интересом поаплодировали. Потом началась история, как парень с девушкой любили друг друга и работали на кирпичном заводе. А завод принадлежал злому бессердечному фабриканту, но пришла революция, и рабочие сами стали хозяевами завода. Паренек стал, естественно, директором завода, а девушка, успевшая выйти за него замуж, успешно трудится на этом же заводе, но уже под началом своего мужа.

Актеры и приглашенные, казалось, сошли с ума. Клаве пришлось дважды исполнять эту песню на "бис". Такого у нее еще не было. Потом все обступили ее и наперебой стали спрашивать, кто автор, чьи слова, и просили, чтобы обязательно Клава переписала слова.

<…> Уже через несколько дней "Кирпичики" распевали в ресторанах и пивных Харькова» [8, с. 44–45].

***

«Семья Мейтусов была музыкальная: мать – пианистка, сестра – скрипачка. В их квартиру на Рымарскую, 19 Клавдия Шульженко часто приходила послушать музыку и просто пообщаться. В этом гостеприимном доме молодая певица познакомилась с талантливой пианисткой Елизаветой Анисимовной Резниковой, которая стала ее первым аккомпаниатором. У нее в квартире на Чеботарской, 18, а позже на улице Карла Маркса, 8 они разучивали новые песни, всегда консультируясь с авторами музыки и слов из-за боязни нарушить их "творческий почерк".

В те годы Клавдия Шульженко, уже приобретшая популярность, часто выступала в Деловом клубе на углу Рымарской и Сумской в здании бывшего Купеческого собрания (ныне на этом месте построен театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко – Сумская улица, 25/27). А также в цирке-театре "Муссури" на улице Карла Маркса, 28 (с 1929 года здесь работает театр музыкальной комедии). Впоследствии певица вспоминала: "Эти концерты, как и поиски своего репертуара, убедили меня в том, что песня стала занимать все большее место в моей жизни, постепенно вытесняя все остальные интересы"» [7].

***

«В числе тех, кто принял участие в открытии мемориальной доски – председатель харьковской облгосадминистрации Евгений Кушнарев (к сожалению, он погиб), харьковский городской голова Владимир Шумилкин, сын певицы Игорь Кемпер-Шульженко, приехавший из Москвы, и певец Вадим Мулерман.

Мемориальная доска выполнена в виде бронзового барельефа (с изображением портрета певицы) на зеленом мраморе, привезенном из Греции, которую за 20 дней изготовил скульптор Сейфаддин Гурбанов по заказу харьковского Музея Шульженко на средства благотворительного фонда. Как отмечалось на открытии, это четвертая мемориальная доска, установленная в Харькове в память о певице.

В открытии мемориальной доски также принял участие председатель Московского райсовета Харькова Евгений Бабенков, который поздравил собравшихся с праздником и передал Музею Шульженко сборник песен времен войны, изданный на средства райсовета.

Кстати, Музей Шульженко находится рядом, за универмагом ″Харьков″» [10].

***

«Среди гостей – сын Клавдии Ивановны Игорь Кемпер-Шульженко.

– Я всегда волнуюсь, когда приезжаю в Харьков, – сказал он. – Ведь это не только мамина родина, я тоже родился здесь. О вашем городе как о центре культуры можно говорить много, мама тоже очень волновалась, когда приезжала сюда. В Советском Союзе были два города – Харьков и Одесса, которые для людей искусства служили лакмусовой бумагой. Если здесь ″на ура″ проходили гастроли, то, значит, открывалась ″зеленая улица″ для поездок по всей стране» [2].

Джерела

1. Бондарчук, П. М. Шульженко Клавдія Іванівна // Енциклопедія історії України / редкол. : В. А. Смолій та ін. – Київ : Наукова думка, 2013. – Т. 10 : Т–Я. – С. 667.

2. Воинов, А. Под песню Шульженко наши войска входили в Харьков // Время. – 2003. – 23 авг. – С. 6.

3. Генсіцька, І. Королева естради // Музика. – 2006. – № 2 – С. 28–30.

4. Казбан, М. Город детства Клавдии Шульженко // Событие. – 1995. – 23 сент. – С. 13.

5. Карнацевич, В. Л. Шульженко Клавдия Ивановна // 100 знаменитых харьковчан / В. Л. Карнацевич. – Харьков, 2005. – С. 477–482 : фот.

6. Клавдия Шульженко : играть песню / подгот. В. Сергеева // Харьковские известия. – 2011. – 24 марта. – С. 4.

7. Сикар, Д. В милом городе моем // Слобода. – 1996. – 15 мая : фот.

8. Хотулев, В. Клавдия Шульженко: жизнь, любовь, песня. – Москва: Олимп ; Смоленск : Русич, 1998. – 411 с.

9. Шостак, Н. Клавдия Шульженко за всю жизнь не накопила денег // Вечерний Харьков. – 2009. – 24 марта. – С. 3.

10. Шульженко в Харькове увековечили в зеленом мраморе [Электронный ресурс] // РЕДПОСТ : Городской Дозор. – Текст. и граф. дан. – 2015. – 26 февр. – URL : http://dozor.kharkov.ua/themes/kharkov_history/1159176.html, свободный (дата обращения : 09.12.2019). – Название с экрана.

11. Шульженко, К. ″Когда вы спросите меня…″ / Клавдия Шульженко ; [лит. запись Г. Скороходова]. – Москва : Молодая гвардия, 1981. – 222 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий