Гінзбург О. М.

 

Дошку на честь О. М. Гінзбурга відкрито 16 серпня 2019 року за адресою провулок Грабовського, 4.

 

«У цьому будинку з 1905 р. до 1917 р. працював Олександр Гінзбург, видатний архітектор, голова єврейської громади Харкова» [Паралельний текст івритом].

 

На доме Гинзбурга в Харькове появилась мемориальная доска // KHARKIVTODAY / – URL: https://2day.kh.ua/na-dome-ginzburga-v-harkove-poyavilas-memorialnaya-doska, свободный (дата обращения: 26.06.2020).

З історії харківської архітектури: О. М. Гінзбург

Гінзбург Олександр Маркович (21.06(4.07).1876 – 1949) – архітектор, інженер. Народився у м. Слов’янськ Харківської губернії (нині Донецької області). Закінчив 3 харківську гімназію (1894), фізико-математичний факультет Харківського університету (1898) та Харківський технологічний інститут (1903). Працював у власному проектному бюро (1903 – 1917). За його проектами зведено 125 будівель у Харкові, Катеринославі, Сумах, Луганську та інших містах. Автор теоретичних праць з питань будівництва. Створив топографічний план Харкова (1916, спільно із землеміром М. Жанрідом). Викладав у Промисловій академії, Індустріальному інституті Наркомвугілля, Харківському інженерно-будівельному інституті. Професор (з 1931). Голова Харківської міської єврейської общини (з 1944). Помер у Харкові. Похований на кладовищі № 3 [4].

***

«В списках памятников архитектуры Харькова значится 18 зданий, созданных архитектором Гинзбургом. Его произведения украшают и другие города Украины. Он автор книг, многочисленных статей, нескольких изобретений. Память об этом незаурядном человеке со временем стирается, а людей знавших его лично, с каждым годом становится все меньше. С ними уйдет в небытие образ невысокого, щуплого, подвижного человека в очках, неизменно чем-либо горячо увлеченного. Необыкновенно эрудированный, наделенный богатой творческой фантазией, он обладал редким даром предвосхищать технический прогресс. Выдающийся зодчий Александр Маркович Гинзбург родился в 1876 году в Славянске в семье состоятельного санитарного врача, потомственного почетного гражданина. Уже через год семья Гинзбургов переселилась в Харьков, где приобрела дом №11 по Сумской улице, угол 2-го Сумского переулка (ныне переулок Грабовского). Александр окончил с медалью гимназию, а затем университет. Родительские деньги и владение несколькими иностранными языками позволили ему объездить Европу, познакомиться с шедеврами мирового зодчества, достижениями и опытом строительства. В 1899 году он совершенствовался при Берлинском университете, затем поступил в Харьковский Технологический институт, где слушал лекции А. Н. Бекетова по архитектуре. Окончив институт с похвальной грамотой, получил диплом инженера-механика и право на ведение строительных работ» [5].

***

«В 1903 году Гинзбург построил рядом с домом родителей четырехэтажный собственный дом по совместному проекту с архитектором И. Загоскиным – оригинальное здание в стиле “модерн” с лепными украшениями на фасаде. В этом доме Гинзбург открыл строительную контору “Железобетон”. Позже в этом здании (пер. Грабовского, 4) находился популярный спортивный клуб “Золотая рыбка”. Под этим названием дом известен харьковчанам до настоящего времени. Александру Марковичу стали поступать многочисленные заказы не только из Харькова, но и из других городов. Дореволюционный центр Харькова отмечен многими домами, построенными по его проектам. Они разнообразны, но все созданы в стиле “модерн” и отражают эволюцию этого стиля от декоративного варианта до конструктивного. Это жилые дома на Сумской №№ 26, 45, 49, 65, 80, 108, на Пушкинской № 19, Чернышевской № 59, Рымарской № 23. В 1909 – 1912 гг. на средства, пожертвованные табачным фабрикантом П. Бурасом, Гинзбург построил дом еврейского благотворительного общества (Куликовская, 12, ныне ул. Мельникова). Теперь в этом здании помещается Национальная фармацевтическая академия. А для самого Бураса он возвел дом с башенкой (Куликовская, 6), напоминающий средневековый замок. Не сохранились, к сожалению, деревянные трибуны скакового и бегового ипподромов, сооруженные в 1903 – 1904 гг. в соавторстве с архитектором З. Харманским. Творческий почерк Гинзбурга проявился и в щедро украшенном лепкой особняке шведского посланника Мюнха на ул. Каразина» [1].

***

«Деятельность энергичного зодчего не ограничивалась проектированием. В 1916 году совместно с землемером Н. Жавридом Гинзбург организовал составление подробного плана Харькова с пригородами, снабженного подробным указателем. План был издан тиражом в 1000 нумерованных экземпляров и распространялся по подписке. В Харькове это ценное издание не сохранилось, и лишь недавно библиотека им. В. Г. Короленко получила в дар ксерокопию с оригинала, сохранившегося в библиотеке Конгресса США. Революция 1917 года разорила преуспевающего зодчего. Лишившийся всей своей собственности Гинзбург уехал в Ростов-на-Дону. Преподавал там до 1922 года, затем работал на стройках Донбасса. В Харьков возвратился в 1924 году, активно занимался промышленной архитектурой, участвовал в реконструкции фабрики им. Тинякова и других предприятий легкой промышленности. Он читал лекции в Инженерно-строительном институте и других вузах. В 1931 году Гинзбургу присвоено звание профессора. В 1934 и 1935 гг. вышли из печати две его монографии “Симметрия на плоскости” и “Симметрия на шаре”. В 1929 году Гинзбург запатентовал свое изобретение – оригинальные сетчатые пространственные конструкции для покрытий больших пролетов. К сожалению, этот замечательный проект недооценили и не внедрили в производство» [5].

***

«Благодаря блестящей математической подготовке в 1930-е годы Гинзбург стал одним из лучших в стране специалистов по акустике, проектировал акустические системы театров, Дворца пионеров, Дома Красной армии. В годы войны Александр Маркович был в эвакуации в Тбилиси, где преподавал в вузах. Возвратившись в Харьков, Гинзбург узнал о зверском уничтожении евреев фашистами. Ранее далекий от национальных проблем, теперь он со свойственным ему пылом увлекся возрождением еврейских национальных традиций. Продолжая заниматься педагогической деятельностью, он одновременно принимал участие в организации городской еврейской общины, председателем которой его избрали. Гинзбург добился предоставления общине помещения в доме № 8 на Сумской (здание не сохранилось). Но антисемитская кампания, проводившаяся в послевоенные годы, затронула и Александра Марковича. Власти закрыли общину, а Гинзбурга отстранили от педагогической работы» [1].

***

«Ни в чем не повинный, одинокий пожилой человек, лишившись работы, не стал никого обременять просьбами о помощи. Кое-как перебиваясь, Гинзбург захворал, попал в больницу, где и скончался в 1949 году. Оставшиеся немногочисленные друзья-архитекторы тихо похоронили его на 3-ем городском кладбище. Память об ушедшем стала стираться. Только в конце 1970-х вспомнили о заслугах выдающегося инженера-архитектора. Появилась статья о нем в журнале “Строительство и архитектура”, в монографиях стали отдавать должное его вкладу в развитие архитектуры и строительной техники» [5].

Джерела

1.Воловик, Л. Александр Маркович Гинзбург : к 130-летию со дня рождения // Дайджест-Е. – 2006. – № 8. – С. 1 : фот.

2. Иванов, М. Модерн от Гинзбурга // Сегодня. – 2017. – 24 марта. – С. 24 : фот.

3. Кодин, В. Ромашки Гинзбурга // Вечерний Харьков. – 1997. – 14 янв.

4. Куделко, С. Гінзбург Олександр Маркович // Харківщина : енциклопед. слов. / редкол.: С. І. Посохов та ін. – Харків, 2014. – С. 86: фот.

5. Лейбфрейд, А. Замечательный зодчий, ученый и педагог // Шалом. – 1994. – № 5. – С. 3 : фот.

6. Можейко, И. Александр Маркович Гинзбург (1876 – 1949) // 100 знаменитых харьковчан. – Харьков, 2004. – С. 60–62 : портр.

7. Ясиевич, В. Е. От модерна к конструктивізму : творчество архитектора А. М. Гинзбурга (1876 – 1949) // Строительство и архитектура. – 1976. – № 9. – С. 27–31.

Комментариев нет:

Отправить комментарий