Дошку
на честь О.
О. Кокеля
відкрито 15 березня 2006 року
за адресою Мироносицька вулиця, 93. Скульптор О. Рідний.
«В цьому будинку з 1933 по 1956 роки мешкав засновник
харківської вищої художньої школи професор О. О. Кокель» [Паралельний текст чуваською мовою].
Васильев,
В. А. Алексей Афанасьевич Кокель 1880 – 1956. Жизнь и творчество. – 2-е изд.,
испр. и доп. – Чебоксары : Пегас, 2009. – С. 280–284 :
Об открытии мемориальной доски А. А. Кокелю в Харькове 15 марта
2006 г. при участии делегации деятелей культуры Чувашии.
З історії харківської художньої школи: О. О. Кокель
Кокель Алексей Афанасьевич (1(13).03.1880 – 4.02.1956) –
художник, педагог. Родился в с. Тарханы
Симбирской губернии (ныне Чувашская республика).
Окончил живописный факультет Санкт-Петербургской академии художеств (1912) и
высшие педагогические курсы при ней. Преподавал в Харьковском художественном
училище (с 1916). Один из основателей и первый ректор Харьковского
художественного техникума (1921–23). Преподавал в Харьковском инженерно-строительном
институте (с 1930). Профессор и заведующий кафедрой рисунка Харьковского
художественного института (1938 – 1956). Один из создателей высшей
художественной школы Харькова. Один из основателей литературно-художественного
общества «Союз искусств» (1917) и «Ассоциации художников Красной Украины»
(1924). Член Союза художников Украины (с 1938). Автор живописных и графических
работ. Умер в Харькове. Похоронен на Лютеранском кладбище. [5; 1, с. 308–327].
***
«1
января 1916 года А. А. Кокель прибыл в Харьков на педагогическую
работу. Новое здание художественного училища в украинском стиле украшало
Каплуновскую улицу. Для жилья новому преподавателю была выделена комната в
мансарде училища. Она же служила ему мастерской. Подниматься в нее надо было в
темноте по узкой крутой лестнице, но зато из небольших окон виднелась
Каплуновская церковь, обрамленная красивой панорамой города. Алексей
Афанасьевич любил смотреть на ее золотые купола в лучах заходящего солнца <…>.
После бурных событий 1917–1919 годов Харьков стал первой столицей Украины,
что способствовало его развитию как культурного центра. В искусстве этот период
характеризуется особенным развитием агитационного направления и графики. 1 мая
1918 года А. А. Кокель назначается заведующим секцией изобразительного
искусства политического управления Харьковского окружного военного
комиссариата. Так выдающийся живописец и блестящий рисовальщик по велению
сурового времени становится одним из создателей украинского плаката. С именем
А. Кокеля связано большое количество монументальных работ первых
революционных лет Харькова: панно, оформление праздников, росписи агитпоездов…
В
мае 1920 года на базе училища были организованы художественные
индустриальные мастерские, просуществовавшие лишь год. В 1921 году
Наркомпрос Украины принял решение, закрыв мастерские, организовать
художественный техникум на правах вуза. Это важное дело было возложено на А. А. Кокеля.
Алексей Афанасьевич со свойственной ему настойчивостью активно включился в
многочисленные организационные вопросы. В сентябре 1921 года техникум
начал работу, став первым на Украине высшим художественным учебным заведением.
А. А. Кокель стал его первым ректором.
<…>
1933 год в жизни семьи Кокелей ознаменовался долгожданным радостным событием –
приобретением трехкомнатной квартиры в первом в Харькове кооперативном доме,
построенном работниками искусства (ул. Дзержинского, 93, кв. 44). Квартира
Кокелям досталась на первом этаже, однако она после небольшой полуподвальной
комнатки в художественном институте показалась им огромной – 70 квадратных
метров. Больше всех был счастлив Алексей Афанасьевич, так как он, наконец,
впервые заимел свою мастерскую, под которую отвели отдельную комнату площадью
15 квадратных метров. Чуть позже в зале поставят рояль. Его чудесные, чистые
звуки сольются в гармонии со светлой палитрой художника. <…> Война нанесла
невосполнимый урон не только здоровью, но и творческому наследию художника.
Когда стало ясно, что в город вот-вот ворвутся немецкие захватчики, А. А.
Кокель решил укрыть свои картины и архив, закопав их во дворе своего дома.
Однако во время налета фашистской авиации на город одна из бомб угодила во
двор. Дом был частично разрушен, стекла полностью выбиты. А бесценные творения
художника погибли, как солдаты в неравном бою. Немые свидетели ужасной картины
– стены дома, и сегодня хранящие рубцы от осколков» [1, с. 172–174,
179–185, 198, 225].
Джерела
1. Васильев, В. А. Алексей
Афанасьевич Кокель 1880 – 1956. Жизнь и творчество. – 2-е изд., испр. и доп. –
Чебоксары : Пегас, 2009. – 336 с.
2. Великий мастер. Портрет
сквозь призму времени : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ.
130-летию со дня рождения выдающегося худож., педагога и обществ. деятеля А. А. Кокеля
(Харьков – Чебоксары – Тарханы, 13–19 марта 2010 г.). – Чебоксары :
Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. – 136 с.
3. Дюженко, Ю. Заслужена шана // Радянська культура. –
1955. – 5 жовт.
До 75-річчя від дня народження
професора Харківського художнього інституту О. О. Кокеля.
4. Кокель Олексій Опанасович // Митці України :
енциклопед. довід. – Київ, 1992. – С. 307.
5. Константинов, В. Ф. Кокель
Алексей Афанасьевич /
В. Ф. Константинов,
Е. А. Несвит // Выдающиеся
педагоги высшей школы г. Харькова :
биогр. словарь. – Харьков, 1998. – С. 318–319 : фот.
6.
Мизгіна, В. В. Кокель Олексій Опанасович / В. В. Мизгіна,
В. О. Васильєв // Енциклопедія Сучасної України. – Київ, 2013. –
Т. 13. – С. 695 : фот.
Комментариев нет:
Отправить комментарий