Страницы

Чехословацький окремий батальйон


Дошку на честь Чехословацького окремого батальйону відкрито у 24 травня 1968 році за адресою провулок Шота Руставелі, 10 на будівлі лікарні № 11 (колишня школа № 18).

«У цьому будинку в березні 1943 року перебував штаб Чехословацького окремого батальйону на чолі з генералом армії Людвиком Свободою, воїни якого брали участь у визволенні від німецько-фашистських загарбників міст і сіл України».

Материалы к Своду памятников истории и культуры народов СССР по Украинской ССР / Укр. о-во охраны памятников истории и культуры. – Киев : [б. и.], 1984. – Вып. 2 : Харьковская область. – С. 224.
У 1968 році на фасаді будівлі по провулку Шота Руставелі, 10, встановлено мраморну меморіальну дошку.
З історії визволення Харкова: Чехословацький окремий батальйон

«Свобода Людвик (25.11.1985 – 20.09.1979) – державний і військовий діяч Чехословаччини. Народився у с. Грознегін. Учасник Першої світової війни. Кадровий військовий, викладав у Військовій академії (1931 – 1934). Після окупації Чехословаччини німецько-фашистськими військами – в еміграції. Організував на території Польщі військову частину, із якою перейшов до СРСР (вересень 1939). У 1942 р. сформував 1-й чехословацький батальйон, з яким брав участь у Харківській оборонній операції в березні 1943 р. У 1943 – 1945 рр. брав участь у звільненні України та Чехословаччини від німецько-фашистських загарбників. Міністр національної оборони Чехословаччини (1945 – 1950), начальник Військової академії (1955 – 1959), президент ЧРСР (1968 – 1975). Герой Радянського Союзу (1965). Помер у Празі» [3].
***
«30 сентября 1938 года президент Чехословакии Бенеш капитулировал перед Гитлером. Чешская армия была демобилизована. Офицеры, не желавшие оставаться под пятой оккупантов, эмигрировали в Польшу. Там они достигли соглашения с военным атташе СССР, будущим маршалом П. С. Рыбалко о своем переходе на советскую территорию. Грянувшее в сентябре 1939 года гитлеровское нападение на Польшу застало их в Западной Украине, в Каменец-Подольске. Оттуда 800 чешских воинов были перевезены в Суздаль. Затем большая часть из них по требованию эмигрантского чешского правительства уехала на Средний Восток воевать на стороне союзников. Но небольшая группа офицеров во главе с Л. Свободой осталась в СССР.
После нападения Гитлера на Советский Союз 27 сентября 1941 года было достигнуто соглашение между правительствами СССР и Чехословакии о формировании новых чехословацких воинских частей под командованием Л. Свободы. Местом дислокации союзников был определен город Бузулук на Южном Урале. Туда направлялись граждане Чехословакии, избежавшие фашистской оккупации, бывшие бойцы интербригад, советские граждане чешской и словацкой национальности. Упорная работа по формированию боеспособного батальона продолжалась весь 1942 год. 28 октября батальон принял присягу. 30 января 1943 года первая союзническая воинская часть в составе Красной Армии специальным эшелоном отбыла на фронт. В ней было 36 офицеров, 227 младших командиров и 663 рядовых. Путь на передовую был долгим и пролег через Куйбышев, Острогожск, Белгород.
1 марта 1943 года воины прибыли в Харьков, пересекли Конную площадь и разместились в здании школы в переулке Руставели, о чем и сегодня напоминает мемориальная доска. Ночью 3 марта батальон был поднят по тревоге. Бойцы получили приказ занять оборону на десятикилометровом рубеже по берегу реки Мжа на окраине села Соколово с задачей не пропустить к Харькову ни одного вражеского танка. Само село должна была оборонять 1-я пехотная рота под командованием капитана Отакара Яроша. Батальону были приданы две батареи противотанковых орудий. Каждый боец получил по две противотанковые гранаты. Четыре дня под грохот все усиливающейся канонады бойцы рыли в промерзшей земле окопы, строили укрытия и доты. Бой начался после полудня 8 марта и сразу принял ожесточенный характер. Фашистские танки атаковали Соколово с разных направлений, что значительно затрудняло корректировку артиллерийского огня. В донесении Военного Совета 4-ой танковой армии сообщалось: ”3 часа 30 минут длился ожесточенный бой между пехотой батальона и танками противника. Рота под командованием капитана Яроша, уничтожив 19 немецких танков, 6 бронетранспортеров и до 400 вражеских автоматчиков, ни на шаг не отошла от занимаемого рубежа и полностью погибла в бою”.
Позиции на Мже батальон удерживал еще пять дней и прорыва врага не допустил. 13 марта батальон получил приказ отступать. 15 марта он пересек Северский Донец и вышел из возникавшего в районе Харькова кольца окружения. В дальнейшем батальон находился в резерве Воронежского фронта. К 9 мая он был переброшен в Новохоперск, где на его основе была сформирована 1-я Чехословацкая отдельная пехотная бригада. После боя у Соколово 86 чехословацких воинов были награждены орденами и медалями, а Отакар Ярош стал первым иностранным гражданином, который получил звание Героя Советского Союза (посмертно)» [1].
***
Зі спогадів Людвіга Свободи:
«1 марта 1943 года. Завершен последний, почти 100-километровый переход – Первый чехословацкий отдельный батальон вступает в разрушенный Харьков. Когда-то цветущий, один из крупнейших промышленных центров СССР, теперь Харьков во фронтовой полосе: большинство зданий разрушено, в городе много войск и боевой техники. В Харькове наш батальон разместился в средней школе, одном из немногих уцелевших больших зданий города. Сначала нам предложили отдохнуть. Но вечером 2 марта прибыл курьер и привез приказ: ”Командиру 1-го чехословацкого отдельного батальона полковнику Свободе. Явитесь в штаб немедленно”. Вскоре мы с заместителем командующего Воронежским фронтом генерал-лейтенантом Д. Т. Козловым стояли у карты нашего участка фронта. Козлов ознакомил с обстановкой, сложившейся на фронте: противник, сосредоточив крупные силы танковых и моторизованных войск, рвется к Харькову с юга и уже подходит к важным узлам обороны – Змиеву и Мерефе. Наши войска на этом направлении понесли значительные потери. Численность личного состава некоторых полков уменьшилась до батальона. Поэтому на данном участке фронта чехословацкий батальон оказался наиболее свежей и хорошо вооруженной частью. Нам выдали топографические карты, и мы получили первую боевую задачу: сегодня ночью выйти из Харькова, прибыть в район реки Мжи и занять оборону на ее южном берегу у села Соколово. Козлов еще раз повторяет задачу: ”Не пропустить к Харькову через Мжу ни одного вражеского танка. Ясно?” – ”Все ясно, товарищ генерал-лейтенант”. Мы в батальоне. В небольшой классной комнате собираются офицеры штаба и командиры подразделений. Голоса спокойны и решительны, внимание обострено. Шелестят карты, ставятся боевые задачи, уточняются вопросы. Подразделения батальона покидают здание школы и, соблюдая тишину, выстраиваются на улице. В этих краях, наверное, не бывает более неприятной погоды, чем в мартовские ночи. Пронизывающий холодный ветер, лужи, покрытые непрочным льдом, с черного неба падает густой снег с дождем. Такая погода стояла в ту ночь на 3 марта, когда наш батальон двумя колоннами вышел из Харькова. Низко, над самым горизонтом, то и дело вспыхивали разноцветные ракеты – характерный признак близости фронта. Изредка до нашего слуха доносились глухие звуки артиллерийской канонады» [2].
Джерела
1. Мелихов, В. За свободу с Людвиком Свободой // Харківяни. – 2003. – № 10. – С. 3 : фот.
2. Свобода, Л. От Бузулука до Праги / пер. с чеш. С. Грачева, Ф. Петрова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва, 1969. – С. 100–104.
3. Чорний, Д. Свобода Людвик // Харківщина : енциклопед. слов. / редкол.: С. І. Посохов та ін. – Харків, 2014. – С. 323 :фот.

Комментариев нет:

Отправить комментарий