Страницы

Нікітін В. К.



Дошку на честь В. К. Нікітіна відкрито 11 травня 2018 року за адресою вулиця Ярослава Мудрого, 25 на фасаді Харківського Національного автомобільно-дорожнього університету. Автор дошки – скульптор А. Поливода.
 
«В цій будівлі у 1959 – 1982 роках працював головний конструктор рекордно-гоночних автомобілів ХАДІ, заслужений майстер спорту СРСР, рекордсмен світу Володимир Костянтинович Нікітін».

1. Увековечат память выдающихся харьковчан // Время. – 2017. – 21 февр. – С. 1.
Про прийняття рішення міською топонімічною комісією щодо встановлення меморіальних дошок, зокрема В. К. Нікітіну.
2. Булат, В. Конструктор, обогнавший время // Время. – 2018. – 15 мая. – С. 3 : фот.
Про відкриття меморіальної дошки В. К. Нікітіну11 травня на фасаді головного навчально-лабораторного корпусу ХНАДУ.

Із історії харківського спорту: В. К. Нікітін

Нікітін Володимир Костянтинович (2(15). 07.1911 – 20.09.1992) – автогонщик, конструктор гоночних автомобілів. Народився на Північному Кавказі. Сирота, виховувався у дитбудинках. Закінчив середню школу у с. Пересічне Харківської області (1926) і ФЗУ при Харківському паровозобудівному заводі. Працював на підприємствах Харкова. Учасник Другої світової війни, нагороджений орденами і медалями. Працював на автобазі Харківського міськкому КПУ, керував нею (з 1946). З 1950 р. займався автоспортом, власноруч побудував кілька гоночних автомобілів, на яких встановив багато всесоюзних та світових рекордів. У 1959–1982 рр. працював на різних посадах у Лабораторії швидкісних автомобілів Харківського автомобільно-дорожнього інституту, де створювалося чимало гоночних автомобілів. Підготував багатьох майстрів спорту і рекордсменів країни. Заслужений майстер спорту СРСР. Помер у Харкові. Похований на кладовищі № 13 [2, 3].
***
«Боевой путь фронтового шофера Никитина начался с берегов Северского Донца и продолжался долгих четыре года. Как будущий рекордсмен исполнил свой воинский долг, скупо и объективно говорят ордена и медали, заслуженные им на передовой. Война научила Никитина не только лихой езде на предельной скорости под пулями и снарядами, но и автослалому среди воронок. Все военные годы любознательный водитель пытливо изучал технику – нашу и зарубежную, сравнивал, оценивал. Наиболее интересное до мельчайших подробностей откладывалось в памяти. Демобилизовавшись в октябре 1945 года, Никитин вернулся на старое место работы – в гараж харьковского горкома, стал его техническим руководителем. Но теперь ему было мало рутинного обслуживания легковушек. Хотелось творить свое, новое. И вскоре в пустовавшем углу гаража появилась не совсем обычная мастерская. После многомесячных бдений над эскизами, расчетами, деревянными моделями родился чертеж первого скоростного автомобиля “Харьков”. Воплотить задуманное в металл помогли опытные механики: весь коллектив автохозяйства загорелся идеей сотворить машину, способную на невиданные скорости. Первым автодромом гонщика Никитина стал прямой, как стрела, участок Московского проспекта до стадиона ХТЗ. Здесь перед заездами собирались знатоки, о никитинской машине говорили, как о чем-то совершенном, опережающем время. Фотографии рекордсмена обошли все газеты и журналы. Одна за другой появлялись новые модификации автомобиля. На “Харькове-2” и “Харькове-3” Никитин установил 16 всесоюзных рекордов, три из которых превзошли мировые. Первым из советских гонщиков он превысил скоростной рубеж 200 км/час. Четырехколесные творения самоучки Никитина заставили его вникнуть в тайны аэродинамики, сопромата и других академических дисциплин. Когда рекордные старты пришлось перенести в Чугуев, на взлетную полосу аэродрома, даже опытнейшие авиаторы восхищались глубиной его инженерной компетенции и технической эрудиции.
Шли годы, имя Никитина начало исчезать с газетных страниц. Казалось, что потолок скорости достигнут, большего добиться невозможно. Но сам гонщик думал иначе. В кустарных условиях гаража, пусть даже очень хорошего, сложно говорить о более совершенных моделях. И Никитин решил откликнуться на приглашение автомобильно-дорожного института – создать специальную лабораторию спортивных машин. Помогать ему вызвались ученые с большими именами, которые видели в Никитине равного специалиста, умевшего мыслить масштабно и нестандартно. За двадцать с лишним лет, отданных ХАДИ, он успел не только создать буквально из ничего современную лабораторию, но и сформировать самостоятельную школу автоконструкторов, зажечь искорки творчества в сердцах сотен юношей и девушек. Многие молодые люди поступали в институт лишь затем, чтобы после занятий работать “у самого Никитина”, своими руками создавать красивые и стремительные чудо-автомобили. Безупречно аккуратный и вежливый, Владимир Константинович раньше всех приходил в лабораторию и позже всех ее покидал. Никогда не знал особого достатка: зарплата и премии уходили на создание новых машин. Он жил, грезил, дышал только любимым делом. Когда его бесцеремонно выжили из лаборатории, созданной своими руками, для него это стало тяжелым ударом. Оправиться от него закаленный, казалось бы, Никитин так и не смог» [1].
***
«Бесспорными лидерами автомобильного спорта в начале 1950-х годов были московские и горьковские конструкторы и гонщики. Имея крупнейшие автозаводы и, следовательно, первоклассную техническую базу, они находились в более выгодных условиях, чем соперники из других городов. Каково же было удивление специалистов, когда из Харькова пришло сенсационное сообщение: никому не известный гонщик Никитин на автомобиле собственной конструкции установил два всесоюзных рекорда скорости. С этого времени Никитин ежегодно показывал абсолютные рекорды скорости, не оставляя конкурентам никаких шансов. Один за другим появлялись его новые, усовершенствованные автомобили. Их скорость, по выражению одного из гонщиков той эпохи, давно перешагнула разумные пределы. До 1 мая 1952 года харьковчане установили 42 всесоюзных рекорда, из которых 20 были на счету Никитина. Не имея ни мощной автомобильной промышленности, ни соответствующих НИИ и КБ, наш город громко заявил о рождении новой, харьковской школы в автомобильном спорте» [5].
Джерела
1. Грот, Ю. Потолок скорости // История физической культуры и спорта на Харьковщине (люди, годы, факты) / Ю. Грот, Н. Олейник. – Харьков, 2005. – Т. 2 : 1951 – 1974. – С. 20–24 : фот.
2. Ефанова, М. Харьковский автомобиль попал в книгу рекордов Гиннеса // Вечерний Харьков. – 2011. – 16 июля. – С. 4 : фот.
До 100-річчя з дня народження В. К. Нікітіна встановлено пам'ятник на його могилі.
3. Клименко, В. Нікітін Володимир Костянтинович / В. Клименко, Л. Прилуцька // Харківщина : енциклопед. слов. / Редкол.: С. І. Посохов та ін. – Харків, 2014. – С. 250 : фот.
4. Шевченко, Л. «Лучший человек в нашей жизни» – так называют Владимира Никитина его бывшие студенты // Время. – 2011. – 19 июля. – С. 4 : фот.
5. Шубенко, Н. Бросок в неизведанное // Событие. – 2002. – № 39. – С. 22 : фот.

Комментариев нет:

Отправить комментарий