Страницы

Биков Л. Ф.



Дошку на честь Л. Ф. Бикова відкрито 23 лютого 2002 року за адресою вулиця Культури, 12. Художник – М. Куцевий.

«В цьому будинку мешкав (1951–1960) видатний актор театру та кіно, кінорежисер, народний артист України Леонід Федорович Биков».

1. В честь Леонида Быкова // Слово ветерана. – 2002. – 16 февр. – С. 5 : фот.
2. Володина, А. Возвращение Леонида Быкова // Слобода. – 2002. – 26 февр. : фот.
3. Ковальчук, Н. Харьковчанин, который стеснялся носить галстук и ездить на автомобиле // Событие. – 2002. – № 9. – С. 8: фот.
4. Павленко, Е. Дом надежд Леонида Быкова // Городская газета. – 2002. – 7 марта. – С. 9 : фот.
5. Тараненко, М. Талантом зміряне визнання // Слобідський край. – 2002. – 26 лют.
6. Хомайко, Ю. Он и умер в бою… // Вечерний Харьков. – 2002. – 23 февр. – С. 1.
23 лютого відкрито меморіальну дошку Л. Ф. Бикову на будинку, де він жив (вул. Культури, 12). Автор портрета на дошці – художник М. Куцевий.

З історії харківського театру: Л. Ф. Биков


Биков, Леонід Федорович (12.12.1928 – 11.04.1979) – актор театру і кіно, кінорежисер. Народився у с. Знаменка (нині у складі смт Черкаське Донецької області). Закінчив Харківський театральний інститут (1951). Актор Харківського українського драматичного театру ім. Шевченка (1951–1960), актор і режисер кіностудії «Ленфільм» (1960–1969) та Київської кіностудії ім. Довженка (з 1969). Член Спілки кінематографістів УРСР. Заслужений артист РРФСР (1965), народний артист УРСР (1974), лауреат Державної премії УРСР ім. Шевченка (1977). Загинув в автокатастрофі на шосе Київ – Димер. Похований у Києві на Байковому цвинтарі. [7].
***
«Его помнят комическим Паташоном в капустнике и балагуром Труффальдино в студенческом спектакле "Слуга двух господ". Он был прилежен в учебе, любил петь, прекрасно танцевал, проявлял недюжинные способности в фехтовании и акробатике. Комедийный талант Быкова был очевиден. Но была в его студенчестве и серьезная роль в курсовом спектакле "Репортаж с петлей на шее" Ю. Фучика. На третьем курсе института его пригласил в театр имени Т. Г. Шевченко сам Марьян Крушельницкий. В дебютной роли лихого матроса Паллады в "Гибели эскадры" он подкупил харьковскую публику. Успешный дебют открывал Быкову дорогу к большому ролевому репертуару. Какие же козыри были у артиста? Ведь он не обладал ни внушительной внешностью, ни завидным голосом. Быков принес в театр новую меру сценической органики. Ему претили наигрыш, ложная патетика, всяческая фальшь. Он брал своей непосредственностью, искренностью, артистическим чутьем. Он был узнаваем в играемых персонажах и неисчерпаемо изобретателен в художественных находках. Характерной его чертой была импровизационность» [6].
***
Из воспоминаний актера Н. Борисенко:
«Я был первым человеком, с которым познакомился Леня Быков, приехав в Харьков в 1947 году. Он стоял с чемоданом на площади Тевелева и тщетно пытался выяснить у спешащих прохожих, как пройти в театральный институт. А я уже окончил первый курс этого института. Пошли вместе. И с тех пор много лет  были неразлучны. Потом и квартиры в одном доме получили. Когда Леня начал играть в театре и особенно в кино, передвигаться с ним по городу стало весьма затруднительно. Его все узнавали, все хотели с ним пообщаться. "Вы ошиблись, я не Быков, " – как-то сказал Леня очередному поклоннику, пытаясь побыстрее уйти. И услышал в ответ: "Да что вы мне говорите! Быков! Я лучше знаю". А вообще Леня был очень внимательным к людям, мягким и доверчивым» [8].
***
Из воспоминаний актрисы С. Чибисовой:
«В театре каждая роль была у него бриллиантом. Комиком Леня был потрясающим, большим выдумщиком и шутником. В комедии "Шельменко-денщик" у него была маленькая роль без слов – гостя на свадьбе. Загримированный под старика Быков сидел на лавочке, опираясь на палку, и медленно засыпал, палка падала. Публика в основном на него и реагировала. Игравший Шельменко народный артист не на шутку сердился: что это, мол, позволяет себе молодой актер, тянет на себя одеяло, пускай не спит и палку не роняет. Так Леня потом просто сидел, а зрители все равно хохотали. Каким-то непостижимым образом он притягивал к себе внимание. У Быкова было такое положительное обаяние, что когда он сыграл стилягу в спектакле "Улица Трех соловьев, 17" (а это было время борьбы со стилягами), то это вызвало нарекания со стороны критиков и начальства. Слишком уж привлекательным получился его персонаж. Смешным, но уж никак не отталкивающим, как требовалось по идейному замыслу. И в жизни веселый человек, мастер розыгрышей, Леня тем не менее мечтал о серьезных драматических, даже трагических ролях. Например, о роли Акакия Акакиевича в гоголевской "Шинели". При всей своей деликатности и бытовой скромности он остро переживал творческую неудовлетворенность в театре. Публика Леню боготворила. И это началось еще до его киношной карьеры. А уж после фильмов "Судьба Марины", "Укротительница тигров", "Максим Перепелица" любовь к нему стала воистину всенародной. Куда бы мы ни приезжали, везде прежде всего спрашивали: "А Быков приехал? " Популярность его стала необыкновенной. Если честно, это задевало наших корифеев. Лене не давали достойных ролей, не разрешали ездить на съемки. И он решил уйти из театра. Говорят, незаменимых не бывает. Неправда! Быкова никто не заменил» [8].
***
Из воспоминаний заведующего кафедрой университета искусств А. Литко:
«Леня часто устраивал сценические поединки: кто кого перефантазирует в предлагаемых обстоятельствах спектакля. И всегда выигрывал, даже у такого аса, как Михайло Покотило. Однажды он так разыграл Покотило в комедии "С любовью не шутят", что тот рассмеялся на сцене и по условиям пари должен был в тот же вечер устроить ужин в гостинице для всей честной компании» [6].
***
Из воспоминаний актера В. Антонова:
«В 1958 году меня, студента третьего курса, пригласили в театр имени Шевченко на роль Олега в пьесе Розова "В поисках радости". Это и в самом деле была большая радость: играть на сцене прославленного театра, рядом со знаменитыми актерами. Но самое главное – эту же роль играл Леонид Быков! Меня ввели на эту роль потому, что Быков часто уезжал на съемки фильма "Добровольцы". Я смотрел на него, как на Бога. Леонид Федорович сразу же попросил называть его просто Леней. Он был очень прост в общении. Я никогда не успевал поздороваться с ним первым – ему всегда удавалось сделать это раньше. Случалось нам с ним подолгу сидеть и разговаривать в скверике у Зеркальной струи… В театре тогда были в моде шутки, розыгрыши, импровизации. Одному актеру, который по ходу пьесы ел колбасу с тарелочки, Быков устроил сюрприз: прошил все кусочки колбасы одной ниточкой. Актер накалывает кружочек на вилку, а за ним тянется колбасный серпантин, с которым он не может справиться. На такие шутки не обижались, старались что-то придумать в ответ. Скажете, пустяки? А ведь врезаются в память, вспоминаешь и смеешься» [8].
***
Из воспоминаний актрисы Е. Тимофеенко:
«После фильма "Максим Перепелица" с Леней нельзя было запросто ходить по улицам. На Сумской, завидя его, прохожие столбенели, раскрыв рты, а потом удивленно повторяли на разные лады: "Быков, Быков! " Он страдал от этого, говорил спутникам: "Идем скорей отсюда". Публика ходила на все спектакли с его участием. Но "старики" театра завидовали его славе. Помимо своей воли Быков нарушал "закон восторгов" – именитые актеры иной раз не получали столько аплодисментов, сколько выпадало на его долю. Леня уходить из театра не хотел, а о руководстве слагал частушки» [6].
***
«Дом №12 по улице Культуры ничем не отличается от своих соседей – обычных серых пятиэтажек. Здесь жил народный артист Украины Леонид Быков, но до недавнего времени знали об этом лишь немногие харьковские друзья актера. Но город не забыл своего героя, и теперь на доме появилась мемориальная доска. Ее торжественное открытие было приурочено к Дню защитника отечества, ведь лучшие картины Леонида Федоровича – настоящие киногимны поколению людей, чья юность пришлась на военные годы. "Люди в форме" любят Быкова и сейчас: на открытии доски были и летчики, и ветераны войны. Приехали его земляки из Донбасса, пришли актеры театра имени Шевченко. Открывала доску дочь Быкова Марьяна, удивительно похожая на отца. "Я впервые нарушаю семейную традицию не говорить об отце публично, – сказала Марьяна Леонидовна, – и нарушаю ее только ради этого дома. Я здесь родилась и провела первые полтора года жизни. С ним были связаны многие воспоминания отца – о молодости, о надеждах. Спустя много лет, в 1995-ом, мы с мамой вернулись в Харьков. Это удивительно теплый город, поверьте, мне есть, с чем сравнивать"» [5].
Джерела
1. Карнацевич, В. Быков Леонид Федорович (1928–1979) // 100 знаменитых харьковчан / В. Карнацевич. – Харьков, 2005. – С. 64–68 : фот.
2. Кириллов, Д. Судьбу Леонида Быкова определила его первая роль // Комсомольская правда в Украине. – 2004. – 5 янв. – С. 13 : фот.
3. Литко, А. Человек на все времена // Время. – 1998. – 12 дек. : фот.
4. Макарова, М. «Которого любили все» : до 80-річчя з дня народж. Л. Бикова // Харківський архівіст. – Харків, 2008. – № 2. – С. 136–141 : фот.
5. Павленко, Е. Дом надежд Леонида Быкова // Городская газета. – 2002. – 7 марта. – С. 9 : фот.
6. Седунова, Е. Солдатский актер // Событие. – 2003. – № 35. – С. 16 : фот.
7. Тримбач, С. В. Биков Леонід Федорович // Енциклопедія Сучасної України. – Київ, 2003. – Т. 2. – С. 596–597 : фот.
8. Хомайко, Ю. Везунчик? // Вечерний Харьков. – 1998. – 12 дек. : фот.
Про Л. Ф. Бикова згадують його колеги з Харківського театру ім. Т. Г. Шевченка.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий