Страницы

Дрінов М. С.



Дошку на честь М. С. Дрінова відкрито 14 травня 2005 року за адресою Університетська вулиця, 23 на фасаді Центральної наукової бібліотеки Харківського національного університету ім. В. Н. Каразіна.
 
«Марін Дрінов. Тут працював з 1873 до 1906 року професор Харківського Імператорського університету Марін Дрінов, перший Голова Болгарської академії наук».

1. На відкритті меморіальної дошки М. Дрінову (вул. Університетська, 23). Травень 2005 р. : [фотографія] // UNIVERSITATES : наука и просвещение. – 2005. – №3. – С. 11.
2. Холманская, Л. Харьковская школа болгаристики – лучшая в Украине // Вечерний Харьков. – 2005. – 17 мая. – С. 4.
14 травня на колишньому корпусі університету (вул. Університетська, 23) за участю болгарської делегації було відкрито меморіальну дошку М. С. Дрінову.

З історії Харківського університету: М. С. Дрінов


Дрінов Марин Степанович (20.10.1838 – 28.02(13.03).1906) – вчений-славіст, громадський діяч. Народився у м. Панагюріште (Болгарія). Закінчив Київську духовну семінарію (1861) і Московський університет (1865). Співзасновник Болгарського наукового товариства (1869). Працював на історико-філологічному факультеті Харківського університету (1873 – 1877, 1879 – 1906), професор слов’янознавства (з 1876). Доктор слов’янської словесності (1876). Автор праць із слов’янської історії, літератури, етнографії. У 1877 – 1879 рр. жив у Болгарії, був міністром народної освіти у тимчасовому уряді Болгарського князівства. Один із авторів першої болгарської конституції, ініціатор обрання Софії столицею. Основоположник історичної науки в Болгарії, автор єдиної болгарської орфографії. Голова Харківського історико-філологічного товариства (1890 – 1897). Член-кореспондент Санкт-Петербурзької Академії наук (з 1898). Почесний член ряду слов’янських академій наук. Помер у Харкові, похований у Софії [7].
***
«Из 44 лет, проведенных Дриновым за пределами своей родины, три долгих десятилетия он жил и работал в Харькове. В первый раз Дринов приехал в Харьков весной 1873 г. на 35-м году своей жизни. 25 и 26 мая он выступил перед советом исторического факультета с двумя пробными лекциями, на основании которых совет университета 8 августа утвердил его в должности доцента кафедры славяноведения. Тем же летом Дринов поселился в Харькове, где 20 сентября состоялась его первая лекция перед студентами. Приступив к преподавательской деятельности, молодой доцент с присущим ему рвением немедленно занялся подготовкой докторской диссертации. Через три года он с блеском ее защитил и тогда же, в 1876 г., стал профессором. На следующий год, после состоявшейся в Москве свадьбы, он привез в Харьков жену. Дринов обзавелся здесь собственным домом, где родились трое его детей и где через тридцать лет он скончался. Харьковский период жизни Дринова прерывался лишь однажды, когда в связи с русско-турецкой войной он два года провел в Болгарии. Дринов гордился тем, что среди студентов университета были и его соотечественники. Многие из них были приняты сюда лишь благодаря содействию Дринова, он постоянно хлопотал о назначении им стипендий или материального пособия, снабжал книгами. Встречаясь с соотечественниками в своем двухэтажном особняке на Холодной горе, он как будто дышал воздухом далекой Болгари.
Среди коллег по факультету ближайшими друзьями Дринова стали его сверстники А. А. Потебня и А. С. Лебедев. Особенно близок Дринову духовно и по научным интересам был его ровесник Александр Потебня – выдающийся лингвист, литературовед и этнограф, создавший в Харькове научную школу славянской филологии. Из учеников М. Дринова его близкими друзьями стали М. Г. Халанский, Н. Ф. Сумцов и В. П. Бузескул. Ученики и коллеги Дринова в своих воспоминаниях нарисовали яркий, обаятельный облик человека и педагога. “Это не был гордый недоступный ученый, замкнутый и сухой, – писал В. П. Бузескул, – это был мягкий, добродушный, необыкновенно простой и скромный человек”. Дринов не стремился подавить своих слушателей собственным авторитетом, заслугами. Его лекции носили характер непринужденной беседы, в ходе которой одна за другой ставились и обстоятельно рассматривались научные проблемы. При этом критика чужого мнения сочеталась с уважительным отношением к личности его автора. Ученикам Дринова запомнились глубокая эрудиция профессора, его умение проводить занятия эмоционально и увлекательно» [6].
***
Из воспоминаний профессора В. П. Бузескула:
«Славяноведение, в частности историю славян, нам преподавал М. С. Дринов. Болгарин родом, член всех славянских академий, Дринов представлял собою целую энциклопедию по славяноведению, являясь выдающимся специалистом как в области славянских языков, так и в области истории славян – редкое сочетание языковеда и историка. У Дринова была большая библиотека и собрание рукописей. К нему обращались за справками слависты из других городов и стран… С обширными знаниями и эрудицией Дринов соединял обаятельную простоту и доступность, скромность и добродушный юмор. Эти качества делали его превосходным председателем Историко-филологического общества. Он внес в заседания непринужденность и оживление, и время его председательства было порой расцвета в жизни общества. Вообще это был один из самых уважаемых и любимых профессоров, и, когда кто-либо из бывших студентов нашего факультета потом писал в Харьков и слал привет особенно дорогим ему и памятным профессорам, то в числе таких профессоров обыкновенно значилось и имя М. С. Дринова» [2].
***
Из воспоминаний Ф. Г. Кашменского, бывшего студента Харьковского университета:
«Историю славянских народов читал нам добродушнейший и ученейший доктор славяноведения, брюнет с окладистой бородой, лет сорока, болгарин Марин Степанович Дринов. Не по темпераменту, а по идеологии и пламенному патриотизму это был тургеневский Инсаров из “Накануне”, но только не в романе, а в живой жизни. Как только началось освободительное движение на Балканах, так он, полный сил и энергии, простился на время с профессорской кафедрой и отправился в родную Болгарию. Ей он посвятил свои глубокие знания, весь пыл своего любящего сердца… Чтение родной для него истории славян было строго научное и основано на его личных исследованиях в этой области. Его научные труды, его докторская диссертация посвящены изложению судеб балканских славян. Всем, кто желал подробнее ознакомиться с тем или другим эпизодом этой многострадальной эпопеи, он приходил на помощь и руководственными указаниями, и книгами. Он переводил с нами песни и сказания южных славян – их наивные патриотические эмоции были близки его сердцу» [4].
***
«Авторитет М. С. Дринова как преподавателя был очень высок. Особенно популярны были его лекции по этнографии. Во время этих лекций в аудитории, как говорится, яблоку негде было упасть. Часто Дринов читал и публичные лекции, работая в обществе по распространению в народе грамотности. С самого начала своей преподавательской работы в университете он становится одним из наиболее активных членов историко-филологического общества. В значительной степени заслугой М. С. Дринова было создание при этом обществе этнографического музея, а с 1892 г. – педагогического отделения» [1].

Джерела
1. Астахова, В. И. Дринов Марин Стоянов // Выдающиеся педагоги высшей школы г. Харькова : биогр. словарь. – Харьков, 1998. – С. 245–247.
2. Бузескул, В. П. Из истории Харьковского университета второй половины 70-х годов прошлого века: (личные воспоминания) // Харківський університет XIX – початку XX століття у спогадах його професорів та вихованців. – Харків, 2010. – Т. 2. – С. 130–148.
3. Дринов Марин Степанович (Стоянович) // Історики Харківського університету : біобібліогр. довід. (1905 – 2013 рр.) / уклад.: О. М. Богдашина, В. І. Бутенко, С. Б. Глибицька та ін. – Харків, 2013. – С. 77–79.
4. Кашменский, Ф. Г. Из воспоминаний о профессорах историко-филологического факультета Харьковского университета с 1876 по 1880 г. // Харківський університет XIX – початку XX століття у спогадах його професорів та вихованців. – Харків, 2010. – Т. 2. – С. 162–169.
5. Марин Степанович Дринов – профессор Харьковского университета : биобиблиогр. указ. работ на рус. яз. / сост. В. К. Мазманьянц. – Харьков : ХГУ, 1985. – 35 с.
6. Попов, Г. Н. Город Харьков в жизни и деятельности Марина Дринова // Марин Дринов : исследования харьковских ученых, посвященные 150-летию со дня его рождения. – София, 1991. – С. 9–36.
7. Посохов, С. І. Дрінов Марин Степанович / С. І. Посохов, С. Ю. Страшнюк // Енциклопедія Сучасної України. – Київ, 2008. – Т. 8. – С. 402 : фот.
8. Редин, Е. К. Профессор М. С. Дринов : к чествованию 25-летия его ученой деятельности. – Харьков : Тип. губерн. правления, 1898. – 7 с.
 

1 комментарий: